Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “ЗУМ: знаю, умею, могу”

автор: Миронова Анастасия Александровна

методист МОУ ДО “Центр развития творчества “Созвездие”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “ЗУМ: знаю, умею, могу”

Аннотация 

к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «ЗУМ: знаю, умею, могу» социально – педагогической  направленности.

 

Программа «ЗУМ: знаю, умею, могу» социально – педагогической  направленности разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).

Целью программы являетсяформирование социальных и коммуникативных компетенций личности ребенка через организацию общественно-полезной деятельности. 

Программа направлена на решение следующих задач:

  • знакомство с историей волонтерского и шефского движения, основными волонтерскими  объединениями мира и страны;
  • обучение социальному проектированию и организации деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, а так же рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

 

Срок реализации программы – 2 года. Количество часов по программе – по 72 ежегодно, количество часов в неделю – 2. На теоретическую часть отводится в первый год 32 ч, во второй – 27 ч,  на практическую в первый год отводится 40 часов, во второй год – 45 ч. 

Дополнительная общеобразовательная программа относится к модульному типу построения. Уровень освоения – стартовый, предполагающий минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.

В результате освоения программного материала обучающиеся будут:

знать:

  • основные формы и методы организации детского коллектива;
  • принципы создания информационных материалов пропагандистского характера (здоровый образ жизни, чтение книг, соблюдение правил дорожного движения и пожарной безопасности и пр.);
  • основы социального проектирования.

уметь:

  • разрабатывать социологические опросы и проводить их обработку;
  • организовывать массовые мероприятия для подшефного детского коллектива;
  • создавать, реализовывать краткосрочные социальные проекты и работать с  большим объемом информации. 

Метапредметными результатами освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:

  • развитие коммуникативных и социальных компетенций обучающихся через осуществление совместной деятельности;
  • совершенствование знаний и умений по социальному проектированию, а так же организации и проведения профилактических мероприятий в школьной среде;
  • формирование навыков рефлексии, самоанализа и работы с информацией.

Формами и методами контроля выступают анкетирование, а также входной и текущий контроль. Итоговая аттестация проводится в форме фото или видео отчета о реализации проекта или акции, подготовку и организацию которой выполняли обучающиеся-волонтеры. При этом куратору программы предоставляется документация проведенного мероприятия в электронном виде, а также лист оценки участия каждого волонтера в подготовке и реализации мероприятий по основному содержанию программы.   

 

  • Введение 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗУМ: знаю, умею, могу» социально – педагогической  направленности разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).

Педагогической науке давно известные различные объединения, в основе которых лежит общественно-полезная деятельность. Такие «команды» существовали в советской системе образования и всячески поддерживались общественными деятелями. Во времена активного реформирования образовательной системы это направление было несколько отодвинуто на второй план, но в связи с активными международными мероприятиями, проводимыми в нашей стране, стало набирать актуальность вовлечение молодежи в социальную практику путем реализации волонтерской деятельности. 

При этом если ориентироваться на исследования выдающихся советских педагогов и психологов (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), то ведущей деятельностью подростков выступает именно социально-значимая деятельность.  Стоит учитывать, что согласно деятельностному подходу реального воспитательного эффекта можно достичь лишь при условии, что социально-значимая деятельность реализуется в различных видах совместной активности, как в системе взрослый-ребенок, так и в системе ребенок-ребенок. Таким образом, обучающийся становится основной частью вышеуказанной деятельности. Основная задача такой совместной деятельности – смещение акцента в работе с компонента «знание», на компонент «могу применить». 

 

1.2 Новизна 

 

Новизна программы заключается в том, что в ней используются не только привычные методы очной работы между субъектами образования, но и дистанционные образовательные технологии, которые позволяет объединить детей из отдаленных поселков Надымского района одной общей идеей.

