Литературный брейн-ринг “По страницам детских книг”

автор: Масленникова Екатерина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ “Дебесский детский сад № 3”

Литературный брейн-ринг “По страницам детских книг”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад № 3»

Сценарий литературного брейн-ринга «По страницам детских книг» для детей 6-7 лет

Масленникова Екатерина Юрьевна, воспитатель

село Дебесы

2019 год

Цель: развитие эмоционально-положительных чувств в общении с детской книгой.

Задачи:

  • обучающие – закрепить и систематизировать знания о детских писателях, поэтах и литературных произведениях дошкольного периода, об особенностях разных жанров художественных произведений, пословиц о книге, формировать образность речи (умение понимать значение некоторых фразеологических оборотов речи русского языка);
  • развивающие – развивать слуховое восприятие, внимание, память, эстетический вкус, творческое воображение;
  • воспитательные – формировать умение работать сообща в своей группе, воспитывать выдержку и культуру поведения в общественных местах.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование для показа презентации, черный ящик со сказочными атрибутами, 5 конвертов с разрезными картинками-иллюстрациями из сказок, аудиозапись песни Красной Шапочки из кинофильма, видео мультфильмов «Мой щенок» С. Михалкова, «Путаница» К. Чуковского, грамоты за 1, 2, 3 место, сладкие призы – конфеты, книги в подарок каждой команде из серии «Мои любимые сказки».

Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал под детскую мелодию.

Ведущий: Всем добрый день! Я рада видеть вас в этом светлом и уютном зале. Как вы думаете для чего мы сегодня здесь и сейчас собрались? Отгадайте загадку:

– Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

– Кто говорит молча?

– Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

1ребёнок: Книгу всем понятную, умную, занятную,

                 Мальчики и девочки все хотят читать.

2ребёнок: Книгу первую свою берегу я и люблю.

                 Хоть пока и по слогам, я её читаю сам –

               И с конца, и с серединки в ней красивые картинки,

               Есть стихи, рассказы, песни.

               С книгой жить мне интересней!

3ребёнок: Книга – верный, книга – первый,

                 Книга – лучший друг ребят.

                 Нам никак нельзя без книжки

                 Все ребята говорят.

4 ребёнок: Книга – лучший друг ты мой,

                  Мне так радостно с тобой!

                 Я люблю тебя читать,

                 Думать, мыслить и мечтать!

Ведущий: Книг на свете очень много. Есть книги для взрослых, а есть для детей. Каждую весну дети нашей страны празднуют Книжкины именины. Этот праздник проведём и мы с вами, но пройдет он у нас совсем необычно, в форме литературной игры брейн-ринг «По страницам детских книг». Мы с вами будем соревноваться. Для этого вам необходимо разделиться на 4 команды и придумать ей литературное название (название сказки или сказочного литературного персонажа). Каждая команда по очереди будет отвечать на выпавший ей вопрос. У каждой команды на счету уже по 4 очка. За правильный ответ начисляется 2 очка, за неправильный – 0 очков. На поставленный вопрос отвечает только та команда, которой задан вопрос. Если кто-то из другой команды выкрикивает ответ, не в свою очередь, ему высчитывается 1 балл. За нашей игрой будет наблюдать, и начислять баллы строгое жюри. И как вы уже поняли, в нашей игре будут победители и побеждённые.

Итак, начнём нашу литературную игру. Перед вами экран с разноцветными облаками. Каждое облако – задание или категория вопросов, на которые необходимо ответить каждой команде. Команда выбирает любое облако, а из этой категории любой вопрос. Давайте попробуем.

Белое облако – Категория «Детские писатели и поэты» (назовите имя и фамилию писателя (поэта), которые появятся на экране) – 2 очка

Ведущий: Все вы знаете, что книги пишут писатели и поэты. Проверим, как вы знаете детских писателей и поэтов.

Корней Чуковский

Агния Барто

Александр Пушкин

Самуил Маршак

Евгения Трутнева

Зеленое облако – Категория «Николай Николаевич Носов» (из какого произведения эти слова) – 2 очка

  • В каком рассказе мальчик Котька не смог забраться на ледяную горку и посыпал её песком? («На горке»).
  • Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. – Постой, я тоже кочергу возьму. – Да у нас другой кочерги нет. –   Ну, я возьму лыжную палку («Живая шляпа»).
  • Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать («Автомобиль»).
  • Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего («Мишкина каша»).
  • Вот врут-то! И вам не стыдно? – А чего стыдно?   Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки  рассказываем («Фантазеры»).

Красное облако – Категория «Сергей Владимирович Михалков» – 2 очка

  • Назовите произведение Михалкова, в котором он рассказал о человеке огромного роста («Дядя Стёпа»).
  • Назовите прозвище дяди Стёпы (каланча).
  • Назовите произведение Михалкова, в котором есть такие слова: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» («А что у вас?»).
  • Назовите номер дома, в котором жил дядя Стёпа (номер восемь дробь один).
  • Назовите одну из сказок про трех животных, которую перевел Михалков, год которых сейчас идёт («Три поросёнка»).

Голубое облако – Категория «Пословица о книге» – 2 очка

  • Хорошая книга – лучший … друг.
  • Книга твой друг – без неё как … без рук.
  • Кто много читает – тот … много знает.
  • Книга поможет в труде, выручит … в беде.
  • Умнее книги … не скажешь.

