автор: Мауль Анастасия Львовна
воспитатель МБДОУ Детский сад №31
Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31»
Конспект непосредственной образовательной деятельности область познавательное развитие (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по городу Михайловск» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Мауль Анастасия Львовна
Воспитатель, группа № 13
г. Михайловск
2022
Конспект игры – квест в старшей группе.Тема: «Путешествие по городу Михайловск»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Сформировать знания детей о малой Родине, воспитать любовь к родному городу.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Закреплять знания детей о памятных местах родного города.
- Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
- Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Формировать умение действовать по предложенному им плану.
- Уточнить и расширить представление детей о родном городе, где родился, где он живет.
- Знакомить с понятием «малая Родина».
- Закреплять знания детей о гербе города Михайловска.
- Воспитывать любовь к Родине, родному городу.
Образовательная область «Речевое развитие».
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.
Образовательная область «Физическое развитие».
- Выполнять упражнения ритмично, в определённом темпе, добиваясь выразительности их выполнения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существует здания различного значения.
- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
- Воспитывать самостоятельность, побуждать к творческому применению ранее усвоенных способов моделирования в творческом конструировании.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями достопримечательностей города Михайловска и города Москвы, мозаика с изображением герба Михайловска, стрелочки из картона, макеты зданий, сумочка, деревья, «волшебный телевизор».
Раздаточный материал: макеты с достопримечательностями города, игра «Лабиринт», простые карандаши.
Предварительная работа: экскурсия по улицам города Михайловска; подготовка к оформлению уголка по патриотическому воспитанию; рассматривание фотографий достопримечательностей города; заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае; беседы о родном городе, о Родине; рисование на тему «Мой город».
Словарная работа: Россия, край, флаг, герб, «малая» и «большая» Родина, «михайловцы», стела, памятник, мемориал Славы, квест – путешествие.
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о своей малой родине, называют ее, активно вступают в диалог, участвуют в игре; называют достопримечательности родного города.
Используемые методы во время НОД:
- Словесные: беседы по теме (малая Родина), чтение стихотворения, ситуативный разговор, проблемные ситуации.
- Игровые: сюрпризный момент – путешествие с помощью стрелочки, игры: «Собери герб Михайловска», «Найди достопримечательности города Михайловска», «Кто больше выделит признаков города», «Хорошо – плохо», игра «Лабиринт»
- Практические: изготовление макета «Улица будущего».
- Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Родина» В.Карасева;
б) беседа «Что означает слово «Родина», «Малая Родина»?;
в) обсуждение правил игры-путешествия.
- Основная часть – 15 минут.
а) просмотр презентации «История становления г. Михайловск»;
б) дидактическая игра «Хорошо-плохо»;
в) Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города» (по принципу игры «Закончи предложение»);
г) Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?
д) Физическая минутка «Люблю по городу гулять»
е) Практическая часть «Достопримечательности г. Михайловск» (по принципу игры «Нади лишнее»), игра «Лабиринт
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 5 минут.
а) проектирование макета «Улицы будущего», выкладывание герба г. Михайловск, обобщение воспитателя;
б) анализ НОД
Дети принимали живое, заинтересованное участие в игре – квест, имеют представление о своём городе, называют его, активно вступают в диалог, участвуют в игре; имеют представление о понятии «малая Родина». Игровые методы, которые были использованы в данном мероприятии, дети не только закрепляли знания о городе, но, и помогали увидеть мир в его многообразии, многогранности, находили позитивные решения возникающих проблем.
Ход НОД:
Дети заходят в группу (под музыку), становятся полукругом. (1СЛАЙД+ЗВУК)
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?
А что мы называем Родиной?
В России много разных городов и сёл. А как называется город, в котором мы живём? (Михайловска)
Верно ребята! И Михайловск-это ваша малая Родина, это то место где вы растете, живете и учитесь, место в котором живут ваши родители.
Послушайте стихотворение.
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
И там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные (В. Карасев)
Мы родиной зовём.
Воспитатель: Наш город таит множество загадок, чтобы их отгадать я предлагаю вам, отправимся в вест – путешествие по городу Михайловску, но не на поезде и не на самолете, мы пойдем пешком, а путь нам укажет вот эта стрелочка.
