«Музыка как средство повышения эффективности урока».

Автор: Маканова Мадина Миннебаевна

воспитатель кадетского класса ГБОУ “Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С. Сабинского муниципального района РТ «

Музыка как средство повышения эффективности урока».

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГБОУ «Икшурминская кадетская школа – интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района 

 « Музыка как средство повышения эффективности урока».

Маканова Мадина Миннебаевна.

Введение.

Актуальность выбранной темы связана с тем, уроки физической культуры в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно было рассчитывать. Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последнего десятилетия , удручающе свидетельствуют о том, что начиная с 3-4 классов средней школы отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается ,становясь почти откровенно негативным в старших классах. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, более 80% отечественных старшеклассников выразили отрицательное отношение к урокам физической культуры.

В годы обучения в средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди ещё больше теряют интерес к занятиям физическими упражнениями и физическому совершенствованию в общей системе жизненных ценностей.

Положение, как видим, складывается чрезвычайное. Однако проблема эмоциональной привлекательности занятий физической культурой, призванных укреплять здоровье, продлевать жизнь и повышать умственную и физическую работоспособность человека, по- прежнему  остаётся одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания

Данная работа преследует цель повышения эффективности занятий физическими упражнениями путём использования методики музыкальной стимуляции. Такой подход способствует формированию у учащихся общего положительного эмоционального настроя, повышения качества и эффективности выполняемых физических упражнений,  которая состоит из четырёх задач.

  1. краткий анализ трудов и разработок по исследуемой проблеме;
  2. определение и отбор музыкальных произведений;
  3. установление оптимальной методики музыкальной стимуляции;
  4. представление комплекса практической рекомендации по реализации выбранной методики в учебном процессе.

Объектом исследования являются формы и жанры  музыки.

Предметом исследования – способы реализации музыкальной стимуляции на разных этапах учебного процесса.

 

Функциональной музыкой – называют произведение различных музыкальных жанров, предназначенных для направленной стимуляции физиологических и психологических процессов при умственной и физической деятельности человека. Она оказывает сложные воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную и др. системы организма.

Музыка побуждает учеников подсознательно укладывать определённые структурные элементы выполняемых упражнений в рамках времени, ограниченные музыкальным мотивом, синхронизировать акценты целостного двигательного акта с соответствующими музыкальными актами.

Динамические оттенки музыки регулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания и ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость двигательных действий.

Для стимуляции уроков ФК лучше всего использовать легкую и эстрадную музыку. Присущая им строгая метрика, подчёркнутая ритмическая регулярность и акцентность вызывают у учащихся чёткую упорядоченность выполненных двигательных действий.

        Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов, показавший своими классическими опытами, что смена деятельности или активный отдых более эффективны, чем полный покой, впоследствии расширил значение открытого им явления, отметив, что «найденные  факты   пришлось отнести в категорию издавна известных пособников работы – оживленного настроения,   песни, музыки и т.д.».

       Обладая большой силой психофизиологического воздействия на организм слушателя, музыка на уроках физкультуры, так же как и во время отдыха, способна возбудить и усилить желание заниматься физическими упражнениями.

       Механизм воздействия функциональной музыки на работоспособность школьников базируется на ее способности вызывать положительные эмоции и регулировать ритмику движения.

       Известный советский  физиолог А.А.Ухтомский в фундаментальной работе «Физиология двигательного аппарата» писал, что «состояние утомления субъективно  снимается от приятной эмоции, например, от музыки или песни на марше».

       Развивая это учение П.К. Анохин утверждал, что положительная эмоция стимулирует мышечную и психологическую деятельность. А исследованиями  крупного современного ученого П.В. Симонова  показано, что если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она сама оказывается дополнительным стимулом к новой, более интенсивной и продуктивной деятельности.

       В последнее время учителя физкультуры все чаще говорят о целесообразности использования на уроках функциональной музыки. В небольших пробных опытах энтузиасты функциональной музыки с определенным успехом применяли ее и на занятиях по тем видам спорта, которые в обыденном представлении с музыкой пока не связаны.

