Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к ёжику» 

автор: Махонина Надежда Александровна

Воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к ёжику»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 45 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «В гости к ёжику» 

средняя группа

Подготовила: воспитатель

МОУ детский сад № 45

Махонина Надежда Александровна

 

Волгоград 2019

Цель: подвести воспитанников к пониманию смены времен года и жизни диких животных (на примере ежа).

Задачи:

образовательные:

  1. Формировать представления о смене времён года.
  2. Расширить знания детей о жизни ежа в природе.

развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к образу жизни ежа.
  2. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, внимание, мелкую моторику.
  3. Содействовать трудовому воспитанию 

воспитательные:

  1. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, совместной деятельности.
  2. Способствовать развитию доброго отношения к миру животных.

Используемые методы и приёмы: показ иллюстраций, слайдов, рассказ воспитателя, наводящие вопросы, художественное слово, загадка, беседа, практические индивидуальные и групповые задания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:  ноутбук, экран,  мультимедийный проектор, картинка лесной поляны (формат А3), магнитная доска, магниты, картинки цветов, грибов и насекомых на магните, поднос, раздаточный материал на каждого ребенка (картинки земляники, груши, грибов, яблока).

Материалы: корпус из пенопласта для изготовления норы, вата, листья.

Используемая литература:

  1. Электронный ресурс. Точка доступа

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/02/nod-poznakomtes-eto-yozh

  1. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада.– М.: Мозаика – Синтез, 2016.– 176 с. 

 

  • Организационная часть.

Вводное слово педагога.

Дети заходят с воспитателем, становятся рядом с ним.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте, познакомимся. Меня зовут Надежда Александровна.  

Дети становятся в круг. Воспитатель начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи», предавая мяч по кругу игрокам. Тот ребенок, у кого мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи» и т. д.

Воспитатель: Я пришла к вам сегодня не одна, со мной сказочный друг, а кто это,  сейчас узнаете.

(1 слайд на экране: загадка про ежа, см. приложение 1).

Воспитатель: Кто же пришел к нам в гости? (ответы детей).  Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались? (ответы детей).  Молодцы. 

Ёжик очень рад Вас видеть! Он  очень хочет чтобы вы рассказали, как живут в лесу его друзья – ежата. Мой друг никогда не был в лесу и ему очень любопытно. Расскажем ёжику?

2.Основная часть.

Дети стоят с воспитателем у экрана (2 слайд). 

Воспитатель: Ребятки, посмотрите на картинку, что изображено? Какое время года? (ответы детей).

Правильно, весна. Какие краски преобладают? (ответы детей).  Молодцы, зелёные, ведь весной появляется первая травка, листочки на деревьях. Значит, закрепим на доске зелёный квадратик, который будет обозначать весну!

Ёжик появился весной, у своей мамы ежихи и папы ежа. Малыши родились слепым и без иголочек: 3 слайд на экране. Посмотрите, какой он светленький, с крошечными иголочками. Как вы думаете, чем питается маленький ёжик? (ответы детей).  Правильно, молочком мамы.

А потом у них открываются глазки и вырастут маленькие мягкие иголочки, которые твердеют. Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, как жить в лесу(4 слайд на экране).

Ребята, как вы думаете, почему ёжик не гуляет по лесу без мамы? (ответы детей).  Правильно, это было очень опасно: ежата не знают леса, у них нет иголок, они беззащитны. Молодцы!

Дети подходят с воспитателем к магнитной доске. 

Ребята, в каждом лесу есть полянка, на которой гуляют ёжики! Давайте сделаем свою полянку, украсим её грибочками,  бабочками, цветочками, чтобы наш Ёж посмотрел, где же гуляют его друзья ёжики (дети подходят к магнитной доске, на которую крепят фигурки ягод, грибов, цветов).

Молодцы! Настоящие художники, какая замечательная полянка у нас получилась.

Дети подходят с воспитателем к экрану. 5 слайд на экране. 

Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на картинке? (ответы детей).  Правильно, лето. Светит яркое красное солнышко, цветут прекрасные цветы, летают бабочки,  повсюду ягоды. Какие краски преобладают летом? Правильно, красные! Закрепим красный квадратик, который будет обозначать время года – лето.

Летом уже ёжик подрос и начал сам себе еду искать. Как вы думаете, что ежи любят кушать? (ответы детей). Ёжик любит яблоки и груши, ягодки, грибы, жуков (6 слайд на экране).