На каждой остановке мы будем находить части мозаики и складывать в нашу сумочку, а в конце путешествия мы эти части сложим, и узнаем, что изображено на мозаике.
Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь надо только сказать:
Стрелка, стрелка покажи. Стрелка, стрелка укажи.
Итак, в путь.
Все вместе: Стрелка, стрелка покажи. Стрелка, стрелка укажи.
Мы отправимся в прошлое нашего города, в наш мини-музей.
И так, наша первая остановка.
1 остановка Ситуативный разговор «История возникновения города»
Давайте посмотрим на экран нашего волшебного телевизора. (2 СЛАЙД+ЗАПУСК ВИДЕО)
Город Михайловск имеет давнюю историю. Более 300 лет назад телеги с переселенцами остановились в девяти вёрстах от Ставропольской крепости. Они прибыли в балку реки Чла. По берегам речки были заросли ивы, ракиты, бузины, ясеня, дикой груши и яблони, хмеля и калины. Среди деревьев тихо журчала вода. Здесь и обосновалось новое село, дали ему название Михайловское, в честь своей родной слободы Михайловской, чтобы меньше тосковала душа переселенца. Есть и такая легенда, что некий чиновник, ведавший переселенческим делом в Ставропольской губернии, использовал служебное положение и назвал село именем сына Михаила – Михайловским. Переселенцев было в количестве 1500 человек. Наспех построили хаты.
В 1963 г. село переименовано в Шпаковское в честь погибшего в боях гражданской войны командира Ф Г Шпака.
В 1999 г. село получило статус города. Вернулось исконное название Михайловск. И люди, живущие на этой земле, стали называться –Михайловцы.
За последние годы наш город вырос. В нем появилось много новых домов. Для чего нужны дома? (дом — это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.)
А в нашем городе дома какие? (высокие, низкие, деревянные, кирпичные, многоэтажные, новые, старые, красивые)
Игра «Хорошо-плохо» (3 СЛАЙД)
Скажите, строить дома из дерева — это хорошо или плохо?
Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
А я говорю, что строить дома из дерева — это плохо. Почему? (дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей).
В прошлом в нашем городе было мало жителей, а сейчас, на сегодняшний день проживают очень много горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.
А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? – большой шум, плохие соседи, небезопасно.
Воспитатель: Ребята спасибо за ваши ответы, вот и первая часть мозаики и мы покидаем наш музей.
Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:
Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи. Стрелка, стрелка укажи.
2 остановка. Вот и вторая остановками мы попали на наш стадион, где сейчас поиграем с мячом.
Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города» (4 СЛАЙД)
Я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте.
Город — это крупный населённый пункт, потому что…(в нём живёт много людей).
В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что …(для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров).
В городе поликлиника и больница, потому что …(когда люди болеют, им нужно лечиться).
В городе строят высотные дома, потому что…..(в одноэтажных домах нельзя расселить всех людей в городе).
Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?
Ребята, а что было бы: если бы на домах не было номеров?
Чтобы было, если бы улицы города не убирались?
Чтобы было, если бы в нашем городе не было деревьев?
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и за ваши старания получаете вторую часть мозаики.
Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:
Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи
А теперь я предлагаю погулять по улицам нашего славного города, немного отдохнуть(5 СЛАЙД)
Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» (координация речи с движением)
Люблю по городу гулять, (ходьба на месте)
Люблю я улицы считать. (поворот туловища вправо-влево)
Ленина – раз, Ишкова – два. (наклон вправо –влево)
Прекрасная – три. (наклон вперёд)
А четыре – я живу в квартире. (приседание)
Пять – гуляю в парке я опять. (ходьба на месте)
Шесть – на речку я схожу, (поворот туловища , правая рука у лба)
На деревья погляжу.
Семь – Прекрасный садик наш, (поднимаются на носки, хлопают в ладоши)
Восемь ёлка – в Новый год. (ноги на ш.п., упражнение «Маятник»)
Девять – повстречался мне, (поворот в стороны, рука у лба)
Памятник большой войне. (по стойке смирно)
Я тихонько постою
И цветочки положу!