Оранжевое облако – Категория «О разном»- 2 очка

  • Сколько лепестков было в цветке у Жени в сказке «Цветик-семицветик» (7).
  • Кто победил Таракана, злодея из сказки К. Чуковского «Тараканище» (Воробей).
  • В какой сказке С. Маршака рассказывается о девочке, которая зимой пошла в лес за цветами («12 месяцев»).
  • Назовите сказку Д. Родари, которую можно сопоставить с русской народной  сказкой «Репка» («Большая морковка»).
  • Назовите сказку Ш. Перро про домашнего животного, который носил обувь («Кот в сапогах»).

Двигательная разминка с применением пальчиковых игр

                        Бабушка

Бабушка очки надела и ребяток разглядела.

Только книжку развернула, улыбнулась и уснула.

                       В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

    Царевна-лягушка, Конёк-Горбунок,

    Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать ещё надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады.

                      Жил-был царь

Жил-был царь (обе руки приставить к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямить – корона)

У царя был двор (руки развести на уровне груди – двор)

На дворе был кол (одну руку поставить на локоть, пальцы направить вверх, сжать, ладонь прямая)

На колу мочало (развести пальцы поднятой руки)

Его ветром качало.

Не начать ли сначала?

Игра-пантомима «Угадай героя» (Буратино, баба-Яга, Колобок, медведь из сказки «Маша и медведь»)

Фиолетовое облако – Категория «Сказочные герои и атрибуты» (чёрный ящик) – 2 очка

яйцо – «Курочка Ряба»

красная шапочка – «Красная шапочка»

хрустальная туфелька – «Золушка»

игла –  «Кощей Бессмертный»»

голубая шляпа «Незнайка»

Желтое облако – Категория «Иллюстрированная сказка» (сюжет какой сказки изображён на картине) – проводится игра-пазл – 2 очка

Ведущий: Чтобы книги были ещё красочнее, красивее и их было интереснее смотреть и читать, в них есть иллюстрации или картинки, которые рисуют художники.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

         «Царевна-лягушка»

         «Маша и медведь»

Музыкальная разминка под музыку из кинофильма про Красную шапочку

Коричневое облако – Категория «Толкователь» (объясните значение выражения) – 2 очка

  • Бросаться со всех ног (очень быстро убегать, прибегать).
  • Сердце в пятки ушло (испугаться).
  • Вешать нос (огорчаться).
  • Держать ухо востро (быть очень осторожным, внимательным).
  • Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, навсегда).

Розовое облако – Категория «Народные сказки» – 2 очка

  • Назовите русскую народную сказку, в которой круглое и румяное стало живым и покатилось («Колобок»).
  • Это украинская сказка. Её потеряли зимой в лесу и в ней поселились лесные звери  («Рукавичка»).
  • Эту сказку придумал  белорусский народ, в которой маленький ёжик напугал бабушку с дедушкой («Пых»).
  • В этой удмуртской сказке старик несколько раз ходил к дереву. В итоге он и его старуха превратились в медведей и стали стеречь своё золото («Красавица берёза»).
  • Назовите нанайскую народную сказку, в которой девочка превратилась в гуся («Айога»).

Серое облако – Категория «Жанр литературного произведения» (определите, к какому стилю литературного жанра, относятся эти строчки) – 2 очка

Ведущий: Детские книги бывают разные. В одних книгах можно прочитать сказки, в других – интересные рассказы, а ещё есть книги со стихами, былинами и легендами.

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, и было у него три дочери, все три красавицы… (сказка).
  • Уж тает снег, бегут ручьи,

          В окно повеяло весною…

          Засвищут скоро соловьи.

          И лес оденется листвою…(стихотворение).

  • Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево… (рассказ)
  • Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка… (сказка)
  • Вовка все может прочесть. Он замечательно читает. Мы вчера с ним прочли одну книжку. Он читал, а я слушал. Интересная была книжка (рассказ).

Синее облако – Категория «Волшебные предметы» – 2 очка

Ковер-самолет

Шапка-невидимка

Сапоги-скороходы

Скатерть-самобранка

Волшебная дудочка

Ведущий: А знаете ли вы, дети, для чего нам дан один рот и два уха? (Чтоб меньше говорить  и больше слушать). Поиграем в игру.

Игра на внимание «Ухо-нос»

  1. ребёнок: Книг заветные страницы помогают людям жить,

                         И работать, и учиться, и Отчизной дорожить!

6 ребёнок: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

                  Полезнее книги нет вещи на свете!

                  Пусть книги друзьями заходят в дома,

                  Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущий: А пока жюри подсчитывает очки, мы отдохнём и посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма С.Михалкова «Мой щенок, и К.Чуковского «Путаница»

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов, вручение грамот, книг и сладких призов

Ведущий: Ну что ж, на этой оптимистичной и торжественной ноте наша игра подошла к концу. Всем спасибо за участие и внимание!

 

Список использованной литературы

Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Кубасова О.В. Современная хрестоматия для школьников 7-8 лет: Мы читаем. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Праздники в детском саду (спортивные, сезонные и тематические праздники, вечера-развлечений, музыкально-сюжетные игры) / авт. – сост. Г.А. Лапшина. – Изд. 4-е. – Волгоград: Учитель, 2014.

Успех. Игры, викторины и конкурсы : пособие для педагогов / рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2013.

грамота на развлечение
Литературный брейн-ринг “По страницам детских книг”
Пролистать наверх