Иголочки стали твёрдые и ему уже не страшны стали, ни волки, ни медведи, ни лисы. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у ёжика коротенькие, быстро бегать не умеет. Чуть опасность почувствует, сразу сворачивается в клубок, зашипит и сердито зафыркает. Вот так «Фыр». 

Дыхательное упражнение «Ежик»

(громкое выдыхание носом). 

Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (ладошками шуршим)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

  1. Практическая часть.

Дети подходят с воспитателем к экрану, 7 слайд. 

Воспитатель: какое время года на экране? Правильно, осень!  Почему вы так решили? (ответы детей).  Посмотрите, какие жёлтые листочки. Цвет осени – жёлтый, давайте прикрепим его на доску.

Осенью солнце уже не греет,  в лесу остается все меньше вкусных ягод, ёжик трудится, делает запасы, что перед спячкой. Как вы думаете, зачем ёжику много кушать? (ответы детей).  

Когда наступают холода, ежи сворачиваются в клубок и крепко спят до весны. Для того чтобы не проголодаться, ёжики много кушают. Посмотрите на экран, что за время года наступаем вслед за осенью? (ответы детей).   Вы правы, это зима. Много белого снега, все деревья украшены инеем! Какой цвет преобладает? (ответы детей).  Правильно, белый цвет! Прикрепим его на доску!

Ребята, нашему гостю очень хочется посмотреть как же его друзья, лесные ёжики делают запасы. Давайте вместе поможем ему.

Дети садятся на стулья за стол, на столе воспитатель заранее подготавливает картинки корзины с цветными квадратами и карточки с изображением грибов, фруктов и ягод.

Воспитатель: У каждого на столе лежит корзиночка, на которой есть квадраты разных цветов: зеленого, красного, жёлтого, белого. Нужно собрать запасы, но по правилу: под зелёным квадратиком нужно положить грибок, под жёлтым яблочко, под красным земляничку, а под белым груши. Будьте внимательны при сборе урожая, а мы с ёжиком посмотрим, как вы справитесь.

Молодцы, помогли запастись вкусностями лесным ёжикам! Давайте передадим запасы лесным жителям, они будут очень рады.

Как вы думаете, сможет ли ёжик жить зимой? (ответы детей).  Когда на улице снег, мороз, дует ветер. Почему ёжики ложатся спать на всю зиму? (ответы детей).  Правильно, потому что в лесу нечем питаться, зимой нет ягод, грибов и жучков.

Как вы думаете, где зимует ёжик? (ответы детей).   Правильно, в теплой норе, которую он утепляет травой, мхом и листьями (9 слайд на экране)

Дети проходят с воспитателем к столу.

Давай с вами поможем ёжику построить норку для зимовки (каркас из пенопласта, искусственный мох, листья, трава). 

  1. Итог (рефлексия).

Воспитатель: Ребята, знаете что сказал мне ёжик? Сказал что вы любознательные ребята, знаете все времена года, и рассказали интересную историю о том как, как живут лесные ежи. Что рассказали ёжику? (ответы детей). 

10 слайд на экране.

Воспитатель: Верно, ёжик увидел какая бывает зелёная весна, когда ёжики рождаются крошками, лето, когда ёжики подрастают, иголочки  твердеют и они отправляются на прогулку в лес. Вы рассказали ему про осень, когда лесные ежи делают запасы на зиму, чтобы в зимней спячке не проголодаться, строят на зиму норку из листьев и веточек, чтобы было тепло. Какие вы замечательные любознательные и заботливые ребята! Ёжик очень рад нашей встречи! Ёжик говорит, что он хочет чтобы его друзей стало ещё больше, давайте наденем маски. Теперь вы тоже  друзья ёжика! Как же рад ёж новым знакомствам, он приглашает сделать совместную фотографию, чтобы ёжик вспоминал нас, новых друзей, а мы думали о ёжике!

Дети принимают позу для фотографии с ёжиком, воспитатель делает фото и после передает фотоаппарат ассистенту или сам скачивает фото на компьютер и выводит на экран.

К сожалению, ребята, ёжику пора возвращаться домой. Ему очень понравилось быть у нас в гостях. Какое красивое фото у нас получилось! До свидания, ёжик.

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к ёжику» 
Пролистать наверх