Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”

Автор: Максимова Лидия Станиславовна

педагог-библиотекарь Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Белово”

Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”

Педагог-библиотекарь

Максимова Лидия Станиславовна

для учащихся 5-7 классов коррекционной школы для детей с ОВЗ

Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”

Б.: Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся школы! Я рада приветствовать вас в нашей литературно-экологической гостиной «Лишь красотою мир живет».

Давайте попробуем разгадать тайны природы. Но сначала выясним, чем является для нас природа. (Учащиеся отвечают на вопросы ведущего):

  1. Что такое природа? (Природа – это внешний мир, в котором мы живем)
  2. А может ли человек жить без природы? (Конечно, нет, так как пользуемся дарами природы, учащиеся приводят различные примеры)
  3. Какое действие оказывает природа на человека? (Человек познает природу, она красива, воздействует на душу, дарит человеку много полезного)
  4. Что вам больше всего нравится в природе? (различные варианты ответов).

 

Б.: Ребята, что вы понимаете под словом «красота»? (ответы).

   -Красота- это то, что приятно и нравится всем людям без исключения. Красота- это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем хорошую, чистую радость.

    Красота охватывает людей, их поведение, душу, музыку, окружающий мир.

   Показ таблицы-схемы:

          Природы                                     Музыки

                                                               

                                                    Красота

Поэзия                                                                            Художники                   

 

   – Мы сегодня остановимся с вами на «Красоте природы». Мы узнаем как люди видят красоту природы, и как преподносят ее. А начать мне бы хотелось таким эпиграфом: (на слайде)

«В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля,

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя!»

Вс. Рождественский

   В.: Природа является первоосновой всякой красоты. Природа может размягчить даже самые черствые сердца. Красоту  природы воспели выдающиеся художники, поэты, музыканты.

Что же такое природа? Природа это- (на слайде)

 

Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно. Природа — как раскрытая книга, которую можно читать бесконечно. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. 

 

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. 

 

Природа – источник доброты. Любование красотой – это первый росток доброго чувства. Светлые добрые человеческие качества в наших сердцах. Заботливое отношение к живому и красивому способна только природа.

 

Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное средство закаливания организма. 

В.:  А какой природу, нашу красавицу Землю видели поэты, писатели, художники, композиторы?

   В.: Сила талантливого художника в том, что он может через поэтические, живописные, музыкальные образы заставить услышать песню жаворонка, журчание ручья, ощутить прохладу лесной глуши и влажность болота.

(слайд природа и художники)

Рассмотрите репродукции картин известных художников (Шишкин, Саврасов)  и ответьте на вопросы: 

   -В чем привлекательность и красота картины природы на полотнах художников? (ответы).

   -Какие краски используют художники передавая красоту природы? (ответы).

   -Какую мысль, какое чувство они стремятся донести до нас? (ответы).

   -К. Паустовский писал: «Живопись важна тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть всю прелесть и красоту природы и удивляться, что не замечали ее раньше». (слайд)

Б.: А вот посмотрите, что увидели наши учащиеся, которые любят рисовать и возможно кто-то из них станет в будущем знаменитым художником-пейзажистом. У вас было время посмотреть рисунки. Скажите пожалуйста, чей больше понравился и почему? (Звучит спокойная мелодия).

 

 

Б.:  Ребята! Я знаю, что вы прочитали на внеклассных чтениях книги о природе и животных. Скажите мне, произведения каких авторов вам больше запомнились? Почему?  (ответы детей)

Со многими произведениями на эту тему приходиться знакомиться в школе. Вы назвали поэтов и писателей разных веков. Они жили в разное время, но писали все об одном – о любви к родной природе.

В.:  Большим любителем природы был Сергей Есенин. Подсчитано, что в стихах Есенина свыше 30 наименования птиц, более 20 пород деревьев, около 20 видов цветов, почти все домашние животные. (слайд) Сжимается сердце от боли, когда читаешь его стихи о животных.

Он, действительно, обращался к ним, как к своим “ меньшим братьям”. Послушайте стихотворение Сергея Есенина Лисица

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,

 Мокрый вечер липок был и ал,

Голова тревожно подымалась,

И язык на ране застывал,

Желтый хвост упал в метель пожаром, 

На губах – как прелая морковь…,

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь. 

 

Б.: Ребята,  какое чувство у вас вызвал этот стих. (Делают вывод) Да, очень тяжело слушать о таком отношении к “братьям нашим меньшим”, поэтому давайте любить и ценить нашу землю, как это делали наши поэты и писатели.

(слайд природа и поэзия)

       В.:   Природа… Родная природа… Под этими  словами мы   подразумеваем  деревья, цветы, горы, реки и поля, шелест  листвы, пение птиц и запах утренней росы…   

 

В.: Нам нравится наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны;  За первым снегом, превращающим  все вокруг в  зимнюю сказку; За осенним листопадом, устилающим землю мягким золотым ковром. 