Кураторами программы выступают педагог дополнительного образования и методист Центра. Наставниками являются педагоги, которые работают непосредственно с детьми в школах-интернатах. Группы детей становятся волонтерами и шефами в своих образовательных организациях, вовлекая в свою деятельность детей более младшего возраста. Таким образом, будет реализована преемственность проводимой работы.   

 

  • Актуальность 

 

Актуальность создания программы пропаганды волонтерского и шефского движения среди подростков обусловлена задачами, которые ставит государство перед системой образования в целом и дополнительным образованием в частности. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и национальном проекте «Образование» особая роль отводится воспитанию и обучению не только интеллектуально, но и духовно-нравственно развитой личности ребенка. 

Активная волонтерская и шефская деятельность способствует формированию социальных компетенций, которые позволят не бояться подростку брать на себя ответственность, научиться выбирать конструктивные  пути решения в сложных ситуациях, а в дальнейшем принимать активное участие в соуправлении социальными институтами. Положительный пример обучающихся-волонтеров может стать ключевым инструментом в системе профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности. Преемственность такой формы деятельности позволяет отследить не только результаты детей, вовлеченных в программу, но и социальные эффекты.

Социальными партнерами в реализации программы выступают МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Кутопьюган» и МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». Имея опыт проведения районной каникулярной школы для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, а также положительный результаты проводимых мероприятий, администрацией Центра было принято решение о создании программы, пропагандирующей волонтерскую и шефскую деятельность именно с этими образовательными организациями. Наставничество среди обучающихся – добровольный вид деятельности детей или волонтеров, которые объединены не только задачей передачи опыта от старших к младшим, но и способностью сопереживания, понимания и принятия.

 

  • Педагогическая целесообразность 

 

Педагогическая целесообразность программы состоит в способствовании формированию духовных и нравственных качеств подростка, укрепления ценностей этнической принадлежности. При этом, участвуя в акциях и мероприятиях программы  под началом педагога, дети смогут научиться самостоятельной организации проведения профилактических и социально-значимых мероприятий, а также получить социальный опыт организаторов и руководителей шефского движения. 

 

  • Цель и задачи программы 

 

Цель: формирование социальных и коммуникативных компетенций личности ребенка через организацию общественно-полезной деятельности. 

Задачи:

  • знакомство с историей волонтерского и шефского движения, основными волонтерскими  объединениями мира и страны;
  • обучение социальному проектированию и организации деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, а так же рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

 

  • Отличительная особенность 

 

Отличительной особенностью данной общеобразовательной общеразвивающей программы от существующих выступает механизм взаимодействия между субъектами образовательной системы, а также использование этнического компонента, что является одним из приоритетных направлений не только муниципалитета, но и региона в целом. Содержание программы может варьироваться в зависимости от проведения мероприятий, отражающих жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера. Программа состоит из 4 модулей. 

 

Модуль 1 «Шефство (наставничество) как форма взаимодействия».

Модуль направлен на ознакомление детей с историей шефства и наставничества в России и за рубежом. При изучении данного модуля дети, претендующие на роль шефа или наставника, изучают основы движения, основные формы и модели сопровождения в системе ребенок-ребенок. Полученные теоретические знания дети смогут применить позднее, при изучении следующих модулей. Кроме того, обучающие смогут изучить опыт других сран, оценить, насколько он применим в стране, округе, муниципальном образовании, образовательной организации. Помимо этого, привлекая к реализации модуля смежных педагогов и административный персонал образовательной организации, обучающиеся смогут познакомиться с деятельностью детских объединений непосредственно в своей образовательной организации. При взаимодействии с педагогами истории, обществознания, русского языка и литературыи др.предметовв рамках данного модуля обучающимся предоставляется возможность наглядно проследить трансформацию образа наставника в призме  смены веков. 

Цель: содействие в формировании и развитии первичных представлений о наставничестве и шефстве в детской среде. 

