Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения).

Автор: Мальцева Вера Александровна

воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 “Ляйсан”

Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения).

Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ

(тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения)

          

 Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувствительной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание.

    Специфическим средством  активизации познавательной деятельности детей является графическое моделирование. Старшие дошкольники  в состоянии применять наглядные модели, облегчающие  ориентировку в пространстве, формирование математических представлений, ознакомление с живой природой, обучение грамоте, знакомство с детской художественной литературой.

В коррекционной логопедической работе  в МБДОУ № 146 четвертого вида средства графического моделирования (схемы, предметные картинки, пиктограммы) используются нами для активизации инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием.

       При обучении детей описанию предметов решаются следующие основные задачи:

– развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

– формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

– овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

      При разработке плана, регулирующей деятельности  детей и в процессе создания описательных текстов, сделана опора на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие. В связи с этим перечень первой части модели включает соответствующую символику:

– через символ «ГЛАЗ»- дети учатся вычленять  признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

– через символ «РОТ»- вкусовые ощущения;

– через символ «РУКА» – фактурные признаки предмета;

– через символ «УХО» – способы обнаружения предмета.

– через символ «ЗНАК ВОПРОСА» – обозначение логических признаков (отнесенности предмета к определенной группе)

На занятиях у логопеда в процессе речевых упражнений с опорой на модель опорные пункты плана располагаются слева направо. 

ИГРА. Посмотри, какой предмет по форме? – Круглый. Как определить? – Посмотреть. Какой на ощупь?- Мягкий. Как определить? – Потрогать рукой

Подобный план обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребенок осознает канал обнаружения того или иного признака. Речь учителя-логопеда сводится к минимуму при опоре на план. Педагог молча указывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.


Приемы для составления описательного рассказа:

– логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют его;

– логопед описывает предмет, ребенок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ;

– на полотне расположены все картинки кроме первой, ведущий описывает предмет по плану, дети угадывают что это, затем повторяют рассказ-описание;

– логопед начинает, ребенок продолжает описание по оставшимся картинкам;

– дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному логопедом;

– ребенок сам раскладывает картинки и придумывает рассказ;

– «Картинки обиделись»: 1-2-3 картинки повернуты изображением вниз;

– «Картинки разбежались»: рассказ без опоры на картинки (удерживать в памяти план рассказа)

 

Приемы  заучивания стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей)

 

Опыт работы показал, что забавные стихотворения запоминаются детьми легче, чем проза. А если чтение и заучивание необходимых для автоматизации звуков стихотворений сопровождать показом предметных картинок, спонтанной схематичной зарисовкой, использовать магнитную доску, то заучивание превращается в весёлую игру. Заученный таким образом речевой материал долго остаётся в памяти ребёнка, а не исчезает через пару занятий. Каждый текст стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также определённым лексическим или грамматическим материалом. Таким образом, параллельно с работой над звукопроизношением идёт большая словарная работа.

Г.Ладонщиков «Весна» (дифференциация [с] и [з]).

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

 

С помощью картинок-символов  с детьми можно совершить прогулку по зоопарку и познакомить с различными его обитателями, превратив занятие в увлекательную игру.

 На каждый ударный слог большой палец(1) поочередно соединяется со 2.3.4.5.5.4.3.2-м пальцами. После двустишия – смена рук.

Мы в зверинце с мамой были,      правая рука.

Мы к животным там ходили.

 

В этом мире каждый важен-

Мы вам всех зверей покажем       левая рука.

 

 С длинной  шеею жираф     (вытягиваем шею.

Выступает, словно граф.         опускаем плечи)

Смотрит влево, смотрит вправо; ( поворачиваем голову 

Нет ли тигра иль удава;                    влево и право)

Нет ли в небе самолета.               (поднимаем голову)   

Под ногами бегемота.                  (опускаем голову)  

И вращает голово-

Ищет веточки с листвой.                (вращаем головой) 

 

Таким образом, наглядное моделирование развивает:

  • функцию замещения
  • образное мышление
  • воображение
  • сенсорную  сферу
  • пространственную ориентировку

С помощью наглядного моделирования дети имеют возможность с интересом открывать для себя мир литературных образов в художественных произведениях.

 

Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения).
Пролистать наверх