автор: Мединская Мария Иосифовна
воспитатель ГОРКОВСКАЯ МС (К) ОШИ с. Горки
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
МС(К)ОШИ – муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
Выполнила: Воспитатель семейной группы
Мединская М.И.
с. Горки 2022г.
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
Пояснительная записка
Предлагаемый проект программы «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Проект программы ориентирован на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Один из методов обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы писателей Севера.
Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, с целью формирования нравственных, патриотических, коммуникативных качеств личности.
Задачи программы:
- Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;
- Формирование положительной этнической идентичности по средствам использования краеведческого материала;
- Коррекция эмоционально-волевых качеств, поведенческих реакций личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья;
- Развитие интеллектуальных умений, навыков в ходе изучения местного материала.
- Формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края.
Формы занятий
Занятия по краеведению являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- сценки;
- праздники;
- экологические сказки;
- народные, подвижные игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- экскурсии;
- тестирование;
- литературно-музыкальные композиции;
- КТД;
- музыкотерапия;
Формы организации деятельности по проекту программы
- воспитательский час
- экскурсия
- посещение музей
- поход
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек.
На занятиях применяются демонстрационные таблицы, фотографии, видеофильмы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал.
Режим занятий
1-й год реализации проекта программы (3-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия – 20 – час; практические занятия – 13 часов.
2-й год реализации проекта программы (4-й класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия – 16 часов, практические занятия – 16 часов.
3-й год реализации проекта программы (5класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия – 23 часов, практические занятия – 9 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 3-5 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, музея.
Связи, устанавливаемые для реализации проекта программы.
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь, группа сопровождения, детская организация соуправления «Радуга»
Внешние: библиотека, музей.
Направления реализации проекта программы.
- Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности
2.Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся
3.Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ.
- Эстетическое творчество.
- Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.
- Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Условия реализации проекта программы
Проект программы будет успешно реализован, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности обучающихся;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Возможные критерии результативности
- Активность учащихся во внеурочное время.
2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
3.Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.
- Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
- Активное участие во внеклассной работе.
- Активное участие школьников в играх и конкурсах.
- Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
- Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
- Оптимальный уровень воспитанности.
Проект программы построен на принципах:
- коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- дифференцированного и индивидуального обучения;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Представленный проект программы «Знаю и оберегаю свой край» рассчитан на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 3-5 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 30 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.
Программа рассчитана для педагогов коррекционных классов. Срок действия программы 3 года.
Благодаря реализации данного проекта программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.
Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Тематический план проекта
1-й год реализации – 3-й класс
Тема | Содержание занятия | Количество часов | ||||||||||||||||||
Теория | Практика | |||||||||||||||||||
Раздел 1 Эстетическое творчество | ||||||||||||||||||||
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях. | 1 | – | |||||||||||||||||
Растения тундры. (Экологическая сказка) | Театрализованное представление. | 1 | – | |||||||||||||||||
Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) | Наблюдения и сравнения в природе. | 1 | ||||||||||||||||||
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).
Сбор и создание гербариев |
Наблюдения в природе. Сбор природного материала. | 1 |
1 |
|||||||||||||||||
Раздел 2
Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация |
||||||||||||||||||||
Экскурсия в Рыбозавод. | Экскурсия | – | 1 | |||||||||||||||||
«Трудиться во благо края» | Беседа о людях прославивших Север. | 1 | – | |||||||||||||||||
Предприятия села. | Заочная экскурсия по селу. | 1 | – | |||||||||||||||||
«Профессия рыбак» | Беседа по теме. | – | 1 | |||||||||||||||||
Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. | Правила безопасного поведения в походе. Беседа. Игра. |
1 | – | |||||||||||||||||
Туристический поход. | Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||||||||||||
Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой поселок
от пожаров. |
Экскурсия. Практическая работа. | 1 | ||||||||||||||||||
«Мы на Севере живем и здоровье бережем» | Беседа о профилактике ЗОЖ | 1 | ||||||||||||||||||
« Я патриот» | Беседа по теме. | 1 | ||||||||||||||||||
«С чего начинается Родина» посв. празднованию Дня Ямала. | Беседа.
