Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».

автор: Мединская Мария Иосифовна

воспитатель ГОРКОВСКАЯ МС (К) ОШИ с. Горки

Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».

 

МС(К)ОШИ – муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Проект  программы  «Знаю  и оберегаю  свой край».

Выполнила: Воспитатель семейной группы 

Мединская М.И.

с. Горки 2022г.

                    Проект  программы  «Знаю  и оберегаю  свой край».

                                               Пояснительная записка

Предлагаемый проект программы  «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Проект программы ориентирован на учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно. 

Предлагаемый материал о  культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.       Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. 

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

Один из  методов обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.

Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы писателей Севера.

Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья  к познанию истории, культуры, природы родного края, с целью формирования нравственных, патриотических, коммуникативных качеств личности.

Задачи программы:

  1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;
  2. Формирование положительной этнической идентичности по средствам использования краеведческого материала;
  3. Коррекция эмоционально-волевых качеств, поведенческих реакций  личности ребенка,  с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Развитие интеллектуальных умений, навыков в ходе изучения местного материала. 
  5. Формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края.

Формы занятий

Занятия по краеведению являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  •  беседы;
  • сценки;
  • праздники;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии;
  • тестирование;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • КТД;
  • музыкотерапия;

Формы организации деятельности по проекту программы

  • воспитательский час
  • экскурсия
  • посещение музей
  • поход

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотек.

 На занятиях применяются демонстрационные таблицы, фотографии, видеофильмы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал.

Режим занятий

1-й год реализации проекта программы (3-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия – 20 – час; практические занятия – 13 часов.

2-й год реализации проекта программы (4-й класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия – 16 часов, практические занятия –  16 часов. 

3-й год реализации проекта  программы (5класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия – 23 часов, практические занятия –  9 часов.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу.

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Участники программы: учащиеся 3-5 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек,  музея.

Связи, устанавливаемые для реализации проекта программы.

Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь, группа сопровождения, детская организация соуправления «Радуга»

Внешние: библиотека,  музей. 

Направления реализации проекта программы.

  1. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности

2.Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся

3.Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ.

  1. Эстетическое творчество.
  2. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.
  3. Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Условия реализации проекта программы

    Проект программы будет успешно реализован, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности обучающихся;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал. 

Возможные критерии результативности

  1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.

  1. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

  1. Активное участие во внеклассной работе.
  2. Активное участие школьников в  играх и конкурсах.
  3. Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  4. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
  5. Оптимальный уровень воспитанности.

Проект программы  построен на принципах:

  • коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
  • дифференцированного и индивидуального обучения;
  • действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
  • свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

          Представленный проект  программы  «Знаю и оберегаю свой край» рассчитан на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 3-5 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 30 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.

          Программа рассчитана для педагогов коррекционных классов. Срок действия программы 3 года.

          Благодаря реализации данного проекта программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.

Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека. 

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Тематический план проекта

1-й год реализации – 3-й класс

Тема Содержание занятия Количество часов
Теория Практика
Раздел 1 Эстетическое творчество
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Правила безопасного поведения на занятиях.  1
Растения тундры. (Экологическая сказка) Театрализованное представление. 1
Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) Наблюдения и сравнения  в природе. 1
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).

Сбор и создание гербариев

Наблюдения в природе. Сбор природного материала. 1

1

Раздел 2

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация

Экскурсия в Рыбозавод. Экскурсия     1
«Трудиться во благо края» Беседа о людях прославивших Север. 1       –
Предприятия села. Заочная экскурсия по селу. 1       –
«Профессия рыбак» Беседа по теме.       1
Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. Правила безопасного поведения в походе.  Беседа.
Игра.
      1       –
Туристический поход.  Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе.  1
Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой поселок 

от пожаров.

Экскурсия. Практическая работа.       1       
«Мы на Севере живем и здоровье бережем» Беседа о профилактике ЗОЖ 1
« Я патриот» Беседа по теме. 1        
«С чего начинается Родина» посв. празднованию Дня Ямала. Беседа.

Познакомить учеников со значением слова «Родина», воспитывать желание беречь и любить Родину.

1         
«Родимая сторонушка» Игра «Брейн ринг»  1
Мой край на карте страны. Практическая  работа с картой Шурышкарского района.       1     
Раздел 5

Эстетическое творчество

«Одежда народа ханты» Беседа по содержанию. Работа в парах, в группах. 1
«Традиции и обычаи  народа ханты» Практическая работа. Просмотр презентации. 1
«Жилище коренных народов» Просмотр презентации. Чтение художественной литературы. 1
«Народные промыслы» Беседа по содержанию 1
Раздел 6

Коррекция недостатков интеллектуального развития  детей и активизация познавательной деятельности.

« Найди на карте уголок..» Работа с картой.       1
«Собери разрезанные пословицы о крае» Поисковая работа 1
«Ищем клад на родной сторонушке» Практическая работа 1
«Я и Родина не разделимы» Беседа о необходимости и уважения любви к Родине. 1
                                               

Раздел 7

Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно – нравственному  воспитанию

Животный мир родного края (общие понятия) Экскурсия в музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному.  1
Дикие и домашние животные. 

Составление портрета животного

Рисунок. 1
Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека Информация о животных – героях 1
Звери, обитающие на территории нашего  края. Беседа 1
Раздел 8

Эстетическое творчество

Охрана природы родного края. Охраняемые территории. Беседа 1
Час информации в школьной библиотеке «Заповедные места нашего  края». Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. 1
Урок с  фотовыставкой «Природа нашего края» Беседа о красоте Севера. Выставка. 1
Экскурсия в библиотеку   «Охраняемые территории ЯНАО» Экскурсия в библиотеку. 1
Всего: 33ч. 20       13
Тематический план проекта

2-й год реализации – 4 -й класс

                                      Содержание Количество часов
Теория Практика
1 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и 

духовно-нравственному воспитанию

История столицы ЯНАО Беседа 1
«Мое село Горки». Из истории образования села. Фронтальная беседа.  Наблюдения. 1
«Край,  в котором я живу» Беседа о малой родине. Необходимость 

расширять и углублять знания учеников по истории, культуре родного края, природе. 