       Эти опыты показали, что использование музыки на занятиях физическими упражнениями может вызвать у занимающихся положительные эмоции, помощь закреплению двигательных навыков, улучшить технику выполняемых движений, повысить моторную плотность занятий. Все это позволяет рассматривать функциональную музыку как одно из важных средств повышения эффективности занятий физическими упражнениями.

        Сравнительно недавно французский нейропсихолог Ж. Монпелье  описал экспериментально установленный закон укрепления нервных связей при восприятиях, согласно которому «когда процесс установления связи между складывающейся ситуацией и ответной реакцией человека сопровождается или сменяется состоянием удовольствия, прочность связи возрастает». На основании этого закона эффективность уроков физической культуры с адекватным использованием  музыки тоже возрастает, поскольку порождаемое музыкой удовольствие облегчает закрепление рефлекторных связей в ЦНС учащихся при образовании двигательных навыков, ускоряет и углубляет усвоение программного урочного материала.

Важнейшим фактором функционального  воздействия музыки на работоспособность учащихся является её способность незаметно стимулировать ритмику двигательной деятельности. Занимающиеся сами того не сознавая, без всяких волевых усилий, то есть подсознательно, стремятся в ритме воспринимаемой музыки идти, бежать, плыть, прыгать, приседать, отжиматься, крутить педали велосипеда или совершать другие движения, выполняемые в её сопровождении.

       С научной точки зрения эта особенность воздействия музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения. Поэтому если в процессе двигательной деятельности учащиеся слышат музыкальную мелодию. То у них непроизвольно возникает слухомоторная координация совершаемых действий, которая заметно облегчает их за счёт звуковой автоматизации выполняемой работы.

      Целенаправленная музыкальная стимуляция необходимых ритмов двигательной работы на уроке способна опосредованно и ненавязчиво перестраивать индивидуальные характеристики рабочей активности учащихся по плану, задуманному умным и предусмотрительным учителем.

     Из выше сказанного можно сделать заключение, что  музыка стимулирует рабочую деятельность ученика. Ритм пробуждает чувство удовлетворения и является важным фактором упрочения двигательного стереотипа, рациональности движений,  в связи с чем он не только оптимизирует работу, но и доставляет эстетическое наслаждение.

 

  1. Основные исследовательские подходы к проблеме использования   музыки в отечественной науке.

    Одним из важнейших и ныне  недостаточно используемых резервов повышения работоспособности учащихся являются положительные эмоции. Роль эмоций в жизнедеятельности человека учёными последнего столетия исследована недостаточно основательно, что в определённой мере упрощает нашу задачу.

Всемирно известные русские  учёные И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин установили и экспериментально подтвердили, что процесс утомления от двигательной работы начинается не в мышцах, не в синапсах, не в мотонейронах, а главным образом в нервных клетках коры  головного мозга.

Нобелевский лауреат И.П. Павлов придал «эмотивному фонду» ( от франзуского – эмоция) особое значение в развёртывании уловных реакций. В некоторых случаях он прямо указывал, что главный импульс к деятельности коры головного мозга идёт исключительно из подкорки, и если  исключить эти эмоции, то кора лишается  главного источника силы.

«Положительные эмоции, – отмечал А,А, Ухтомский, – при утомлении поднимают лабильность утомленных нервных звеньев, возвращается слаженность работы во времени, усталость проходит подчас изумительно для того, кто её носит в себе».

С научной точки зрения особенность воздействия музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения. Поэтому если в процессе двигательной деятельности учащиеся  слышат  музыкальную мелодию, то у них непроизвольно возникает слухомоторная   координация совершаемых действий, которая заметно облегчает их за счёт звуковой автоматизации выполняемой работы.

Наш организм обладает свойством машинального заимствования адекватных ритмов. Предлагаемых внешней средой. При этом он  как бы настраивается на предлагаемый источник ритма, ускоряя или замедляя темп своей работы, в соотвествии с конкретными обстоятельствами.