Познакомить учеников со значением слова «Родина», воспитывать желание беречь и любить Родину. |
1 | ||||||||||||||||||
«Родимая сторонушка» | Игра «Брейн ринг» | 1 | ||||||||||||||||||
Мой край на карте страны. | Практическая работа с картой Шурышкарского района. | 1 | ||||||||||||||||||
Раздел 5
Эстетическое творчество |
||||||||||||||||||||
«Одежда народа ханты» | Беседа по содержанию. Работа в парах, в группах. | 1 | ||||||||||||||||||
«Традиции и обычаи народа ханты» | Практическая работа. Просмотр презентации. | 1 | ||||||||||||||||||
«Жилище коренных народов» | Просмотр презентации. Чтение художественной литературы. | 1 | ||||||||||||||||||
«Народные промыслы» | Беседа по содержанию | 1 | ||||||||||||||||||
Раздел 6
Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||||
« Найди на карте уголок..» | Работа с картой. | 1 | ||||||||||||||||||
«Собери разрезанные пословицы о крае» | Поисковая работа | 1 | ||||||||||||||||||
«Ищем клад на родной сторонушке» | Практическая работа | 1 | ||||||||||||||||||
«Я и Родина не разделимы» | Беседа о необходимости и уважения любви к Родине. | 1 | ||||||||||||||||||
Раздел 7 Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно – нравственному воспитанию |
||||||||||||||||||||
Животный мир родного края (общие понятия) | Экскурсия в музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. | 1 | ||||||||||||||||||
Дикие и домашние животные.
Составление портрета животного |
Рисунок. | 1 | ||||||||||||||||||
Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | Информация о животных – героях | 1 | ||||||||||||||||||
Звери, обитающие на территории нашего края. | Беседа | 1 | ||||||||||||||||||
Раздел 8
Эстетическое творчество |
||||||||||||||||||||
Охрана природы родного края. Охраняемые территории. | Беседа | 1 | ||||||||||||||||||
Час информации в школьной библиотеке «Заповедные места нашего края». | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. | 1 | ||||||||||||||||||
Урок с фотовыставкой «Природа нашего края» | Беседа о красоте Севера. Выставка. | 1 | ||||||||||||||||||
Экскурсия в библиотеку «Охраняемые территории ЯНАО» | Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||||||||||||||||||
Всего: 33ч. | 20 | 13 | ||||||||||||||||||
Тематический план проекта
2-й год реализации – 4 -й класс |
||||||||||||||||||||
Содержание | Количество часов | |||||||||||||||||||
Теория | Практика | |||||||||||||||||||
1 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и духовно-нравственному воспитанию |
||||||||||||||||||||
История столицы ЯНАО | Беседа | 1 | ||||||||||||||||||
«Мое село Горки». Из истории образования села. | Фронтальная беседа. Наблюдения. | 1 | ||||||||||||||||||
«Край, в котором я живу» | Беседа о малой родине. Необходимость
расширять и углублять знания учеников по истории, культуре родного края, природе. |
1 | ||||||||||||||||||
«Мир рисунков» | Практическая работа | 1 | ||||||||||||||||||
2 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию |
||||||||||||||||||||
Коми подвижные игры | игра | 1 | ||||||||||||||||||
Сказки коми народа | Театрализованное представление | 1 | ||||||||||||||||||
Обряды и обычаи народа коми | Беседа | 1 | ||||||||||||||||||
Час поэзии по творчеству коми писателей (С.Журавлев, С.Попов, В.Степанов) | Беседа | 1 | ||||||||||||||||||
3 раздел
Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ |
||||||||||||||||||||
Экологическая тропа. «В лес за здоровьем». | Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. | 1 | ||||||||||||||||||
Реки. | Практическая работа с картой Шурышкарского района. Определение местонахождения и названия рек края. | 1 | ||||||||||||||||||
Заповедники и заказники. (Куноватский заповедник) | Беседа об охраняемых государством территорий. | 1 | ||||||||||||||||||
Поход «Зимние забавы» | Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||||||||||||
4 раздел
Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация |
||||||||||||||||||||
«Мы на Севере живем» | Изготовление поделок из природного материала ко Дню Ямала | 1 | ||||||||||||||||||
«Не бойтесь труда и никакой работы – пусть работа вас боится» | Беседа о трудолюбии северян. | 1 | ||||||||||||||||||
«Что я возьму с собой на рыбалку» | Беседа по содержанию | 1 | ||||||||||||||||||
«Ловись рыбка мала и велика» | Викторина | 1 | ||||||||||||||||||
5 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию |
||||||||||||||||||||
Творчество И. Г. Истомина | Рассказ о творчестве писателя. | 1 | ||||||||||||||||||
Творчество Р.П. Ругина | Рассказ о творчестве писателя. | 1 | ||||||||||||||||||
Творчество А.Неркаги | Рассказ о творчестве писателя | 1 | ||||||||||||||||||
Писатели и их вклад в процветание края. | Просмотр видеофильма. | 1 | ||||||||||||||||||
6 раздел Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся. |
||||||||||||||||||||
«Мое отношение к Родине» | Беседа по содержанию | 1 | ||||||||||||||||||
«Я и проза» | Конкурс стихотворений северных писателей. | 1 | ||||||||||||||||||
«Своя игра» | Игра | 1 | ||||||||||||||||||
«Ямальский меридиан» | Практическая работа с журналом. | 1 | ||||||||||||||||||
7 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитания |
||||||||||||||||||||
«Мамины теплые руки» | Беседа о мамах, о женщинах, живущих на Севере, выполняющих непосильный труд. | 1 | ||||||||||||||||||
«Цветы для мамы» | Изготовления поделок, рисунков к женскому Дню 8 марта. | 1 | ||||||||||||||||||
«Наступила весна…» | Экскурсия в лес. | 1 | ||||||||||||||||||
«Моя милая бабушка» | Рассказ о своей бабушке. | 1 | ||||||||||||||||||
8 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и духовно-нравственному воспитанию |
||||||||||||||||||||
«Ворна хатл» | Вороний праздник | 1 | ||||||||||||||||||
«Национальные виды спорта» | Игра | 1 | ||||||||||||||||||
«Мы помним Вас» | Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».