1
«Мир рисунков» Практическая работа 1
2 раздел 

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

Коми подвижные игры игра 1
Сказки коми народа Театрализованное представление 1
Обряды и обычаи народа коми  Беседа  1
Час поэзии по творчеству коми писателей (С.Журавлев, С.Попов, В.Степанов) Беседа    1
                                                      3 раздел 

Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ

Экологическая тропа. «В лес за здоровьем». Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. 1
Реки. Практическая  работа с картой Шурышкарского района. Определение местонахождения и названия рек края. 1
Заповедники и заказники. (Куноватский заповедник) Беседа об охраняемых государством территорий. 1
Поход «Зимние забавы» Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.       1
4 раздел

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация

«Мы на Севере живем» Изготовление поделок из природного материала ко Дню Ямала 1
«Не бойтесь труда и никакой работы – пусть работа вас боится» Беседа о трудолюбии северян. 1
«Что я возьму с собой на рыбалку» Беседа по содержанию 1
«Ловись рыбка мала и велика» Викторина 1
                                                  5 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

                                     
Творчество И. Г. Истомина Рассказ о творчестве писателя. 1
Творчество Р.П. Ругина Рассказ о творчестве писателя. 1
Творчество А.Неркаги Рассказ о творчестве писателя 1
Писатели и их вклад в  процветание края. Просмотр видеофильма. 1

6 раздел

Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной

культуры учащихся.

«Мое отношение к Родине» Беседа по содержанию 1
«Я и проза» Конкурс стихотворений северных писателей. 1
«Своя игра» Игра 1
«Ямальский меридиан» Практическая работа с журналом. 1
7 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и

духовно-нравственному воспитания

«Мамины теплые руки» Беседа о мамах, о женщинах, живущих на Севере, выполняющих непосильный труд. 1
«Цветы для мамы» Изготовления поделок, рисунков к женскому Дню 8 марта. 1
«Наступила весна…» Экскурсия в лес. 1
«Моя милая бабушка» Рассказ о своей бабушке. 1
8 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и

духовно-нравственному воспитанию

«Ворна хатл» Вороний праздник 1
«Национальные виды спорта» Игра 1
«Мы помним Вас» Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ».

Практическая работа.

Индивидуальная работа.

1
«Герои – земляки» Экскурсия к памятнику Великой Славы. 1
Всего: 32ч. 16 16

 

                                               

                                                     Тематический план проекта

3-й год реализации – 5 -й класс

                            Тема                     Содержание Количество часов
Теория Практика
1 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и 

духовно-нравственному воспитанию.

Имя твое Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с литературой. 1
Моя школа – мой дом Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. 1
Моя семья.  Семейные традиции.  Беседа. Просмотр фильма  «Семейные традиции» 1
Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Практическая работа. 1
2 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

«Юный краевед» Конкурс рисунков. 1
Экскурсия в музей средней школы.  Экскурсия. 1
Красная книга.  Обзор материала. 1
«Эхо нашей памяти» Возложение цветов к памятнику  ко дню памяти жертв политических репрессий, основателям села. 

(30 октября)

1
3 раздел

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение, профориентация

« Профессии Ямал». Конкурс. Привитие уважения к рабочим профессиям. Просмотр презентации.       1
«Профессия – рыбак» Беседа. Воспитание трудолюбия, потребность трудиться, уважение к людям профессий коренных народов Севера. 1
«Профессия – оленевод» Беседа. 1
«Профессия – охотник» Беседа. 1
4 раздел

Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ

«Осторожно тонкий лед» Формирование навыка ЗОЖ 1
«Прогулка в зимний лес» Наблюдения в природе. 1
«Как выжить в экстремальных условиях» Беседа, форрование  1
«Здоровая пища северян» Беседа 1
5 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и 

духовно-нравственному воспитанию.

«Тундра зовет…» игра 1
«Мы родом из Севера» Конкурс рисунков 1
«Мы любим наше село» Викторина 1
«Берегите землю» Экологический спектакль 1
6 раздел

Коррекция недостатков интеллектуального развития  детей и активизация познавательной деятельности.

«Книга – мой лучший друг»

(Истомин И.Г., Ругин Р.П.)

Формирование умения правильно пользоваться книгой. 1
«Кушеват». Из истории образования села. Беседа по содержанию. 1
«Мамонтенок Люба» История найденного древнего животного на Ямале. Просмотр фотографий. 1
Парк – музей «Живун» История создания музея под открытым небом. 1
Шурышкарский район – территория экологического туризма на Ямале Беседа о процветании туризма в нашем районе. 1
«Белые журавли» Беседа о редчайшей птице – стерх. 1
Городище Усть-Войкарское.  История памятника Войкарский городок. 1
«Что я знаю о Ямале» тест 1
                                8 раздел

Повышение эффективности работы по гражданско- патриотическому и 

духовно-нравственному воспитанию.

«Каждый защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат»» Сформировать представление о роли Ленинграда во  Второй мировой войне.  1
«Память в сердцах вечна … » Литературно – музыкальная композиция об участниках ВОВ, погибших на поле боя. 1
«Есть такая профессия Родину защищать». Беседа  об истории армии, о родах войск. 1
«Знаю и люблю свой край» тест 1
Всего: 32 ч. 23 9

 

                           

 

Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
Пролистать наверх