 

Задачи:

  • познакомить с историей шефства и наставничества;
  • дать представления о видах и моделях наставничества и шефства в детской среде;
  • формировать умение работать с большим объемом информации, выделять главное. 

 

Ожидаемые результаты:

  • использование терминов согласно их прямому значению;
  • продемонстрировать навыки эффективной работы с различным объемом информации;
  • обозначить как минимум 5 общественных организаций, практикующих шефство и наставничество в своей деятельности в различных ведомствах Российской Федерации. 

 

Модуль 2 «Методы социальных исследований в шефской деятельности.информационные материалы».

Модуль направлен на изучение методов социального исследования, а так же на ознакомление обучающихся с основами составления и особенностями различных видов агитационных материалов. Совместно с подшефными детьми обучающиеся смогут создавать не только листовки и буклеты, но и свои авторские материалы, содержание которых обусловлено этническими особенностями региона. 

Обучающие получат основные сведения, которые помогут им в дальнейшем социальном проектировании. Коме того, подшефные дети, привлекаемые в качестве соавторов агитационных материалов, что дает им возможность получать положительный социальный опыт, влияющий на становление ключевых компетенций. Именно в этом модуле  дети смогут самостоятельно разработать опросные листы по выбранной ими тематике, а значит, приобретут минимальные умения и навыки, которые в дальнейшем помогут при решении социальных задач. 

Цель: развитие элементарных представлений о методах социальных исследований и информационных материалах.

 

Задачи: 

  • дать представление об основных методах социального исследования (опрос, анкетирование);
  • выработать умение создавать информационные материалы пропагандисткой направленности;
  • вовлечь подшефных детей в активную практическую деятельность по изготовлению агитационных материалов различной структуры и видов.

 

Ожидаемые результаты: 

  • умение составлять простые опросные листы или анкеты с целью социального исследования;
  • практическое применение теоретических знаний об особенностях информационных материалов пропагандистского характера через создание буклетов, листовок и т.д.;
  • привлечение не менее чем 10% детей различного возраста от общего количества к активной совместной деятельности. 

 

Модуль 3 «Социальное проектирование – основной инструмент деятельности волонтеров»

Проектирование получает широкое распространение в образовательной среде. Социальное проектирование способствует формированию мировоззрения подростков, установлению новых способов социального взаимодействия. Данный модуль направлен на углубление знаний по социальному проектированию. Обучающиеся смогут не только обогатить свой теоретический багаж, но и применить его на практике, создавая собственные социальные проекты. Помимо этого обучающиеся смогут научиться работать в команде, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них. 

Цель: стимулирование интереса подростков к решению актуальных социальных проблем.

 

Задачи: 

  • углубить знания о социальном проектировании;
  • продолжить развитие умения анализировать;
  • закрепить навык представления продукта широкой общественности.

 

Планируемые результаты:

  • использование терминов социального проектирования согласно их прямого значения;
  • развитое умение создавать обобщения, анализировать, логически рассуждать;
  • представление продукта деятельности. 

 

Модуль 4 «Волонтерство как форма социально-значимой деятельности» 

Модуль направлен на формирование гражданской позиции подростков, готовности к участию в общественной жизни образовательной организации. Положительный социальный опыт, полученный обучающимися, усилит сопротивление личности негативным факторам окружающей среды. Привлечение подрастающего поколения к решению социально-значимых проблем становится одним из приоритетных направлений работы в системе образования. 

Помимо основных задач, освоение модуля предполагает и личностные изменения вобучающихся: развитие эмпатии, сопереживания другому человеку, созидательных чувств, а так же возможности изменить окружающий мир. Дети получают положительный социальный опыт взросления и социальной ответственности. Тот пример, который подают обучающиеся, участвующие в программе, станет наглядные доказательством того, что активная жизненная позиция открывает перед ребенком широкие возможности в дальнейшем. 

Цель: содействие формированию нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности.