Ключевое понимание этого процесса дает выдвинутый А.А. Ухтомским принцип усвоения ритма, согласно которому в основе ритмообразования на внешний раздражитель лежит рефлекторное сонастраивание ритмов и темпов деятельности отдельных участков нервной системы. При этом сроки и скорости вегетативных процессов становятся синхронными с усваиваемыми скоростями  двигательного комплекса.

  Применение  музыки полезно  и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды урочных работ музыкальное сопровождение прекрасно вписывалось, явно повышало их эффективность, помогало учащимся более успешно и с эмоциональным подъёмом выполнять предлагаемые учителем задания. В другие – наоборот, органически не вписывалось, неоправданно отвлекало на себя внимание занимающихся и мешало выполняемой работе.

     В результате аналитического изучения полученных данных было выявлено. Что для эффективного использования  музыки  необходимо в первую очередь наличие определённой степени свободного внимания во время работы и ее удобное сочетание с воспринимаемой музыкой.

     Оказалось, что музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет своё стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых или твёрдо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

    Лучше всего таким требованиям отвечают учебные задания, выполняемые во время разминки в вводной части урока; во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время, отведённое для дыхательных и двигательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. При этом по физиологическому закону доминанты отвлечение внимания. Свободного от работы, на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и облегчает его, делает более полным сопутствующее расслабление мышц – антагонистов и мышц, не принимающих непосредственное участие в реализуемом двигательном акте.

    А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно внимательного слежения за рабочей информацией от внешней или внутренней (прежде всего мышечной) среды, лучше осуществлять в обычных условиях. Без побочных раздражителей. Сюда относятся специфическая деятельность учащихся во время начального построения, рапорта дежурного ученика, сообщение педагогом задач урока и другой  ситуационно необходимой устной информации, а также при изучении и первичном закреплении нового материала, игр, требующих сосредоточения, и соревнований.

     В этих обстоятельствах музыка, отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В  результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряжённых игр и соревнований, где даже кратковременное отвлечение внимания на любой побочный раздражитель, в том числе и музыкальной, грозит ошибкой, проигрышем или травмой.

      Опыт показывает, что в практической работе нельзя пренебрегать ни одним научным правилом прикладного использования  музыки. Даже если на первый взгляд данное правило и кажется не особенно значимым. Если, например, осуществить внедрение функциональной музыки на хорошем методическом уровне, но при этом не учесть таких вроде бы незначительных деталей, как акустические особенности используемого спортивного зала или уровень производимых занимающимися  рабочих шумов, то вся внедренческая работа может оказаться бесполезной. Бесполезной потому, что в таких случаях неприятные наложения и взаимные искажения звуков будут отрицательно действовать на нервную систему учеников – слушателей и тем самым существенно подрывать успешность выполняемой  на уроке учебной деятельности.

 

  1. Методика использования  музыки на уроках физической культуры.

 

       Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется понижением работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому учебному предмету, ходьбы  в школу) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определённого времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего в общепринятой структуре выделена его вводная часть.

Программу, предназначенную для музыкальной стимуляции разминки, составляю в основном из спортивных, эстрадно-танцевальных мелодий с близкими и понятными ученикам темами, с чётким и ясным ритмическим рисунком.

В процессе педагогической деятельности разработала 4 комплекса общеразвивающих упражнений с использованием музыки для вводной части урока. Комплексы рассчитаны на 7-8 минут.1-ый и 2-ой комплекс  рассчитаны для среднего и старшего школьного возраста с использованием гантелей. Третий комплекс для всех возрастов на гимнастической скамейке, а четвёртый рассчитан для девушек старшего школьного возраста на гимнастической стенке

     В зависимости от конкретных педагогических задач основной части  проводимого урока это могут быть акробатические упражнения, неопорные и опорные прыжки, лазание и перелезание; а также упражнения (без сопротивления партнёра) в ведении, обводке, приёме, подаче, передаче, бросках и ударах по мячу (из раздела учебной программы «Спортивные игры»).

      При составлении программ лидирующей музыки подбираю музыкальные произведения с подчёркнутым акцентированием сильных долей такта, чётко выраженным пульсом мелодии. Сильная доля в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается учениками с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая 

доля – с ослаблением мышечного усилия и вдохом в процессе стимуляции двигательных действий.

