“Обучение составлению повествовательных предложений детей с ТНР”

Автор: Мальцева Ольга Ивановна

учитель-логопед МБОУС(К)Ш №18

“Обучение составлению повествовательных предложений детей с ТНР”

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа №18»

 

«Обучение составлению повествовательных предложений детей с тяжёлыми множественными нарушениями речи» 

 

 

 

Разработала учитель-логопед: 

Мальцева Ольга Ивановна

                                                                          

                                                                                  

 

Новый Уренгой

 2020 год

Навыки построения предложений относятся к числу основных в речевой деятельности. Поэтому их формированию и совершенствованию уделяется много времени на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи в специальной школе на уроках русского языка (в том числе развития разговорной, устной и письменной описательно-повествовательной речи, формирования словаря), на уроках чтения, а также на занятиях по другим предметам и во внеклассное время (в связи с разными видами деятельности). Кроме того, эти навыки развиваются в связи с изучением жизни природы и общества, трудовой деятельностью, самообслуживанием, играми, а также в процессе специальных упражнений. 

Работа над предложением на уроках в связи с формированием описательно-повествовательной речи имеет свои особенности, которые определяются задачами, содержанием и методическими требованиями к этому разделу занятий по обучению русскому языку. 

В упражнениях на составление повествовательных предложений закрепляется словарь, ранее введенный в речь в связи с разными видами деятельности (в том числе приобретенный на предметных уроках, экскурсиях, в процессе наблюдений, в быту, на уроках ручного труда). На материале этих же упражнений учащиеся приобретают навыки в правильном сочетании слов. В грамматическом отношении работа над предложением в связи с развитием описательно-повествовательной речи может предварять специальные занятия по формированию языковых обобщений на уроках практической грамматики или служить продолжением этих занятий. Упражнения в устном или письменном составлении предложений часто используются для подготовки к выполнению заданий по развитию связной речи (составление устных рассказов, письменные сочинения и изложения).

Составление предложений на основе показа предметов

Работа проводится в условиях непосредственного восприятия тех или иных предметов и имеет своей целью закрепление сведений о предмете и соответствующего словаря. В результате выполнения этих упражнений ученики могут получить практику в применении разнообразных форм и конструкций, выражающих отношения между предметом и действием, предметом и его признаком, действием предмета и признаком действия.

Исходным моментом в работе является показ образца предложения, по аналогии с которым будет проходить составление других предложений. Образец записывается на доске или дается на плакате. Дети читают предложение, затем принимают участие в его практическом анализе. Учитель обращает внимание на те словосочетания, которые в коллективной работе будут подвергаться изменениям при составлении аналогичных предложений. Упражнение должно быть подчинено какой-то определенной лексической, морфологической или синтаксической цели. Это в свою очередь потребует не 

только отбора предметов (на основе восприятия которых ведется работа), но и языкового материала (словарь, формы, конструкции словосочетаний и предложений).

Например, для закрепления навыков строить предложения типа: У Вовы коричневая рубашка, а также повторения названий одежды во 2-м классе может быть проведено такое упражнение. Учитель сообщает детям, что они будут составлять предложение. Указывая на одежду детей, учитель спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Рубашка, куртка, кофточка, свитер, платье, фартук» и т. д. Учитель записывает на доске: У Нины чёрное платье. Дети читают хором это предложение. «У кого черное платье?» — спрашивает учитель и получает ответ: «У Нины». «Какое платье у Нины?» — продолжает учитель. «Черное», — отвечают дети.

Далее, ребята поочередно устно составляют предложения: У Гали коричневый фартук, У Сережи серый пиджак, У Веры зеленый свитер и т. д. По ходу работы исправляются ошибки в построении фраз. По окончании устной работы учитель дает задание: самостоятельно (каждому ученику) записать три предложения той же модели. Выполненная работа проверяется, учитель выделяет типичные ошибки, они коллективно обсуждаются и исправляются.

Составление предложений на основе демонстрации действий

Этот вид упражнения аналогичен предыдущему. Здесь работа над предложением тоже протекает в условиях непосредственного восприятия действительности, но с той разницей, что в центре внимания оказываются реальные ситуации, возникающие перед детьми в результате действий учителя (или самих учащихся) с теми или иными предметами. Задача заключается в том, чтобы языковыми средствами выразить наглядно воспринимаемые связи между субъектом действия, действием и объектом действия. В качестве примера приведем описание упражнения, имеют целью развитие навыков составления предложений с глаголами с приставками: налил, вылил, перелил, долил, отлил, (3 класс). Для демонстрации действий, обозначаемых этими глаголами, понадобятся стакан, чашка, банка, графин с водой, поднос или тарелка. Подготовка к упражнению может [быть использована для развития устной разговорной речи (выполнение поручения с глаголами принеси, поставь, попроси и сообщений о выполненном поручении: Я принес стакан, Я попросил графин у Анны Петровны и т. п.).