 

Задачи:

  • обучение организации и проведению мероприятий, имеющих пропагандистскую направленность;
  • формирование уважительного отношения к людям различных категорий (пожилые, школьники и пр.);
  • создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь личностно-значимых для детей результатов, на основе которых развиваются их компетенции.

 

Предполагаемые результаты:

  • умение организовать и провести социально-значимое мероприятие;
  • толерантность в отношении людей различных категорий;
  • создание постоянно функционирующего волонтерского отряда. 

 

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 

 

Возраст учащихся 14 лет, Набор учащихся в учебное объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей или законных представителей. На каждого ребенка-наставника приходится от 2 до 5 обучающихся, которым требуется положительный пример. Таковыми детьми могут быть не только дети подучетных категорий, но и талантливые дети, испытывающие трудности социальной адаптации.

 

  • Срок реализации программы 

 

Срок реализации программы – 2 года. Количество часов по программе – по 72 ежегодно, количество часов в неделю – 2. На теоретическую часть отводится в первый год 32 ч, во второй – 27 ч,  на практическую в первый год отводится 40 часов, во второй год – 45 ч. 

 

  • Основные формы обучения, режим занятий

 

Основной формой обучения является занятие. Наполняемость групп обучающихся-волонтеров составляет 6 человек от каждой образовательной организации – социального партнера. Формами проведения занятий являются беседа, свободная дискуссия, игра, мастер-класс, творческая мастерская, акции, практикумы, лекция, а также иные формы, которые наставники образовательных организаций выбирают самостоятельно. 

 

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

Дополнительная общеобразовательная программа относится к модульному типу построения. Уровень освоения – стартовый, предполагающий минимальную сложность предлагаемого для освоения материала.

В результате освоения программного материала обучающиеся будут:

знать:

  • основные формы и методы организации детского коллектива;
  • принципы создания информационных материалов пропагандистского характера (здоровый образ жизни, чтение книг, соблюдение правил дорожного движения и пожарной безопасности и пр.);
  • основы социального проектирования.

уметь:

  • разрабатывать социологические опросы и проводить их обработку;
  • организовывать массовые мероприятия для подшефного детского коллектива;
  • создавать, реализовывать краткосрочные социальные проекты и работать с  большим объемом информации. 

Метапредметными результатами освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:

  • развитие коммуникативных и социальных компетенций обучающихся через осуществление совместной деятельности;
  • совершенствование знаний и умений по социальному проектированию, а так же организации и проведения профилактических мероприятий в школьной среде;
  • формирование навыков рефлексии, самоанализа и работы с информацией.

 

1.11 Формы подведения итогов реализации программы

 

Формами и методами контроля выступают анкетирование, а также входной и текущий контроль. Итоговая аттестация проводится в форме фото или видео отчета о реализации проекта или акции, подготовку и организацию которой выполняли обучающиеся-волонтеры. При этом куратору программы предоставляется документация проведенного мероприятия в электронном виде, а также лист оценки участия каждого волонтера в подготовке и реализации мероприятий по основному содержанию программы. 

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

 