Б.: Нам повезло жить в красивом современном мире, чистом и неприкосновенном. И мы обязаны любить и  беречь всё это великолепие, восхищаться и воспевать его, как многие великие поэты: А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев  и др.  Для  них природа всегда была живым, разумным существом и помогала  погрузиться в мир красоты и вдохновения.   

чтение стихов учащихся

 

чтец:

Не перестану удивляться красоте,
Смотрю на мир влюблёнными глазами,
Волнует явь, подобно трепетной мечте,
Любуюсь лугом, речкой, небесами.


Люблю смотреть на чудо дивных облаков,
Красиво, если в небе бродят тучи,
Вмиг небеса очистить может от оков
Чудесный ветер свежий и могучий.


Смотрю на мир и насмотреться не могу,
Подобен он блистательному чуду,
Я красоту люблю от всей души, не лгу,
В любви и верным, и достойным буду.

  чтец:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

чтец:   

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

 Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю!  Берегите!…

Берегите молодые всходы

 На зеленом празднике природы, 

Небо в звёздах, океан и сушу, 

И в бессмертье верящую душу,

Всей Земли связующие нити.

Берегите землю! 

Люди!  Берегите!…

 

Вывод-вопрос:

   -Какими словами поэты передают красоту природы? (ответы).

(Звучит спокойная музыка).

– Давайте вспомним, о чем  мы с вами сейчас говорили? 

Б.:            Действительно, мы нередко замираем от восторга, увидев первый подснежник, услышав трели жаворонка или  соловья, наслаждаясь грациозным полетом бабочки или благоуханием цветов. Сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Сколько силы и добра даёт нам  любование  её бескрайними  просторами и неповторимой  красотой…   

 

    – Вы немного устали – отдохнем минутку! Закройте глаза и прослушайте музыкальный фрагмент. 

Вопросы:

   -Какие картины предстают в вашем воображении?

   -Что способствовало созданию этих картин?

 

(Слайд природа и музыка)

 В.: Природа и музыка, музыка и природа- эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по своему.

  В.:  Великие музыканты писали о природе так, что мы с вами, слушая их произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли. И дело здесь не только в таланте композитора. В любом творчестве, в любой работе помогает человеку любовь к природе, любовь к родному краю.

 

звучит песня “Не рвите цветы, не рвите” на слова Ю. Антонова:   

“Не рвите цветы, не рвите”

  1. Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Припев:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля.

  1. Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Припев:

  1. Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Припев: 

В.:    Мало только любоваться розовым закатом или прекрасным пейзажем, надо еще уметь видеть, чувствовать и понимать природу, то есть получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородство и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы. Надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.  

Б.: Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сейчас говорили.

 

Б.: Раз  уж мы говорим о красоте природы- было бы несправедливо не проверить  знания о природе, о ее законах.

Викторина

Итак, вопросы:

1.Почему растения в лесу не мешают друг другу расти?

2.Почему сломанная ветка засыхает?

3.Почему дятла называют лесным лекарем?

4.Какое растение «говорит» где оно живет?

5.Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разжигать костры?

6.Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя?

7.Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек?

8.Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор?

(звучит спокойная мелодия).

Б.: А ответить на все вопросы вам помогут книги. Выставка книг. Презентация книги.

В.: Пусть всегда рядом с нами будет чудное окружение. Заповедная природа – это здоровье и будущее нашей Планеты под названием Земля!” 

Заповедная природа – это краса нашей  Земли! Это наше будущее! Это наша Жизнь…Мы просто обязаны  сохранить и показать природу нашего детства нашим детям.  

В.:  И если каждый человек задумается о том, какой лично он  способен внести вклад  в защиту природы, то мир начнет меняться в лучшую сторону. Мы сможем увидеть самые яркие краски, насладиться каждым временем года сполна, жить в мире и согласии. Заботливое отношение к природе приведёт к развитию самого человека как личности, к улучшению здоровья, долголетию и внутреннему душевному удовлетворению. Таким образом, мы спасаем не мир,  мы спасаем самих себя!… 

 чтец: 

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Земля у нас одна, одна такая!

                      (Е. Смирнова)                                                                                                                                                                                                                

   Б.: Подводя итог нашей гостиной, давайте вернемся к нашей схеме и повторим, что понимается под словом  красота, и где мы ее можем встретить? Что вам запомнилось в литературной гостиной?

 Всем спасибо, до новых встреч! (спокойная музыка)


“Не рвите цветы, не рвите”

  1. Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Припев:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля.

  1. Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Припев:

  1. Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Припев: 

 

“Не рвите цветы, не рвите”

  1. Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Припев:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля.

  1. Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Припев:

  1. Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Припев: 

 

“Не рвите цветы, не рвите”

  1. Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Припев:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля.

  1. Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Припев:

  1. Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Припев: 

 

Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”
Пролистать наверх