Автор: Максимова Лидия Станиславовна
педагог-библиотекарь Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Белово”
Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”
Педагог-библиотекарь
Максимова Лидия Станиславовна
для учащихся 5-7 классов коррекционной школы для детей с ОВЗ
Литературно-экологическая гостиная “Лишь красотою мир живет”
Б.: Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся школы! Я рада приветствовать вас в нашей литературно-экологической гостиной «Лишь красотою мир живет».
Давайте попробуем разгадать тайны природы. Но сначала выясним, чем является для нас природа. (Учащиеся отвечают на вопросы ведущего):
- Что такое природа? (Природа – это внешний мир, в котором мы живем)
- А может ли человек жить без природы? (Конечно, нет, так как пользуемся дарами природы, учащиеся приводят различные примеры)
- Какое действие оказывает природа на человека? (Человек познает природу, она красива, воздействует на душу, дарит человеку много полезного)
- Что вам больше всего нравится в природе? (различные варианты ответов).
Б.: Ребята, что вы понимаете под словом «красота»? (ответы).
-Красота- это то, что приятно и нравится всем людям без исключения. Красота- это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем хорошую, чистую радость.
Красота охватывает людей, их поведение, душу, музыку, окружающий мир.
Показ таблицы-схемы:
Природы Музыки
Красота
Поэзия Художники
– Мы сегодня остановимся с вами на «Красоте природы». Мы узнаем как люди видят красоту природы, и как преподносят ее. А начать мне бы хотелось таким эпиграфом: (на слайде)
«В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!»
Вс. Рождественский
В.: Природа является первоосновой всякой красоты. Природа может размягчить даже самые черствые сердца. Красоту природы воспели выдающиеся художники, поэты, музыканты.
Что же такое природа? Природа это- (на слайде)
Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно. Природа — как раскрытая книга, которую можно читать бесконечно. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена.
Природа – источник доброты. Любование красотой – это первый росток доброго чувства. Светлые добрые человеческие качества в наших сердцах. Заботливое отношение к живому и красивому способна только природа.
Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное средство закаливания организма.
В.: А какой природу, нашу красавицу Землю видели поэты, писатели, художники, композиторы?
В.: Сила талантливого художника в том, что он может через поэтические, живописные, музыкальные образы заставить услышать песню жаворонка, журчание ручья, ощутить прохладу лесной глуши и влажность болота.
(слайд природа и художники)
Рассмотрите репродукции картин известных художников (Шишкин, Саврасов) и ответьте на вопросы:
-В чем привлекательность и красота картины природы на полотнах художников? (ответы).
-Какие краски используют художники передавая красоту природы? (ответы).
-Какую мысль, какое чувство они стремятся донести до нас? (ответы).
-К. Паустовский писал: «Живопись важна тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть всю прелесть и красоту природы и удивляться, что не замечали ее раньше». (слайд)
Б.: А вот посмотрите, что увидели наши учащиеся, которые любят рисовать и возможно кто-то из них станет в будущем знаменитым художником-пейзажистом. У вас было время посмотреть рисунки. Скажите пожалуйста, чей больше понравился и почему? (Звучит спокойная мелодия).
Б.: Ребята! Я знаю, что вы прочитали на внеклассных чтениях книги о природе и животных. Скажите мне, произведения каких авторов вам больше запомнились? Почему? (ответы детей)
Со многими произведениями на эту тему приходиться знакомиться в школе. Вы назвали поэтов и писателей разных веков. Они жили в разное время, но писали все об одном – о любви к родной природе.
В.: Большим любителем природы был Сергей Есенин. Подсчитано, что в стихах Есенина свыше 30 наименования птиц, более 20 пород деревьев, около 20 видов цветов, почти все домашние животные. (слайд) Сжимается сердце от боли, когда читаешь его стихи о животных.
Он, действительно, обращался к ним, как к своим “ меньшим братьям”. Послушайте стихотворение Сергея Есенина Лисица
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал,
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал,
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах – как прелая морковь…,
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Б.: Ребята, какое чувство у вас вызвал этот стих. (Делают вывод) Да, очень тяжело слушать о таком отношении к “братьям нашим меньшим”, поэтому давайте любить и ценить нашу землю, как это делали наши поэты и писатели.
