Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.

автор: Мауль Анастасия Львовна

воспитатель МБДОУ Детский сад №31

Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.

 

 

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31»

Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Мауль Анастасия Львовна

Воспитатель, группа № 13

г. Михайловск

2022

 

Конспект игры – квест в старшей группе.Тема: «Путешествие по городу Михайловск»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Сформировать знания детей о малой Родине, воспитать любовь к родному городу.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Закреплять знания детей о памятных местах родного города.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
  • Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

  • Формировать умение действовать по предложенному им плану.
  • Уточнить и расширить представление детей о родном городе, где родился, где он живет.
  • Знакомить с понятием «малая Родина».
  • Закреплять знания детей о гербе города Михайловска.
  • Воспитывать любовь к Родине, родному городу.

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Физическое развитие».

  • Выполнять упражнения ритмично, в определённом темпе, добиваясь выразительности их выполнения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  • Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существует здания различного значения.
  • Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
  • Воспитывать самостоятельность, побуждать к творческому применению ранее усвоенных способов моделирования в творческом конструировании.

 

Материалы и оборудование: картинки с изображениями достопримечательностей города Михайловска и города Москвы, мозаика с изображением герба Михайловска, стрелочки из картона, макеты зданий, сумочка, деревья, «волшебный телевизор».

Раздаточный материал: макеты с достопримечательностями города, игра «Лабиринт», простые карандаши.

Предварительная работа: экскурсия по улицам города Михайловска; подготовка к оформлению уголка по патриотическому воспитанию; рассматривание фотографий достопримечательностей города; заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае; беседы о родном городе, о Родине; рисование на тему «Мой город».

Словарная работа: Россия, край, флаг, герб, «малая» и «большая» Родина, «михайловцы», стела, памятник, мемориал Славы, квест – путешествие.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о своей малой родине, называют ее, активно вступают в диалог, участвуют в игре; называют достопримечательности родного города.

Используемые методы во время НОД:

  1. Словесные: беседы по теме (малая Родина), чтение стихотворения, ситуативный разговор, проблемные ситуации.
  2. Игровые: сюрпризный момент – путешествие с помощью стрелочки, игры: «Собери герб Михайловска», «Найди достопримечательности города Михайловска», «Кто больше выделит признаков города», «Хорошо – плохо», игра «Лабиринт»
  3. Практические: изготовление макета «Улица будущего».
  4. Вводная часть – 3 минуты.

а) чтение стихотворения «Родина» В.Карасева;

б) беседа «Что означает слово «Родина», «Малая Родина»?;

в) обсуждение правил игры-путешествия.

  1. Основная часть – 15 минут.

а) просмотр презентации «История становления г. Михайловск»;

б) дидактическая игра «Хорошо-плохо»;

в) Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города» (по принципу игры «Закончи предложение»);

г) Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?

д) Физическая минутка «Люблю по городу гулять»

е) Практическая часть «Достопримечательности г. Михайловск» (по принципу игры «Нади лишнее»), игра «Лабиринт

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 5 минут.

а) проектирование макета «Улицы будущего», выкладывание герба г. Михайловск, обобщение воспитателя;

б) анализ НОД

Дети принимали живое, заинтересованное участие в игре – квест, имеют представление о своём городе, называют его, активно вступают в диалог, участвуют в игре; имеют представление о понятии «малая Родина». Игровые методы, которые были использованы в данном мероприятии, дети не только закрепляли знания о городе, но, и помогали увидеть мир в его многообразии, многогранности, находили позитивные решения возникающих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД:

Дети заходят в группу (под музыку), становятся полукругом. (1СЛАЙД+ЗВУК)

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?

А что мы называем Родиной?

В России много разных городов и сёл. А как называется город, в котором мы живём? (Михайловска)

Верно ребята! И Михайловск-это ваша малая Родина, это то место где вы растете, живете и учитесь, место в котором живут ваши родители.

Послушайте стихотворение.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

И там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные (В. Карасев)

Мы родиной зовём.

Воспитатель: Наш город таит множество загадок, чтобы их отгадать я предлагаю вам, отправимся в вест – путешествие по городу Михайловску, но не на поезде и не на самолете, мы пойдем пешком, а путь нам укажет вот эта стрелочка.