Сообщив тему занятий и записав на доске глаголы, с которыми будет проходить работа, учитель приступает к демонстрации действий (наливает воду в стакан, переливает воду из стакана в чашку и т. п.). После демонстрации каждого действия учитель задает вопросы классу (включая в них глаголы с приставками): «Куда я налила воду?», «Откуда я вылила воду?», «Куда я перелила воду из стакана?» и т. п. Соответственно в ответах дети используют те же глаголы.

Следующий этап занятий: выполнение действий самими детьми на основе поручений, даваемых учителем, и вербализации действий: «Галя перелила воду из стакана в чашку», «Миша пролил воду на поднос» и т. п. Составленные устно предложения записываются на доске. Затем написанное стирается, учащиеся составляют предложения самостоятельно и записывают их в тетради. На дом может быть дано задание: по аналогии с предложениями, составленными в классе, написать несколько фраз с глаголами: насыпал, высыпал, пересыпал, просыпал.

Составление предложений по картинам

Этот вид упражнения тоже основан на вербализации непосредственно воспринимаемого материала, однако изображенное на картине (предметы, ситуации) должно быть предварительно осмыслено с опорой на предшествующий жизненный опыт. Отдельные элементы необходимо вычленить, установить между ними связи, отношения, чтобы дети смогли решить эту задачу, необходим предварительный разбор картины (пусть очень краткий), где внимание детей будет привлечено к тем элементам композиции, которые послужат основой для последующей работы (составление предложений). Картины могут быть использованы различные: предметные, ситуационные, сюжетные (с более или менее сложной композицией). Для того чтобы направить работу обучающихся по нужному руслу, к картине обычно даются вопросы, опорный словарь. В других случаях та же цель может быть достигнута устным инструктированием учащихся, показом образца предложения, по аналогии с которым ученики должны составить свои фразы.

Например, в качестве подготовки к проведению на уроках практической грамматики обобщений по теме «Выражение пространственных отношений (словосочетания глаголов с существительными творительного падежа, предлоги под и за)» во 2-м классе может быть дано упражнение в составлении предложений по ситуационной картине «Игра в прятки». На картине изображен двор, часть дома с крыльцом, деревья, кусты; садовая скамейка; дети играют в прятки (несколько детей прячутся, водящий ищет их).

Краткий предварительный разбор картины помогает установить: Это двор. Дети играют в прятки. Скамейка, крыльцо, дерево, кусты. Детей назовём: Боря, Нина, Серёжа…

Для составления предложений дается опорный словарь: прячется, прячутся, спрятался, спряталась, спрятались, за, под. Устно (с последующей записью и проверкой выполненного задания) дети составляют предложения: Боря и Нина спрятались за кустом, Серёжа прячется под крыльцом, Галя спряталась за деревом и т. п.

В более облегченном варианте работа может быть построена в форме ответов на вопросы: Кто прячется за деревом? Кто спрятался под крыльцом? Где спрятались Нина и Боря? и т. п.

Распространение и сокращение предложений

Этот вид упражнений полезен тем, что дает ученикам практику в выражении мысли с разной степенью полноты, а также подготавливает их к проведению анализа предложений (по словосочетаниям и отдельным словам).Кроме того, работа над распространением и сокращением предложений способствует развитию навыков устанавливать логические связи и отношения внутри фразы и тем самым учит детей правильно рассуждать, выделять основное содержание мысли. Упражнение данного вида в 4-м классе может использоваться в разных вариантах. Рассмотрим некоторые из них на примерах.

Учитель записывает на доске несколько предложений: Миша и Боря ходили в кино. Наташа и Вера пойдут в музей. Витя смотрел телевизор.

После того как учащимся прочтут записанные на доске предложения, учитель начинает беседу:

Учитель. О ком говорится в первом предложении?

Ученик. О Мише и Боре.

Учитель. Что о них сказано?

Ученик. Они ходили в кино.

Учитель. Когда это было?

Ученики не могут дать ответа, так как во фразе нет слов, обозначающих время действия. Учитель рядом с первым предложением записывает: Миша и Боря ходили в кино вчера вечером — и снова ставит тот же вопрос, предварительно подчеркнув слова вчера вечером.

Разобрав вторую фразу, учитель предлагает теперь детям самостоятельно распространить предложение. Третье предложение коллективному анализу может не подвергаться, так как учащиеся на предыдущих фразах уяснили и путь разбора, и способ распространения предложений данного вида.

Обучение сокращению предложений также проводится на образцах. Аналогично разобранным в упражнении первым примерам учащиеся выделяют в следующих фразах главные и второстепенные члены (не пользуясь этими терминами) и записываю нераспространенные предложения. Составление предложений из данных слов.