Практическая работа. Индивидуальная работа. |
1 | ||||||||||||||||||
«Герои – земляки» | Экскурсия к памятнику Великой Славы. | 1 | ||||||||||||||||||
Всего: 32ч. | 16 | 16 |
Тематический план проекта
3-й год реализации – 5 -й класс
Тема | Содержание | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | ||||||||||||
1 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. |
|||||||||||||
Имя твое | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с литературой. | 1 | |||||||||||
Моя школа – мой дом | Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. | 1 | |||||||||||
Моя семья. Семейные традиции. | Беседа. Просмотр фильма «Семейные традиции» | 1 | |||||||||||
Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | Практическая работа. | 1 | |||||||||||
2 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. |
|||||||||||||
«Юный краевед» | Конкурс рисунков. | 1 | |||||||||||
Экскурсия в музей средней школы. | Экскурсия. | 1 | |||||||||||
Красная книга. | Обзор материала. | 1 | |||||||||||
«Эхо нашей памяти» | Возложение цветов к памятнику ко дню памяти жертв политических репрессий, основателям села.
(30 октября) |
1 | |||||||||||
3 раздел
Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация |
|||||||||||||
« Профессии Ямал». | Конкурс. Привитие уважения к рабочим профессиям. Просмотр презентации. | 1 | |||||||||||
«Профессия – рыбак» | Беседа. Воспитание трудолюбия, потребность трудиться, уважение к людям профессий коренных народов Севера. | 1 | |||||||||||
«Профессия – оленевод» | Беседа. | 1 | |||||||||||
«Профессия – охотник» | Беседа. | 1 | |||||||||||
4 раздел
Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ |
|||||||||||||
«Осторожно тонкий лед» | Формирование навыка ЗОЖ | 1 | |||||||||||
«Прогулка в зимний лес» | Наблюдения в природе. | 1 | |||||||||||
«Как выжить в экстремальных условиях» | Беседа, форрование | 1 | |||||||||||
«Здоровая пища северян» | Беседа | 1 | |||||||||||
5 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. |
|||||||||||||
«Тундра зовет…» | игра | 1 | |||||||||||
«Мы родом из Севера» | Конкурс рисунков | 1 | |||||||||||
«Мы любим наше село» | Викторина | 1 | |||||||||||
«Берегите землю» | Экологический спектакль | 1 | |||||||||||
6 раздел
Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности. |
|||||||||||||
«Книга – мой лучший друг»
(Истомин И.Г., Ругин Р.П.) |
Формирование умения правильно пользоваться книгой. | 1 | |||||||||||
«Кушеват». Из истории образования села. | Беседа по содержанию. | 1 | |||||||||||
«Мамонтенок Люба» | История найденного древнего животного на Ямале. Просмотр фотографий. | 1 | |||||||||||
Парк – музей «Живун» | История создания музея под открытым небом. | 1 | |||||||||||
Шурышкарский район – территория экологического туризма на Ямале | Беседа о процветании туризма в нашем районе. | 1 | |||||||||||
«Белые журавли» | Беседа о редчайшей птице – стерх. | 1 | |||||||||||
Городище Усть-Войкарское. | История памятника Войкарский городок. | 1 | |||||||||||
«Что я знаю о Ямале» | тест | 1 | |||||||||||
8 раздел
Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. |
|||||||||||||
«Каждый защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат»» | Сформировать представление о роли Ленинграда во Второй мировой войне. | 1 | |||||||||||
«Память в сердцах вечна … » | Литературно – музыкальная композиция об участниках ВОВ, погибших на поле боя. | 1 | |||||||||||
«Есть такая профессия Родину защищать». | Беседа об истории армии, о родах войск. | 1 | |||||||||||
«Знаю и люблю свой край» | тест | 1 | |||||||||||
Всего: 32 ч. | 23 | 9 |