     При занятиях ациклическими и смешанными видами спорта музыкой стимулирую лишь поддающиеся ритмизации многократные тренировочные повторения отдельных элементов основной деятельности, например, ведение или передачи мяча (в баскетболе), прыжки со скакалкой  (в гимнастике) и т.д.

Среди базовых видов спорта, комплексной программы физического воспитания общеобразовательных школ Российской Федерации, наибольшее количество времени в сетке часов отводится на уроки, посвящённые спортивным играм. В качестве базовых спортивных игр рекомендуют преимущественно баскетбол, волейбол, футбол или гандбол.

На первый взгляд, уроки по спортивным играм уже сами достаточно эмоциональны, однако при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится очевидно, что игровые ситуации, которые так нравятся детям, в процессе урока занимают лишь незначительную его долю.

Большая часть типового урока обычно посвящается не особенно привлекательной для школьников работе – многократному однообразному повторению обусловленных учебной программой общеразвивающих , подготовительных и специальных упражнений.

Свободно и непринуждённо играть дети конечно любят, а вот увлечь их настойчиво и многократно повторять, закреплять и шлифовать отдельные элементы техники  баскетбола  в обыденной, неигровой ситуации без дополнительных стимулов непросто. И вот тут-то действенную помощь оказывает  музыка.

    Учитывая тягу современной молодёжи к специфическим эффектам современной  музыки, в качестве иллюстративного примера программы лидирующей музыки для основной части урока физической культуры, связанного с ациклическими видами спорта в старших классах использую композиции  в исполнении рок-групп.

        В заключительной же  части урока – в  аутогенной тренировке, определены три основных воздействия на состояние центральной нервной системы: 

-тонус скелетных мышц и дыхания; представления,

– чувственные образы;

– слово (произносимое вслух и мысленно).

Эти воздействия используют последовательно и в комплексе.                       Аутогенная тренировка с использованием  музыки состоит из 2 частей: успокаивающей и мобилизующей. В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в мобилизующей – его повышения. И то и другое достигается при соблюдении трёх условий: 1) регуляции мышечного тонуса; 2) управлением ритмом дыхания; 3) оперирования чувственными образами.

  1. 1. Регуляция мышечного тонуса.

Успокаивающая часть: полное расслабление всех мышц тела (релаксация).

Мобилизующая часть: повышение тонуса всех мышц тела.

  1. Управление ритмом дыхания.

Успокаивающая часть: относительно короткий вдох, плавный, медленный выдох. Пауза.

Мобилизующая часть: длительная фаза вдоха, пауза, относительно короткий выдох.

  1. Оперирование чувственными образами.

Успокаивающая часть: «Лежу на берегу реки», «Купаюсь в море», «Лежу на светлой поляне».

Мобилизующая часть: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти». 

В своей практике использую следующии музыкальные проиведения:

  1. «В гравитационной волне» (А.Родионов – Б.Тихомиров)
  2. «Ласковый шум зелёных дубрав и голоса птиц в природе». 

     В итоге изучения данной проблемы мною были разработаны некоторые правила использования  музыки на уроках.

1.Практический результат музыкальной стимуляции уроков находится в прямой зависимости от того, насколько учитель знает о влиянии музыки на организм человека, его психическое состояние и учебную работоспособность.

2.В ходе урока физической культуры наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое музыкальное сопровождение выполняемой учащимися работы.

3.Музыкально стимулируемые уроки полезно чередовать с уроками, проводимые в обычных условиях без музыки.

4.В процессе проведения уроков физической культуры наибольшую пользу  музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от занимающихся высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

5.Транслируемая в процессе урока физической культуры  музыка должна нравится всем или хотя бы большинству занимающихся.

В практике музыкальной стимуляции учебной деятельности на уроках физической культуры учащиеся выступают как объекты, так и субъекты соответствующего функционального воздействия. Не только музыка, как управляющий и регулирующий фактор, воздействует на сознание, поведение и рабочую активность занимающихся, но и они сами по каналам обратной связи оказывают всё более возрастающее и определяющее влияние на содержание и объём составляемых для них музыкальных программ.