Десять – наш кинотеатр. (бинокль смотрим вверх, вниз, в стороны)
Фильм хороший посмотрю,
Очень город я люблю. (протянуть руки вперёд)
Воспитатель: Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:
Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи.
Воспитатель:
И наша третья остановка: «Достопримечательности города Михайловска». (6 СЛАЙД)
В каждом городе есть интересные места и наш город не исключение. Ребята, на доске находятся картины с изображением достопримечательностей города Михайловска и других городов. Вам нужно отобрать лишние картины, которые не относятся к достопримечательностям нашего города.
(Воспитатель вместе с детьми проверяет правильно – ли отобраны картинки, дети по ходу называют каждую достопримечательность.)
Ребята, предлагаю эти фото пометить в фотоальбом.
Помимо достопримечательностей в нашем городе есть различные памятники.
Что такое памятники, зачем они нам нужны, и где они располагаются? Чтобы ответить на эти вопросы нам придется заглянуть в некоторых моментах в прошлое. Памятник – это символ, фигура или просто плитка, которая помогает нам запомнить человека или животное в будущем.
В наше время ставят памятники не только тем людям, которые умерли, но и тем кто жив, но отличился чем-то хорошим. Памятники часто ставят писателям. Благодаря которым мы читаем рассказы, стихотворения, поэмы. Также ставят памятники людям, которые спасали наших бабушек и дедушек, мам и пап во время войны. Благодаря которым мы можем свободно дышать, ходить, и учиться.
Для того чтобы сохранить память о всех этих людях-героях, мы должны беречь памятники. Возлагать цветы к этим памятникам, а главное мы сами должны их помнить.
Предлагаю вам занять места за столом.
А вот и следующее задание. Оно называется «Лабиринт». Я сейчас вам раздам Лабиринты. Вам нужно добраться до памятника ВОВ быстрее другой команды, то есть найти правильный путь. Сначала вам нужно провести пальчиком по линиям лабиринта, а затем карандашом. Ребята, давайте вспомним, как правильно сидеть за столом и как нужно держать карандаш. Покажите мне, как это нужно делать.
Дети показывают, как держать карандаш, воспитатель проверяет правильность. В случае, если ребёнок неправильно сидит или держит карандаш, воспитатель поправляет его, показывает, как нужно.
Дети выполняют задание, воспитатель следит за выполнением задания.
-К какому памятнику вы пришли? (слайд7)
Что можете рассказать о нем?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, вот ваша 3 часть мозаики
А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:
Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.Стрелка, стрелка укажи
Воспитатель: 4-я остановка «Улица будущего».(слайд 8,звук во время постройки)
Ребята, я думаю. Что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появились в нём новые улицы с домами, магазинами, школами, детскими садами, кинотеатром, чтобы он стал уютнее и краше.
Я предлагаю вам сейчас стать на некоторое время архитекторами. И построить новую улицу – «Улицу будущего» нашего города. Дома, различные здания для наших родных, друзей и просто хороших людей.
(Из фотографий, макетов, картинок с условными обозначениями объектов составить план микрорайона так, чтобы жителям было удобно в нём жить). Рассказать, почему отобрали именно эти объекты и почему их так расположили.
Что еще хотелось бы добавить?
Молодцы! Хорошо вы потрудились, какую чудесную улицу построили, были замечательными архитекторами. Я вижу, что вы очень любите свой город. Нашу малую родину.
Воспитатель: Ребята, а что нужно чтобы город оставался таким же красивым? (ухаживать, не бросать мусор, сажать деревья и т.д.). Правильно, нужно ухаживать и это ложится на наши с вами плечи, потому что мы с вами жители города – михайловцы, если мы будем беречь наш город, то останется таким же прекрасным.
И вот, последняя часть мозаики.
Ребята, вам нужно сложить мозаику.
(Дети складывают мозаику на столе.)
И так, что у вас получилось?(слайд 9)
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно – это герб нашей «малой Родины», города Михайловска.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень интересно было с вами путешествовать. Наше путешествие закончилось. Я думаю,что теперь вы можете рассказать много интересного о нашем городе друзьям и родителям. А за участие в квесте хочу подарить вам медли «Знатоки города»
Слайд 10
Самоанализ деятельности по проведению игры-квест в старшей группе по познавательному развитию
Тема: «Квест –игра «Путешествие по городу».
