Автор: Мальцева Вера Александровна
воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 “Ляйсан”
Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения).
Мнемосхемы как метод коррекции речевого нарушения у детей с ОВЗ
(тяжелые нарушения речи + функциональные расстройства зрения)
Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувствительной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание.
Специфическим средством активизации познавательной деятельности детей является графическое моделирование. Старшие дошкольники в состоянии применять наглядные модели, облегчающие ориентировку в пространстве, формирование математических представлений, ознакомление с живой природой, обучение грамоте, знакомство с детской художественной литературой.
В коррекционной логопедической работе в МБДОУ № 146 четвертого вида средства графического моделирования (схемы, предметные картинки, пиктограммы) используются нами для активизации инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием.
При обучении детей описанию предметов решаются следующие основные задачи:
– развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
– формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
– овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
При разработке плана, регулирующей деятельности детей и в процессе создания описательных текстов, сделана опора на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие. В связи с этим перечень первой части модели включает соответствующую символику:
– через символ «ГЛАЗ»- дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
– через символ «РОТ»- вкусовые ощущения;
– через символ «РУКА» – фактурные признаки предмета;
– через символ «УХО» – способы обнаружения предмета.
– через символ «ЗНАК ВОПРОСА» – обозначение логических признаков (отнесенности предмета к определенной группе)
На занятиях у логопеда в процессе речевых упражнений с опорой на модель опорные пункты плана располагаются слева направо.
ИГРА. Посмотри, какой предмет по форме? – Круглый. Как определить? – Посмотреть. Какой на ощупь?- Мягкий. Как определить? – Потрогать рукой.
Подобный план обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребенок осознает канал обнаружения того или иного признака. Речь учителя-логопеда сводится к минимуму при опоре на план. Педагог молча указывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.
Приемы для составления описательного рассказа:
– логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют его;
– логопед описывает предмет, ребенок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ;
– на полотне расположены все картинки кроме первой, ведущий описывает предмет по плану, дети угадывают что это, затем повторяют рассказ-описание;
– логопед начинает, ребенок продолжает описание по оставшимся картинкам;
– дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному логопедом;
– ребенок сам раскладывает картинки и придумывает рассказ;
– «Картинки обиделись»: 1-2-3 картинки повернуты изображением вниз;
– «Картинки разбежались»: рассказ без опоры на картинки (удерживать в памяти план рассказа)
Приемы заучивания стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей)
Опыт работы показал, что забавные стихотворения запоминаются детьми легче, чем проза. А если чтение и заучивание необходимых для автоматизации звуков стихотворений сопровождать показом предметных картинок, спонтанной схематичной зарисовкой, использовать магнитную доску, то заучивание превращается в весёлую игру. Заученный таким образом речевой материал долго остаётся в памяти ребёнка, а не исчезает через пару занятий. Каждый текст стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также определённым лексическим или грамматическим материалом. Таким образом, параллельно с работой над звукопроизношением идёт большая словарная работа.
Г.Ладонщиков «Весна» (дифференциация [с] и [з]).
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
С помощью картинок-символов с детьми можно совершить прогулку по зоопарку и познакомить с различными его обитателями, превратив занятие в увлекательную игру.
На каждый ударный слог большой палец(1) поочередно соединяется со 2.3.4.5.5.4.3.2-м пальцами. После двустишия – смена рук.
Мы в зверинце с мамой были, правая рука.
Мы к животным там ходили.
В этом мире каждый важен-
Мы вам всех зверей покажем левая рука.
С длинной шеею жираф (вытягиваем шею.
Выступает, словно граф. опускаем плечи)
Смотрит влево, смотрит вправо; ( поворачиваем голову
Нет ли тигра иль удава; влево и право)
Нет ли в небе самолета. (поднимаем голову)
Под ногами бегемота. (опускаем голову)
И вращает голово-
Ищет веточки с листвой. (вращаем головой)
Таким образом, наглядное моделирование развивает:
- функцию замещения
- образное мышление
- воображение
- сенсорную сферу
- пространственную ориентировку
С помощью наглядного моделирования дети имеют возможность с интересом открывать для себя мир литературных образов в художественных произведениях.