“Загадки шоколада”

Автор: Медведева Галина Сергеевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №57”, г. Бийск

“Загадки шоколада”

Конспект познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет.

Тема: «Загадки шоколада»

Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Возраст: подготовительная группа.

 

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Образовательные задачи:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: шоколадье, какао боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

 

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.

 

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», дидактические игры.

 

Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, проектор, магнитная доска, фотографии с изображением последовательной цепочки происхождение шоколада, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, плитка шоколада, минеральная вода, подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек, магниты, прихватка, посуда для нагревания, стакан для горячего шоколада, подставка, свеча, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер.

 

Ход   НОД

Этапы, методы,

 приёмы

Деятельность 

воспитателя

Деятельность 

детей

Организационный момент.

Видеописьмо

-В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Меня слушать все начнём!

-Ребята к нам в группу пришло видеописьмо от детей младшей группы, давайте посмотрим.

 -Расчерчен на квадратики,

Завёрнут в серебро,

Как его вы развернёте,

Моментально вы поймёте,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький  и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый хочет.

-Что это дети?

Как мы любим шоколад,

Любой малыш ему так рад!

Разбуди его хоть ночью,

– Шоколада, съешь кусочек?

Съест, конечно, шоколад,

Сразу плиток пять подряд.

Только польза или вред

Здесь получим на ответ?

У молочной шоколадки

Вкус конечно очень сладкий.

Почему она всегда

Исчезает в никуда

Оставив след лишь на руках?

Крутят малыши её в руках

И говорят тихонько: «ах».

Где растёт наш шоколад?

Дети выполняют движения по тексту

– Шоколад

Основная часть.

Рассказ с использованием слайдов презентации.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4,5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

– Так о чём, хотят узнать малыши?

– И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел? » Давайте попытаемся её решить.

– Ребята, вы любите шоколад?– Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

– Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так.

-дерево какао не растет в нашей стране.

А как вы думаете почему?

Где может, по-вашему, расти шоколадное дерево?

-Родина шоколадного дерева – тропическая Америка, острова Мексиканского залива, Его не выращивают в садах, оно растёт в диком виде, в тропическом лесу.

– На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на большие лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы

-Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки 

– Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадают какао бобы.

– На фабриках Какао бобы перерабатывают и получают из них масло какао о какао порошок

коричневый порошок под названием «какао». 

-А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки 

— Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

– О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится  много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

– А давайте с вами выясним, всё-таки полезен или вреден  шоколад?

Поиграем в игру «Вред – польза», подсказками будут слайды.

— Где растет шоколад?

– Почему от шоколада пачкаются руки?

– Шоколад – это вредно или полезно?

-Да

Дети рассматривают.

В нашей стране очень холодно зимой? Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы.

Ответы детей

Игра «Вред – польза».

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 20

Ребята, кто-нибудь может, сказать, в каких случаях шоколад может навредить человеку?

— Шоколад виновник лишнего веса. (слайд 17).

– Шоколад может вызвать аллергию, если его много есть. (слайд 18).

– Шоколад вызывает бессонницу, его не следует есть на ночь. (слайд 19).

– А всегда ли шоколад вреден, как вы думаете.

— Шоколад поднимает настроение.

– Шоколад – источник энергии. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом

– В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад.

– В шоколаде содержатся витамины, которые важны для растущего организма ребенка.

– Шоколад полезен для сердца и сосудов. Когда устал, можно съесть немного шоколада и силы восстановятся.

– Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять высококачественные горькие сорта. (При сильном кашле лучше пососать пару долек шоколада, чем пить таблетки. )

– Шоколад сохраняет память.

– Итак, какой вывод можно сделать.

Выводы:

-Теперь мы знаем, что шоколад не только вреден, но и полезен только когда его немного, достаточно 2-3 долек в день.

Ответы детей

Ответы детей

– шоколад не только вреден, но и полезен только когда его немного 

– Самый полезный – это горький шоколад.

Опыт 1. Свойства какао.

– Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? 

Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

– Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

– Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? 

– А какой вкус имеет какао? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? 

– Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? 

– Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

– А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? 

– Итак, к какому выводу мы пришли

-Почему от шоколада пачкаются руки?

-коричневого, шоколадного

Нужно его попробовать.

Дети пробуют какао.

-Горький

-Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.

-какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

Слайд 21

Самостоятельная работа.

1 часть эксперимента

– А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. 

– У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. Возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? 

-Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод:

– А сейчас давайте определим, какой шоколад на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? 

– А теперь черный шоколад, какой на вкус? 

– Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

– Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?

– Ребята, чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.

– А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? 

– Положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? 

– Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. 

– Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с водой – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад? Вывод: 

– А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

– Так что же произошло с шоколадом? Какой делаем вывод?

Вывод:

– Можем мы ответить на вопрос малышей: почему от шоколада пачкаются руки?

– Таким образом, мы ответили на вопросы малышей: «Где растет шоколад? «Почему от шоколада пачкаются руки!»

– Вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме.

– Молодцы, ребята! Теперь вы как настоящие мастера – шоколадье. Ребята, а вы знаете, как такие шоколадье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадье? 

– Я вам предлагаю побыть шоколадье. И попробовать приготовить шоколад самим. 

Пройдите в наш кондитерский цех.

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

– Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

– А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? 

– Значит, что мы с вами получили? 

– Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». 

– А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? 

– Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

– Итак, сегодня вы впервые  приготовили сами  шоколад.

– Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. 

Рассуждения детей

-Да

– Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

-Вкусный, сладкий.

-горький, горьковато-сладкий.

-Рассуждения детей

-Шоколад утонул.

-Шоколад всплыл на поверхность.

Ответы детей.

Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

-Он растаял, растопился.

Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может быть как в жидкой форме, так и в твердой. 

-Наши руки тёплые, а шоколад при нагревании тает.

Ответы детей

Ответы детей

-шоколадный

-шоколад

Предложения детей.

-вылить в разные формочки.

Дети перечисляют продукты

1-ая часть эксперимента 

слайд 22.

Фрукты в шоколаде слайд 23

Предлагаю взять любые фрукты. Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку. Дети экспериментируют с шоколадом
Итог деятельности:

слайд 24

– Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

– Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье.

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!

Ответы детей

Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде растворяется.

 

“Загадки шоколада”
Пролистать наверх