На каждой остановке мы будем находить части мозаики и складывать в нашу сумочку, а в конце путешествия мы эти части сложим, и узнаем, что изображено на мозаике.

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Стрелка, стрелка покажи. Стрелка, стрелка укажи.

Итак, в путь.

Все вместе: Стрелка, стрелка покажи. Стрелка, стрелка укажи.

Мы отправимся в прошлое нашего города, в наш мини-музей. 

И так, наша первая остановка.

1 остановка Ситуативный разговор «История возникновения города»

Давайте посмотрим на экран нашего волшебного телевизора. (2 СЛАЙД+ЗАПУСК ВИДЕО)

Город Михайловск имеет давнюю историю. Более 300 лет назад телеги с переселенцами остановились в девяти вёрстах от Ставропольской крепости. Они прибыли в балку реки Чла. По берегам речки были заросли ивы, ракиты, бузины, ясеня, дикой груши и яблони, хмеля и калины. Среди деревьев тихо журчала вода. Здесь и обосновалось новое село, дали ему название Михайловское, в честь своей родной слободы Михайловской, чтобы меньше тосковала душа переселенца. Есть и такая легенда, что некий чиновник, ведавший переселенческим делом в Ставропольской губернии, использовал служебное положение и назвал село именем сына Михаила – Михайловским. Переселенцев было в количестве 1500 человек. Наспех построили хаты.

В 1963 г. село переименовано в Шпаковское в честь погибшего в боях гражданской войны командира Ф Г Шпака.

В 1999 г. село получило статус города. Вернулось исконное название Михайловск. И люди, живущие на этой земле, стали называться –Михайловцы.

 

За последние годы наш город вырос. В нем появилось много новых домов. Для чего нужны дома? (дом — это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.) 

А в нашем городе дома какие? (высокие, низкие, деревянные, кирпичные, многоэтажные, новые, старые, красивые)

 

Игра «Хорошо-плохо» (3 СЛАЙД)

Скажите, строить дома из дерева — это хорошо или плохо? 

Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.

А я говорю, что строить дома из дерева — это плохо. Почему? (дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей).

В прошлом в нашем городе было мало жителей, а сейчас, на сегодняшний день проживают очень много горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.

А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? – большой шум, плохие соседи, небезопасно.

Воспитатель: Ребята спасибо за ваши ответы, вот и первая часть мозаики и мы покидаем наш музей.

Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи. Стрелка, стрелка укажи.

2 остановка. Вот и вторая остановками мы попали на наш стадион, где сейчас поиграем с мячом.

Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города» (4 СЛАЙД)

Я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте.

Город — это крупный населённый пункт, потому что…(в нём живёт много людей).

В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что …(для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров).

В городе поликлиника и больница, потому что …(когда люди болеют, им нужно лечиться).

В городе строят высотные дома, потому что…..(в одноэтажных домах нельзя расселить всех людей в городе).

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?

Ребята, а что было бы: если бы на домах не было номеров?

Чтобы было, если бы улицы города не убирались?

Чтобы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и за ваши старания получаете вторую часть мозаики.

Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи

А теперь я предлагаю погулять по улицам нашего славного города, немного отдохнуть(5 СЛАЙД)

Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» (координация речи с движением)

Люблю по городу гулять, (ходьба на месте)

Люблю я улицы считать. (поворот туловища вправо-влево)

Ленина – раз, Ишкова – два. (наклон вправо –влево)

Прекрасная – три. (наклон вперёд)

А четыре – я живу в квартире. (приседание)

Пять – гуляю в парке я опять. (ходьба на месте)

Шесть – на речку я схожу, (поворот туловища , правая рука у лба)

На деревья погляжу.