Этот вид работы практически подводит детей к пониманию того, что слова в предложении связаны по смыслу, согласованы грамматически, расположены в определенном порядке. Упражнение может проводиться в трех вариантах: в первом слова для составления фразы даются в той грамматической форме, в которой они будут использованы в предложении, но в неправильном порядке; во втором — порядок слов правильный, но формы слов исходные (их надо изменить, согласовать), в третьем — порядок слов нарушен, формы исходные (требуется установить правильный порядок слов и согласовать формы).

Начинать работу с деформированной фразой удобно с предварительного пословного анализа правильно составленного (недеформированного) предложения. Например, в предложении Вчера утром был сильный дождь устанавливается количество слов, после чего слова записываются в таком (нарушенном) порядке: сильный, утром, был, вчера, дождь. Затем правильное предложение стирается, учащиеся восстанавливают нужный порядок слов и сами записывают предложение. Далее предлагается несколько наборов слов, из которых учащиеся составляют предложения (на первых порах подбираются однотипные по конструкции фразы):

Холодный, вечером, дул, сегодня, ветер. Пушистый, днём, падал, сегодня, снег.

Яркое, утром, светило, вчера, солнце.

После такой подготовки учащиеся приступают к работе по составлению предложений из данных учителем слов:

Лежит, на, толстый, снег, слой, земля. 

Солнце, блестит, на, снег.

Под, солнце, сверкает, лёд, ярко, река, на. 

Сначала по вопросам учителя устанавливается логический центр предложения, затем (также по вопросам) к нему присоединяются остальные члены предложения. Коллективная работа в устной форме завершается самостоятельным записыванием каждого предложения в тетрадях с последующей проверкой.

Составление предложений, по опорным словам, или словосочетаниям

Упражнение данного вида может быть использовано в связи с работой над самым различным материалом. В одном случае работу можно подчинить только лексико-грамматическим целям, в другом — целям усвоения какой-либо образовательной темы по развитию речи, связав занятия описательной речью с одним из видов трудовой деятельности.

Так, в связи с работой над временными понятиями учащимся 2-го класса может быть предложено устное или письменное составление предложений со словосочетаниями: через день, через неделю, через месяц, два дня тому назад, неделю тому назад, три месяца тому назад.

По теме «Инструменты» может быть дано задание, заключающееся в составлении предложений, по опорным словам: молоток, клещи, ножницы, пила, топор, отвёртка. Если требуется чтобы предложения были однотипны, учащимся даются образцы в виде вопроса и ответа на него: Что делают молотком? Молотком забивают гвозди (2 класс).

Самостоятельная работа по построению предложений может быть предварена коллективным составлением словосочетаний с данными словами: 

вскопали грядки, разрыхлили землю, убрали мусор, подмели дорожки, сожгли листья, удобрили землю; вскопали лопатой, разрыхлили граблями, подмели метлой и т. д.

Составление предложений по аналогии

 Этот вид упражнений проводится на основе данного образца. Словарь варьируется, но постоянно сохраняется модель, конструкция фразы. Такое упражнение в 1-м классе может быть проведено, например, на материале темы «Что ты умеешь (любишь, хочешь) делать?». По образцу «Я умею плавать»  (или: «Я хочу рисовать», «Я люблю читать») учащиеся самостоятельно составляют предложения: Я люблю играть, Я умею танцевать, Я хочу разговаривать и т. п.

Составление предложений на тему, данную учителем.

Упражнение этого вида, концентрируя внимание детей на определенном круге вопросов, ограниченном рамками предложенной темы, дает практику в составлении фраз различной конструкции. Смысловое единство построенных предложений дает возможность систематизировать знания детей по теме, организовать материал и тем самым подготовить учащихся к связному рассказыванию (устному и письменному). Работа, конечно, должна проводиться на достаточно знакомом материале. Помимо тематики, предлагаемой программой (для развития описательно-повествовательной речи), учитель может выбрать и другой материал, близкий учащимся (эпизоды из жизни детского коллектива, события в стране).

Работа над предложением на уроках развития речи в связи с формированием описательно-повествовательной речи имеет свои особенности, которые определяются задачами, содержанием и методическими требованиями к этому разделу занятий по обучению русскому языку. На занятиях по развитию монологической речи работа ведется над повествовательными предложениями полного грамматического состава в устной и письменной форме. 

Детей учат сообщать о том, что они воспринимают в момент речи, что они наблюдали ранее, о событиях, которые имели место до момента речи, или произойдут в будущем, о выполняемой или выполненной работе, об изучаемых или изученных ранее предметах и явлениях окружающей жизни. В упражнениях на составление повествовательных предложений закрепляется словарь, ранее введенный в речь в связи с разными видами деятельности (в том числе приобретенный на предметных уроках, экскурсиях, в процессе наблюдений, в быту, на уроках ручного труда). На материале этих же упражнений учащиеся приобретают навыки в правильном сочетании слов. Упражнения в устном или письменном составлении предложений часто используются для подготовки к выполнению заданий по развитию связной речи (составление устных рассказов, письменные сочинения и изложения).

“Обучение составлению повествовательных предложений детей с ТНР”
Пролистать наверх