Я достигаю это путём анкетного опроса занимающихся по наиболее интересующим учителя вопросам. В качестве примера приведу некоторые актуальные вопросы из этой анкеты.

  1. Как ты относишься к музыке? Ответы: Люблю. Безразлично. Не люблю.
  2. Как ты оцениваешь опыт применения функциональной музыки  на ваших уроках физической культуры? – Нравится. Безразлично. Не нравится.
  3. Хочешь ли ты и дальше  заниматься на уроках физической культуры с музыкальным сопровождением? – Да. Не знаю. Нет.
  4. Оцени влияние использованной музыки на твою учебную деятельность в различных частях урока (если помогает – подчеркни, не помогает – пропусти, мешает – зачеркни). – В начале урока. В середине урока. В конце урока.
  5. Отметь твои любимые музыкальные жанры и стили. – Песня, марш, хор, народная музыка, танцевальная, эстрадная, диско, поп ….

И так далее.

       Соответствующее изучение и группировка результатов таких социологических опросов дают педагогу возможность периодически получать логически развёрнутую и структурно детализированную картину реально складывающихся потребностей в музыке в каждом классе, группе или команде, обуславливающую оптимальные объёмы и содержание планируемых для них музыкальных воздействий.

 

Заключение.

 

 Музыку  я начала применять с учениками начальных классов.  Сегодня  они уже являются учащимися 11 класса. И это дает мне возможность сделать некоторые обобщения и выводы.

   Мне удалось более чем на 20% увеличить моторную плотность уроков, существенно повысить их результативность. Это выразилось в увеличении показателей силы, ловкости и выносливости в контрольных упражнениях по сравнению с аналогичными показателями, полученными на обычных уроках без использования музыки. Такое заключение я смогла сделать и после анкетного опроса самих учащихся. У них улучшается настроение, ощущается необычайная легкость при выполнении  движений, высокая работоспособность, причем не только на уроках физкультуры, но и на следующих за ним уроках по другим пред- метам.

     Регулярно,  музыку, я использую не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

     Наша школа является базовой для зональных соревнований.  Использование  музыки придает им атмосферу праздности, торжественности. Музыка повышает настроение не только участников соревнований, но  привлекает также и жителей села. Они невольно становятся участниками соревнований, ярыми их болельщиками или просто получают эстетическое и эмоциональное наслаждение. Так как к каждому соревнованию мы тщательно готовимся, торжественно поднимаем флаг, каждая школа сдает рапорт,  готовит приветствие. К каждому этапу подбираем соответствующую музыку.

    В заключении хочется подчеркнуть, что на достигнутом я не собираюсь останавливаться. Передо мной уже новые планы, новые задачи. В дальнейшем я собираюсь расширить применение  музыки и в других разделах школьной программы. Собираюсь начать исследовательскую работу по выявлению влияния музыки на состояние здоровья учащихся. Для этого у меня уже есть определенный багаж материальных данных, которые я собрал совместно с педиатром нашей поликлиники.

   Хотя я уже сейчас уверенно могу сказать, что  музыка является эффективным средством для стимуляции различных видов деятельности человека.

 

 

 

Приложение №1.

 

Комплекс №1. ОРУ с гантелями для среднего и старшего школьного возраста.

И.п.-о.с.

1-полуприсед, поворот головы влево;

2-полуприсед, поворот головы вправо.

2.И.п.-о.с.

1-полуприсед, наклон головы вперёд

2-полуприсед. наклон головы назад

3-полуприсед, наклон головы влево

4-полуприсед, наклон головы вправо

  1. И.п.-о.с.

1-полуприсед, поднять левое плечо, руки в локтях согнуть

2-и.п.

3-полуприсед, поднять правое плечо. Руки в локтях согнуть

4-и.п.

  1. И.п.-о.с.

1-полуприсед, поднять обе плечи

2-и.п.

3-полуприсед, плечи вверх

4-и.п.

  1. И.п.-о.с.

1-полуприсед, прямые руки в стороны

2-и.п.