Тема Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего часов Теория  Практика 
Вводное занятие  2 1,5 0,5 Анкетирование 
1. Модуль «Шефство (наставничество) как форма взаимодействия детей 30 16 14
1.1 Шефство в России 2 1,5 0,5 Устный опрос
1.2 Детское наставничество в других странах мира 2 1,5 0,5 Беседа 
1.3 Модели наставничества 4 2 2 Графическая работа
1.4 Шефство на современном этапе развития образовательной организации 4 2 2 Устный опрос
1.5 Индивидуальное и групповое наставничество среди детей 4 2 2 Письменная работа
1.6. Первые представления о самоуправлении 4 2 2 Устный опрос
1.7 Российское движение школьников (РДШ): структура, направления деятельности 6 2 4 Регистрация на портале 
1.8 Деятельность РДШ в ЯНАО. Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» 2 1,5 0,5 Устный опрос
1.9 Сопровождение детских объединений в образовательной организации.  2 1,5 0,5 Беседа 
2 Модуль «Методы социального исследования в шефской деятельности.информационные материалы» 36 14,5 21,5
2.1 Опрос и анкетирование как способы сбора информации 2 1,5 0,5 Беседа 
2.2 Основы разработки опросного листа, его обработка 4 1,5 2,5 Опросный лист
2.3 Пропагандистские материалы. Понятие, виды, структура, особенности 2 1,5 0,5 Опрос 
2.4 Буклет и особенности его составления 2 0,5 1,5 Буклет по выбранной тематике
2.5 Агитплакат и особенности его составления 2 0,5 1,5 Агитплакат по выбранной тематике
2.6 Листовка и особенности ее составления.  2 0,5 1,5 Листовка по выбранной тематике
2.7 Акции. Виды, особенности организации и проведения 2 1,5 0,5 Беседа 
2.8 Гражданско-патриотические акции 2 1 1 Макет акции
2.9 Социальные акции 2 1 1 Макет акции
2.10 Организация и проведение акции по выбранной тематике 6 2 4 Акция по выбранной тематике
2.11 Массовые мероприятия с участием детей. Особенности проведения 2 1 1 Макет массового мероприятия
2.12 КТД с младшими школьниками 4 2 2 Беседа 
Итоговое занятие 4 0 4 Презентация, анкетирование
Итого  72

 

Содержание программы 1 год обучения

 

Вводное занятие  – 1 час

Теория (1,5 ч): Инструктаж по технике безопасности. Приветствие. Знакомство со всеми участниками программы.

Практика (0,5 ч): Игры на знакомство, в том числе с применением информационных технологий, анкетирование.

 

Модуль 1. Шефство (наставничество) как форма взаимодействия детей – 30 часов

Тема 1.1 Шефство в России (2 часа).

Теория (1,5 ч): История возникновения шефства среди детского сообщества в Советском Союзе и в России.

Практика (0,5 ч)

 

Тема 1.2 Детское наставничество в других странах мира (2 часа).

Теория (1,5 ч): Знакомство с опытом шефства и наставничества с Белоруссии, Канады, Швеции. 

Практика (0,5 ч): Беседа об опыте других стран в сфере шефства и наставничества. Оценка возможности распространения подобного опыта в нашей стране. 

 

Тема 1.3 Модели наставничества (4 часа).

Теория (2 ч): Знакомство с различными моделями наставничества (один на один, ситуационное, целеполагающее, скоростное, флеш-наставничество). Изучение особенностей каждой модели. Выбор наиболее приемлемой модели. Обоснование своего выбора.

Практика (2 ч): Составление плана работы с подшефными детьми в рамках выбранной модели. 

 

Тема 1.4 Шефство на современном этапе развития образовательной организации (4 часа).

Теория (2 ч): Знакомство с деятельностью образовательной организации по наставничеству и шефству.

Практика (2 ч): Разработка этических правил шефа-наставника.

 

Тема 1.5 Индивидуальное и групповое наставничество среди детей (4 часа).

Теория (2 ч): Особенности индивидуального шефства. Особенности группового шефства. 

Практика (2 ч): Составление плана работы с подшефными детьми при индивидуальном и групповом шефстве (наставничестве).

 

Тема 1.6 Первые представления о самоуправлении (4 часа).

Теория (2 ч): Понятие о самоуправлении. Основные способы и формы самоуправления. 

Практика (2 ч): Нормативно-правовая база Совета старшеклассников. Совет обучающихся. Совет семейства.

 

Тема 1.7 Российское движение школьников (РДШ): структура, направления деятельности (6 часов).

Теория (2 ч): Историческая справка. Структура РДШ. Направления деятельности. 

Практика (4 ч): Работа на сайте РЩД. Регистрация на портале. 

 

Тема 1.8 Деятельность РДШ в ЯНАО. Национальный проект «Энциклопедия сельских школ» (2 часа).