Цель: Сформировать знания детей о малой Родине, воспитать любовь к родному городу.
В данной деятельности реализуются следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Закреплять знания детей о памятных местах родного города.
- Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
- Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Формировать умение действовать по предложенному им плану.
- Уточнить и расширить представление детей о родном городе, где родился, где он живет.
- Знакомить с понятием «малая Родина».
- Закреплять знания детей о гербе города Михайловска.
- Воспитывать любовь к Родине, родному городу.
Образовательная область «Речевое развитие».
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.
Образовательная область «Физическое развитие».
- Выполнять упражнения ритмично, в определённом темпе, добиваясь выразительности их выполнения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существует здания различного значения.
- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
- Воспитывать самостоятельность, побуждать к творческому применению ранее усвоенных способов изображения в творческом конструировании.
В ходе игры прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Все задачи реализовывались через сочетание следующих методов и приемов:
Словесные: беседы по теме (малая Родина), чтение стихотворения, ситуативный разговор, проблемные задания с участием догадок, предположений, вопросов.
Игровые: сюрпризный момент – путешествие с помощью стрелочки, игры: «Собери герб Михайловска», «Найди достопримечательности города Михайловска», «Хорошо – плохо», ира «Лабиринт»
Практические: изготовление макета «Улица будущего».
Метод контроля и стимуляции – одобрение и похвала.
Представлены следующие виды детской деятельности: игровая (дидактические игры «Что лишнее», «Собери герб Михайловска», «Памятные места города Михайловска», коммуникативная (общение с воспитателем), продуктивная (улица города будущего, «Лабиринт»), двигательная деятельность (физминутка).
В ходе игры я использовала такие формы организации совместной деятельности, как: мотивация к выполнению заданий, рассмотрение иллюстраций, игра, физминутка, выполнение практического задания.
Велась предварительная работа:
Предварительная работа:
- Экскурсия по улицам города Михайловска.
- Подготовка к оформлению уголка по патриотическому воспитанию.
- Рассматривание фотографий достопримечательностей города.
- Заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае.
- Беседы о родном городе, о Родине.
- Рисование на тему «Мой город», «Мой дом»
Работа с родителями: Беседы родителей с детьми о родном городе. Оформление альбома с фотографиями улиц и достопримечательностей города.
Словарная работа: Россия, область, флаг, герб, «малая» и «большая» Родина, «михайловцы», стелла, памятный знак, памятник, обелиск, квест-путешествие.
Мною был подготовлен и использовался, соответствующий теме, демонстративный материал: картинки с изображениями достопримечательностей города Санкт-Петербурга и Москвы для д/и «Найди достопримечательности г. Михайловска»; мозаика с изображением герба Михайловска для дидактической игры «Собери герб Михайловска»; стрелочки из картона; сумочка; объёмные дома, магазины, кафе, деревья, детская площадка, картинки с изображением достопримечательностей города, проектор
Раздаточный материал: макеты с достопримечательностями города, игра «Лабиринт», простые карандаши.
Я считаю, что планируемые результаты были достигнуты в ходе проведённого мероприятия.
Дети принимали живое, заинтересованное участие в игре – квест, имеют представление о своём городе, называют его, активно вступают в диалог, участвуют в игре; имеют представление о понятии «малая Родина». Игровые методы, которые были использованы в данном мероприятии, дети не только закрепляли знания о городе но, и помогали увидеть мир в его многообразии, многогранности, находили позитивные решения возникающих проблем.
При планировании квест –игры учитывались:
- Индивидуальные и возрастные особенности детей;
- Разнообразие видов детской деятельности;
- Создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Все части квест –игры были логически связанны друг с другом. Все виды деятельности, методы, приёмы способствовали познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, я старалась использовать доступные вопросы. Добивалась полных ответов на поставленные вопросы. Предоставляла возможность всем детям высказать своё мнение.
Я считаю, что поставленные мною задачи в данной деятельности, реализовались.