  1. И.п.-руки согнуты в локтях перед грудью

1-2 – поворот туловища влево

3-4- поворот туловища вправо

  1. И.п.- широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью

1- приставной шаг влево, руки в стороны

2-и.п.

3- приставной шаг вправо, руки в стороны

4-и.п.

  1. И.п.-о.с.

1- приставной шаг влево, наклон вперёд

2-и.п.

3-приставной шаг вправо, наклон вперёд

4-и.п.

  1. И.п.- руки в стороны

1- прыжок на правой, левая вперёд вверх

2-и.п.

3-прыжок на левой, правая вперёд вверх

4-и.п.

 

Комплекс №2

ОРУ с гантелями для среднего и старшего школьного возраста под музыкальное произведение .

И.п.-о.с.

1-с поворотом туловища влево полуприсед, руки в стороны

2-и.п.

3-с поворотом туловища вправо полуприсед, руки в стороны

4-и.п.

  1. И.п.-руки вдоль туловища

1-наклон головы вперёд

2-и.п.

3-наклон головы назад

4-и.п.

  1. И.п.- ноги вместе, руки в стороны

1-полуприсед, кисти повернуть ладонями вверх

2-и.п.

3- полуприсед, кисти повёрнуть вниз

4-и.п.

  1. И.п.- о.с.

1- присед, поднимая руки через стороны вверх

2-и.п.

  1. И.п.-о.с.

1- выпад левой вперёд, руки в стороны

2- и.п.

3- выпад правой вперёд, руки в стороны

4-и.п.

  1. Бег на месте с высоким подниманием бедра.
  2. И.п.- лёжа на спине

1- поднять согнутую ногу

2- опустить ногу не касаясь пола

3-4 – то же с другой ноги

8.И.п.- лёжа на спине

1- поднять руки вверх

2- и.п.

9.И.п.- ноги вместе, руки вверху

1- расслабить кисти и «уронить»

2- «уронить» предплечья

3-4 –  «уронить» руки

5-8 – медленно в и.п.

 

Комплекс №3

Упражнения у гимнастической стенки.

  1. И.п.- стоя лицом к стенке, хват руками за рейку
  1. подняться на носки, правая рука вверх ладонь вверх
  2. и.п.
  3. подняться на носки, левая рука вверх ладонью вперёд
  4. и.п.
  1. И.п.-то же, что и упражнении 1

1-4 – перемещать на каждый счет колени из стороны в сторону, постепенно приседая.

5-8- упражнение выполняется в обратном порядке.

  1. И.п.- то же, что в упражнении 1

1- полуприседая, поворот на носках, пятки поднять и поставить налево параллельно.

2- встать на пятки, подняв на носки, повернуть их налево и параллельно поставить на пол.

3- встать на носки, поднять пятки, повернуть их налево и поставить параллельно.

4- то же, что на счёт 2.

5-8- то же в другую сторону.

4.И.п – .то же

1-2- правая в сторону на носок, две пружинящих наклона вправо. Левая рука вверх

3- с поворотом туловища направо полуприсед на двух, левая рука сгибается к груди и разгибается вперёд кистью вверх

4-и.п.

5-8 – то же, но с другой ноги.

  1. И.п.- стоя спиной к стенке, руки на уровне головы, хват за рейку снизу

1- выпрямляя руки, подняться на носок правой, левая согнута вперёд, голова назад.

2- и.п.

3- то же, что на счёт 1, но на другой ноге.

4-и.п.

6.И.п.- стоя лицом к стенке, руки за рейку. Острый шаг на месте.

  1. И.п.- то же. Прыжки на двух ногах.
  2. Упражнение на расслаблени                                                                          

 

Комплекс №4.

Упражнения на гимнастической скамейке 

1.И.п.- стоя лицом к скамейке.

1- полуприсед на левой, правую согнутую поднять вверх, плечи вверх.

2- перешагнуть правой через скамейку в стойку ноги врозь, правая вперёд, плечи опустить.

3- полуприсед на правой, левую согнуть вперёд, плечи вверх.

4- стать спиной к скамейке, плечи опустить.

5-8 – то же с другой ноги.