Теория (1,5 ч): основные направления деятельности РДШ в ЯНАО. Особенности национального проекта «Энциклопедия сельских школ»

Практика (0,5 ч): Работа на сайте РДШ ЯНАО и национального проекта «Энциклопедия сельских школ»

 

Тема 1.9 Сопровождение детских объединений в образовательной организации (2 часа). 

Теория (1,5 ч): Детские объединения образовательной организации. 

Практика (0,5 ч): Беседа  

 

Модуль 2 «Основные формы работы шефов и наставников в детском коллективе» (36 часов). 

 

Тема 2.1 Опрос как один из способов сбора информации (2 часа).

Теория (1,5 ч): Понятие опроса. Особенности процесса опроса. Принципы составления опросного  листа. 

Практика (0,5 ч): Беседа

 

Тема 2.2 Основы разработки опросного листа его обработка (4 часа).

Теория (1,5 ч): Выбор тематики опроса. Особенности составления вопросов. Проведение опроса и его обработка. 

Практика (2,5 ч): Разработка опросного листа по выбранной тематике. Проведение опроса. Обработка. Анализ результатов.

 

Тема 2.3 Пропагандистские материалы. Понятие, структура, особенности (2  часа). 

Теория  (1,5 ч): Понятие пропагандистских материалов. Их виды. Общая структура раздаточных материалов. Особенности каждого вида материалов. 

Практика (0,5 ч): Опрос.

 

Тема 2.4 Буклет и особенности его составления (2 часа).

Теория (0,5 ч): Выбор тематики для буклета.

Практика (1,5 ч): Создание буклета по выбранной тематике.

 

Тема 2.5 Агитплакат и особенности его составления (2 часа). 

Теория (0,5 ч): Выбор тематики для агитплаката.

Практика (1,5 ч): Создание агитплаката по выбранной тематике.

 

Тема 2.6 Листовка и особенности ее составления (2 часа).

Теория (0,5 ч): Выбор тематики листовки.

Практика (1,5 ч): Создание листовки по выбранной тематике.

 

Тема 2.7 Акции. Виды, особенности организации и проведения (2 часа).

Теория (1,5 ч): Понятие «акция». Виды акций. Особенности проведения акций.  

Практика (0,5 ч): Беседа

 

Тема 2.8 Гражданско-патриотические акции (2 часа).

Теория (1 ч): Особенности гражданско-патриотических акций. Выбор тематики и контингента, на которую направлена акция.

Практика (1 ч): Составление макета гражданско-патриотической акции по выбранной тематике.

 

Тема 2.9 Социальные акции (2 часа). 

Теория (1 ч): Особенности социальных акций. Выбор тематики и особенности контингента, на которую направлена акция. 

Практика (1 ч): Составление макета социальной акции по  выбранной тематике. 

 

Тема 2.10 Организация и проведение акции по выбранной тематике (6 часов).

Теория (2 ч): Выбор тематики и вида акции. Разработка макета проведения акции.

Практика (4 ч): Организация и проведения акции по выбранной тематике.

 

Тема 2.11 Массовые мероприятия с участием детей. Особенности проведения (2 часа).

Теория (1 ч): Виды массовых мероприятий. Особенности массовых мероприятий с участием детей. Правила безопасности при организации массового мероприятия.

Практика (1 ч): Составление макета массового мероприятия.

 

Тема 2.12 КТД  с младшими школьниками (4 часа).

Теория (2 ч): Понятие «коллективное творческое дело». Особенности его организации с младшими школьниками.

Практика (2 ч): Организация и проведение КТД с подшефными детьми.