Семь – Прекрасный садик наш, (поднимаются на носки, хлопают в ладоши)

Восемь ёлка – в Новый год. (ноги на ш.п., упражнение «Маятник»)

Девять – повстречался мне, (поворот в стороны, рука у лба)

Памятник большой войне. (по стойке смирно)

Я тихонько постою

И цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр. (бинокль смотрим вверх, вниз, в стороны)

Фильм хороший посмотрю,

Очень город я люблю. (протянуть руки вперёд)

Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель:

 И наша третья остановка: «Достопримечательности города Михайловска». (6 СЛАЙД)

В каждом городе есть интересные места и наш город не исключение. Ребята, на доске находятся картины с изображением достопримечательностей города Михайловска и других городов. Вам нужно отобрать лишние картины, которые не относятся к достопримечательностям нашего города.

(Воспитатель вместе с детьми проверяет правильно – ли отобраны картинки, дети по ходу называют каждую достопримечательность.)

Ребята, предлагаю эти фото пометить в фотоальбом.

Помимо достопримечательностей в нашем городе есть различные памятники.

Что такое памятники, зачем они нам нужны, и где они располагаются? Чтобы ответить на эти вопросы нам придется заглянуть в некоторых моментах в прошлое. Памятник – это символ, фигура или просто плитка, которая помогает нам запомнить человека или животное в будущем.
В наше время ставят памятники не только тем людям, которые умерли, но и тем кто жив, но отличился чем-то хорошим. Памятники часто ставят писателям. Благодаря которым мы читаем рассказы, стихотворения, поэмы. Также ставят памятники людям, которые спасали наших бабушек и дедушек, мам и пап во время войны. Благодаря которым мы можем свободно дышать, ходить, и учиться.
Для того чтобы сохранить память о всех этих людях-героях, мы должны беречь памятники. Возлагать цветы к этим памятникам, а главное мы сами должны их помнить.

Предлагаю вам занять места за столом.

А вот и следующее задание. Оно называется «Лабиринт». Я сейчас вам раздам Лабиринты. Вам нужно добраться до памятника ВОВ быстрее другой команды, то есть найти правильный путь. Сначала вам нужно провести пальчиком по линиям лабиринта, а затем карандашом. Ребята, давайте вспомним, как правильно сидеть за столом и как нужно держать карандаш. Покажите мне, как это нужно делать.

Дети показывают, как держать карандаш, воспитатель проверяет правильность. В случае, если ребёнок неправильно сидит или держит карандаш, воспитатель поправляет его, показывает, как нужно.

Дети выполняют задание, воспитатель следит за выполнением задания.

-К какому памятнику вы пришли? (слайд7)

Что можете рассказать о нем?

Ответы детей

Воспитатель:  Ребята, вот ваша 3 часть мозаики 

А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: 4-я остановка «Улица будущего».(слайд 8,звук во время постройки)

Ребята, я думаю. Что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появились в нём новые улицы с домами, магазинами, школами, детскими садами, кинотеатром, чтобы он стал уютнее и краше.

Я предлагаю вам сейчас стать на некоторое время архитекторами. И построить новую улицу – «Улицу будущего» нашего города. Дома, различные здания для наших родных, друзей и просто хороших людей.

(Из фотографий, макетов, картинок с условными обозначениями объектов составить план микрорайона так, чтобы жителям было удобно в нём жить). Рассказать, почему отобрали именно эти объекты и почему их так расположили.

Что еще хотелось бы добавить?

Молодцы! Хорошо вы потрудились, какую чудесную улицу построили, были замечательными архитекторами. Я вижу, что вы очень любите свой город. Нашу малую родину. 

Воспитатель: Ребята, а что нужно чтобы город оставался таким же красивым? (ухаживать, не бросать мусор, сажать деревья и т.д.). Правильно, нужно ухаживать и это ложится на наши с вами плечи, потому что мы с вами жители города – михайловцы, если мы будем беречь наш город, то останется таким же прекрасным.

И вот, последняя часть мозаики.

Ребята, вам нужно сложить мозаику.

(Дети складывают мозаику на столе.)

И так, что у вас получилось?(слайд 9)

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно – это герб нашей «малой Родины», города Михайловска.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень интересно было с вами путешествовать. Наше путешествие закончилось. Я думаю,что теперь вы можете рассказать много интересного о нашем городе друзьям и родителям. А за участие в квесте хочу подарить вам медли «Знатоки города»

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ деятельности по проведению игры-квест в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Квест –игра «Путешествие по городу».

Цель: Сформировать знания детей о малой Родине, воспитать любовь к родному городу.

В данной деятельности реализуются следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Закреплять знания детей о памятных местах родного города.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
  • Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

  • Формировать умение действовать по предложенному им плану.
  • Уточнить и расширить представление детей о родном городе, где родился, где он живет.
  • Знакомить с понятием «малая Родина».
  • Закреплять знания детей о гербе города Михайловска.
  • Воспитывать любовь к Родине, родному городу.

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Физическое развитие».

  • Выполнять упражнения ритмично, в определённом темпе, добиваясь выразительности их выполнения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  • Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существует здания различного значения.
  • Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
  • Воспитывать самостоятельность, побуждать к творческому применению ранее усвоенных способов изображения в творческом конструировании.

 

В ходе игры прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Все задачи реализовывались через сочетание следующих методов и приемов:

 

Словесные: беседы по теме (малая Родина), чтение стихотворения, ситуативный разговор, проблемные задания с участием догадок, предположений, вопросов.

Игровые: сюрпризный момент – путешествие с помощью стрелочки, игры: «Собери герб Михайловска», «Найди достопримечательности города Михайловска», «Хорошо – плохо», ира «Лабиринт»

Практические: изготовление макета «Улица будущего».

Метод контроля и стимуляции – одобрение и похвала.

Представлены следующие виды детской деятельности: игровая (дидактические игры «Что лишнее», «Собери герб Михайловска», «Памятные места города Михайловска», коммуникативная (общение с воспитателем), продуктивная (улица города будущего, «Лабиринт»), двигательная деятельность (физминутка).

В ходе игры я использовала такие формы организации совместной деятельности, как: мотивация к выполнению заданий, рассмотрение иллюстраций, игра, физминутка, выполнение практического задания.

Велась предварительная работа:

Предварительная работа:

  1. Экскурсия по улицам города Михайловска.
  2. Подготовка к оформлению уголка по патриотическому воспитанию.
  3. Рассматривание фотографий достопримечательностей города.
  4. Заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае.
  5. Беседы о родном городе, о Родине.
  6. Рисование на тему «Мой город», «Мой дом»

Работа с родителями: Беседы родителей с детьми о родном городе. Оформление альбома с фотографиями улиц и достопримечательностей города. 

Словарная работа: Россия, область, флаг, герб, «малая» и «большая» Родина, «михайловцы», стелла, памятный знак, памятник, обелиск, квест-путешествие.

Мною был подготовлен и использовался, соответствующий теме, демонстративный материал: картинки с изображениями достопримечательностей города Санкт-Петербурга и Москвы для д/и «Найди достопримечательности г. Михайловска»; мозаика с изображением герба Михайловска для дидактической игры «Собери герб Михайловска»; стрелочки из картона; сумочка; объёмные дома, магазины, кафе, деревья, детская площадка, картинки с изображением достопримечательностей города, проектор

Раздаточный материал: макеты с достопримечательностями города, игра «Лабиринт», простые карандаши.

 

Я считаю, что планируемые результаты были достигнуты в ходе проведённого мероприятия.

Дети принимали живое, заинтересованное участие в игре – квест, имеют представление о своём городе, называют его, активно вступают в диалог, участвуют в игре; имеют представление о понятии «малая Родина». Игровые методы, которые были использованы в данном мероприятии, дети не только закрепляли знания о городе но, и помогали  увидеть мир в его многообразии, многогранности, находили позитивные решения возникающих проблем.

При планировании квест –игры учитывались:

  • Индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • Разнообразие видов детской деятельности;
  • Создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Все части квест –игры были логически связанны друг с другом. Все виды деятельности, методы, приёмы способствовали познавательной и речевой активности у детей.

Обращаясь к детям, я старалась использовать доступные вопросы. Добивалась полных ответов на поставленные вопросы. Предоставляла возможность всем детям высказать своё мнение.

Я считаю, что поставленные мною задачи в данной деятельности, реализовались.

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.
Пролистать наверх