2.И.п.- стоя лицом к скамейке, правая нога на ней, руки вперёд – вниз.

1-3- сгибая правую ногу перенося на нёё массу тела, сделать 3 пружинящих полуприседания, руки на каждый счёт выполняют скрестное движение.

4- и.п.

5-8- то же, но с другой ноги.

3.И.п.-сидя продольно на скамейке и взявшись за её передний край.

1- поднять согнутую правую.

2- выпрямить её вверх.

3- согнуть.

4- и.п.

5-8 – то же, но с другой ноги.

  1. И.п.-то же

1- поднять правую

2- согнуть её за левую и коснуться носком пола. Правая рука влево, поворот головы налево.

3- положение счёта 1.

4- и.п.

5-8- то же с другой ногой.

5.И.п.- упор лежа на полу, бёдра на скамейке.

1- сгибая руки, согнуть ноги назад

2- и.п.

3-4- то же, что на счёт 1-2.

6.И.п.-упор сзади, согнутые ноги на скамейке.

1- прогнуться, правая нога вверх

2- и.п.

3- прогнуться, левая нога вверх

4- и.п

 

Приложение №2

 

Аутогенная тренировка с использованием  музыки в заключительной части урока.

«В гравитационной волне» (А.Родионов – Б.Тихомиров) 2 мин 20 сек.

Вариант 1.

Успокаивающая часть.

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь…
  2. Моё дыхание ровное, спокойное…
  3. Мои руки полностью расслаблены… теплые…неподвижные…
  4. Мои ноги полностью расслаблены…тёплые…неподвижные..
  5. Моя шея расслаблена…
  6. Моё туловище полностью расслаблено….
  7. Моё лицо расслаблено…

А) расслаблен лоб

Б) расслаблены веки,

В) расслабление переходит на щёки,

Г) расслаблен язык, 

               Д) губы и зубы разжаты…

  1. Состояние приятного и полного покоя…
  2. Весь мой организм отдыхает… и набирает сил…
  3. Самочувствие отличное! (Пауза)

  Мобилизующая часть.

  1. Постепенно расслабление заканчивается.
  2. Уходит чувство расслабленности и неподвижности из рук…ног…туловища…шеи…лица…
  3. Все мышцы моего тела отдохнувшие… лёгкие… сильные…
  4. Хорошее настроение сохраниться надолго…
  5. При счёте «три» легко и просто откроются глаза и голова будет ясной и светлой, отдохнувшей.

Итак,

«раз» – расслабление начинает проходить и исчезает…

«два» – удаётся подвигать руками и ногами, сжать пальцы рук в кулаки, ощутить энергию, упругость, силу в мышцах организма…

«три» – открываю глаза, смотрю напряжённо. Я бодр, активен, работоспособен и здоров. Готов приступить к очередным делам. Встать!

 

Вариант №2.

Успокаивающая часть (звучит фонограмма с шумом листвы и пением птиц ) 3 мин 30 сек.

Успокаивающая часть.

  1. Я лежу на берегу реки в лесу…
  2. Журчит вода, поют птицы…
  3. Шумит листва деревьев…
  4. Я спокоен…
  5. я лежу на спине, смотрю в голубое небо…
  6. Там плывут облака…
  7. Надо мной качаются верхушки деревьев…
  8. Я слушаю успокаивающий шум леса…
  9. Я как будто повис в воздухе…
  10. Будто нахожусь в состоянии невесомости…
  11. У меня такое ощущение, будто я растаял…
  12. Моё тело погружено в нагретый солнцем песок…
  13. Песок нагревает тело…
  14. На душе спокойно и тепло…
  15. Все системы организма работают отлично! (Пауза.)

Мобилизующая часть.

  1. Меняется пейзаж…
  2. Ветер нагоняет тучи…
  3. Становится прохладно…
  4. По телу пробежали «мурашки»…
  5. Холодеют ладони и стопы…
  6. Дыхание глубокое, учащённое…
  7. Я полностью мобилизован…
  8. Я как сжатая пружина, готовая мгновенно распрямиться. Встать!

 

«Музыка как средство повышения эффективности урока».
Пролистать наверх