(слайд природа и поэзия)
В.: Природа… Родная природа… Под этими словами мы подразумеваем деревья, цветы, горы, реки и поля, шелест листвы, пение птиц и запах утренней росы…
В.: Нам нравится наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны; За первым снегом, превращающим все вокруг в зимнюю сказку; За осенним листопадом, устилающим землю мягким золотым ковром.
Б.: Нам повезло жить в красивом современном мире, чистом и неприкосновенном. И мы обязаны любить и беречь всё это великолепие, восхищаться и воспевать его, как многие великие поэты: А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев и др. Для них природа всегда была живым, разумным существом и помогала погрузиться в мир красоты и вдохновения.
чтение стихов учащихся
чтец:
Не перестану удивляться красоте,
Смотрю на мир влюблёнными глазами,
Волнует явь, подобно трепетной мечте,
Любуюсь лугом, речкой, небесами.
Люблю смотреть на чудо дивных облаков,
Красиво, если в небе бродят тучи,
Вмиг небеса очистить может от оков
Чудесный ветер свежий и могучий.
Смотрю на мир и насмотреться не могу,
Подобен он блистательному чуду,
Я красоту люблю от всей души, не лгу,
В любви и верным, и достойным буду.
чтец:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
чтец:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу,
И в бессмертье верящую душу,
Всей Земли связующие нити.
Берегите землю!
Люди! Берегите!…
Вывод-вопрос:
-Какими словами поэты передают красоту природы? (ответы).
(Звучит спокойная музыка).
– Давайте вспомним, о чем мы с вами сейчас говорили?
Б.: Действительно, мы нередко замираем от восторга, увидев первый подснежник, услышав трели жаворонка или соловья, наслаждаясь грациозным полетом бабочки или благоуханием цветов. Сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Сколько силы и добра даёт нам любование её бескрайними просторами и неповторимой красотой…
– Вы немного устали – отдохнем минутку! Закройте глаза и прослушайте музыкальный фрагмент.
Вопросы:
-Какие картины предстают в вашем воображении?
-Что способствовало созданию этих картин?
(Слайд природа и музыка)
В.: Природа и музыка, музыка и природа- эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по своему.
В.: Великие музыканты писали о природе так, что мы с вами, слушая их произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли. И дело здесь не только в таланте композитора. В любом творчестве, в любой работе помогает человеку любовь к природе, любовь к родному краю.
звучит песня “Не рвите цветы, не рвите” на слова Ю. Антонова:
“Не рвите цветы, не рвите”
- Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Припев:
- Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Припев:
В.: Мало только любоваться розовым закатом или прекрасным пейзажем, надо еще уметь видеть, чувствовать и понимать природу, то есть получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородство и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы. Надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.
Б.: Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сейчас говорили.
Б.: Раз уж мы говорим о красоте природы- было бы несправедливо не проверить знания о природе, о ее законах.
Викторина
Итак, вопросы:
1.Почему растения в лесу не мешают друг другу расти?
2.Почему сломанная ветка засыхает?
3.Почему дятла называют лесным лекарем?
4.Какое растение «говорит» где оно живет?
5.Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разжигать костры?
6.Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя?
7.Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек?
8.Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор?
(звучит спокойная мелодия).
Б.: А ответить на все вопросы вам помогут книги. Выставка книг. Презентация книги.
В.: Пусть всегда рядом с нами будет чудное окружение. Заповедная природа – это здоровье и будущее нашей Планеты под названием Земля!”
Заповедная природа – это краса нашей Земли! Это наше будущее! Это наша Жизнь…Мы просто обязаны сохранить и показать природу нашего детства нашим детям.
В.: И если каждый человек задумается о том, какой лично он способен внести вклад в защиту природы, то мир начнет меняться в лучшую сторону. Мы сможем увидеть самые яркие краски, насладиться каждым временем года сполна, жить в мире и согласии. Заботливое отношение к природе приведёт к развитию самого человека как личности, к улучшению здоровья, долголетию и внутреннему душевному удовлетворению. Таким образом, мы спасаем не мир, мы спасаем самих себя!…
чтец:
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Земля у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Б.: Подводя итог нашей гостиной, давайте вернемся к нашей схеме и повторим, что понимается под словом красота, и где мы ее можем встретить? Что вам запомнилось в литературной гостиной?
Всем спасибо, до новых встреч! (спокойная музыка)
“Не рвите цветы, не рвите”
- Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Припев:
- Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Припев:
“Не рвите цветы, не рвите”
- Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Припев:
- Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Припев:
“Не рвите цветы, не рвите”
- Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Припев:
- Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Припев: