Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Автор: Медведева Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР “Свердловская СШ № 2”

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» – говорил В. А. Сухомлинский. Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет. 

На уроках языка и литературы следует учить ребят пользоваться словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество, но и в повседневном общении между подростками показать важность и необходимость бережного отношения к слову, к языку. На уроках  языка и литературы  учеников нужно не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами речи.  

Предлагаем вашему вниманию упражнения,  которые помогут развивать мышление и творческие способности учащихся, заинтересуют предметом, откроют возможности для создания ситуации успеха для каждого ребенка. 

«Рисую музыку словами». Звучит фонограмма. Задание ученикам: описать мелодию словами (2-3 предложения). 

«Я — фотограф». Задание ученикам: описать самого себя, нарисовать свой портрет словами («сфотографировать» себя). 

«Поиграем в слова». Работа выполняется парами: один ученик записывает слово, а другой подбирает к нему прилагательное и тому подобное. 

  «Тавтограмма». Работа в малых группах. Ученики составляют тексты, 

в которых все слова начинаются с одной буквы. 

Однажды осенью

Около окна одноклассники окружили  Олю – обнимают. Оля опять отличница! Обидно  очень Олегу – одной оценкой отличается он от Оли.

Ослепила обида  Олега, оттолкнул он Олю от одноклассников, отобрал олины очки, отбросил. Охнула Оля, огорчилась. Отошла, одна осталась.

Осудили одноклассники Олега, объяснили олуху оплошность. Одумался Олег, остыл, опомнился. Обошел он одноклассников, остановился около Оли, осторожно окликнул, обещал образумиться, очки отдал.

Оглянулась Оля, обрадовалась, оттаяла.

«Раскрась мое предложение». На доске записаны нераспространенные предложения. Ученики должны их дополнить второстепенными членами предложения.

Весна. Светит солнышко, зеленеет травка. Поют птички. Все оживает . Зацвели тюльпаны. Начали выползать букашки. Кот греется. Настала пора года!

Игра «Речевой этикет». Задания для работы в группах: озвучить                           1) приветствие, 2) прощание, 3) приглашение 4) пожелания.

«Урок человечности». Задание: в тактичной форме указать на неправильное поведение воображаемому скупому (лентяю, привередливому).

 «Раскрасим слово». Подобрать эпитеты к записанным на доске словам: речь, песня, мечта.

«Искатели приключений». (Работу целесообразно проводить в малых группах.) Придумать как можно больше приключений, которые бы предшествовали окончанию текста: 

«…И вот, наконец, берег. Все, кто был в лодке, взглядами и словами поддерживали друг друга. Казалось, все закончилось». 

«Рассказ-цепочка». В группах первый придумывает предложение, а каждый следующий добавляет свое, чтобы образовалось короткое содержательное повествование (тему может предложить учитель или сами участники группы).

 «Мастера слова». Написать мини-юмореску, которая состояла бы только из глаголов (задание выполняется в произвольных группах).

Сел. Начал писать. Проголодался. Поел. Полежал. Почитал. Попил. Сел. Подумал. Полистал. Придумал! Сделаю! Напишу! Пообедал. Ушел вздремнуть. Проснулся. Вечереет. Сел. Пишу, зачеркиваю, исправляю. Изменяю, улучшаю, переписываю. Написал! Выполнил! Устал. Лег отдохнуть. 

«Перевоплощение»

Ты-бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя?

Ты – рябинка; что ты чувствуешь, когда летом у тебя забирают веточки?

 «Ми – писатели».  Напишите сочинение на одну из тем.

  • «Приключения буквы… (название буквы) в стране Алфавит»
  • «Каждый звук говорит мне» (Ученики должны пофантазировать о «голосе» звуков: одни из них шипят, другие боятся и т.д.)

«Точка зрения». Разделяете ли вы предложенную точку зрения? 

Аргументировано объясните свою позицию.

  • Грязный поток ненормативных слов – это лексика, к сожалению, не только темных. Я понял природу мата : это способ самоутверждения ничтожных.
  • Из нас каждый видит в жизни такое, что греет душу и радует глаз.

Низкая душа выискивает низкое. Душа высокая мечтает о высоком.

«Соревнование с поэтом». 

Восстановите предложенные стихотворные строки. Многообразен у Есенина мир растений, например, деревьев. Назовите их:

  1. Словно белою косынкой  подвязалася …..
  2. Отцвела моя белая ….
  3. Как метель, …….. машет рукавом.
  4. Сторожит голубую Русь
    Старый …. на одной ноге.
  5. Облетевший …… серебрист и светел.
  6. Отрок – ветер по самые плечи
    Заголил на ……. подол.

ОТВЕТЫ.

1 – сосна, 2 – липа, 3 – черёмуха, 4 – клён, 5 – тополь, 6 – (на) берёзке.

« Мозговий штурм» .Предложите идею оригинального памятника Поэзии.

«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело». Лев Николаевич Толстой

«Фантастическая дополнение». Представьте себе, что вы можете встретиться с героем романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского за день до рокового поступка. Что бы вы сказали ему? 

 «Театрализация» . Вообразите себя актерами или режиссерами. Выберите сцену из произведения для постановки. Проведите подготовительную работу.

 Творческие  работы  учащихся  способствуют   укреплению   и   повышению познавательных  интересов  учащихся,  развитию  их   творческого   мышления, индивидуальности  каждого  школьника. На уроках целесообразно использовать интересный для ребят материал: сказки , загадки, скороговорки. Их присутствие на занятии помогает мыслить, анализировать, лучше усваивать материал, способствует развитию речи. 

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. 

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», – эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, – это умелое руководство со стороны взрослых.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Пролистать наверх