 

Итоговое занятие (4 часа)

Теория: –

Практика (4 ч): Презентация опыта, анкетирование.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

 

Тема Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего часов Теория  Практика 
Вводное занятие  2 1,5 0,5 Начальная диагностика самоорганизации
3. Модуль 3 «Социальное проектирование –основной инструмент деятельности волонтера» 30 12,5 17,5
3.1 Проект. Основные понятия, виды, особенности 2 1,5 0,5 Устный опрос 
3.2 Понятие «работа в команде», «распределение ролей» 2 1,5 0,5 Анкетирование
3.3 Социальное проектирование 2 1 1 Модель социального проекта
3.4 Жизненный цикл социального проекта 4 2 2 Графическая работы 
3.5 Практико-ориентированное проектирование 4 2 2 Модель практико-ориентированного проекта
3.6. Выбор проблемы, обоснование темы 2 1 1 Графическая работа
3.7 Социальная проба 4 1,5 2,5 Графическая работа
3.8 Разработка темы проекта в рамках социальной пробы 6 2 4 Социальный проект 
3.9 Представление проекта 4 0 4 Презентация 
4 Модуль 4 Волонтерство как форма социально-значимой деятельности 36 13 23
4.1 Волонтерские организации в прошлом и настоящем 2 1 1 Устный опрос
4.2 Знакомство с опытом волонтеров. Планирование работы 2 1 1 Графическая работа
4.3 Психологическая составляющая в работе волонтеров 8 3 5 Акция по выбранной тематике с использованием информационных технологий
4.4 Социальные сети. Особенности волонтерской деятельности в социальных сетях. 6 2 4 Акция по выбранной тематике, проведенная в социальных сетях
4.5 Гражданские образовательные акции 9 3 6 Мероприятие  по выбранной тематике
4.6 Военно-патриотическое направление в волонтерской деятельности 9 3 6 Мероприятие по выбранной тематике
Итоговое занятие 4 0 4 Презентация, диагностика
Итого  72 27 45

 

Содержание программы 2 год обучения

 

Вводное занятие  – 1 час

Теория (1,5 ч): Инструктаж по технике безопасности. Приветствие. Актуализация имеющихся знаний.

Практика (0,5 ч): Начальная диагностика самоорганизации.

 

Тема 3.1 Проект. Основные понятия, виды, особенности (2 часа)

Теория (1,5 ч): Понятие «проект», структура, виды, этапы.

Практика (0,5 ч): Устный опрос.

 

Тема 3.2 Понятия «работа в команде», «распределение ролей» (2 часа)

Теория (1,5 ч): Межличностная контактность, положительный эмоциональный настрой, сплочение коллектива, распределение ролей. 

Практика (0,5 ч): Анкетирование.

 

Тема 3.3. Социальное проектирование (2 часа)

Теория (1 ч): Подготовка к проектированию, алгоритм проекта, этапы.

Практика (1 ч): Создание модели социального проекта.

 

Тема 3.4 Жизненный цикл социального проекта (4 часа)

Теория (2 ч): Схема управления социальным проектом, структура управления, оценивание рисков.

Практика (2 ч): коллективная экспертиза разработанной модели социального проекта. 

 

Тема 3.5 Практико-ориентированное проектирование (4 часа)

Теория (2 ч): Отличительные особенности, алгоритм создания, описание практического опыта.

Практика (2 ч): изучение опыта создания практико-ориентированных проектов. 

 

Тема 3.6 Выбор проблемы, обоснование темы (2 часа)

Теория  (1 ч): Социальная значимость темы, обоснование значимости.

Практика (1 ч): Пояснительная записка социального проекта, актуальность.

 

Тема 3.7 Социальная проба (4 часа)

Теория (1,5 ч): Понятие, особенности организации.

Практика (2,5 ч): Проведение социальной пробы, анализ результатов.

 

Тема 3.8 Разработка темы проекта в рамках социальной пробы (6 часов)

Теория (2 ч): Корректировка темы проекта по результатам социальной пробы.

Практика (4 ч): Социальный проект.

 

Тема 3.9 Представление социального проекта (4 часа)

Теория:-

Практика (4 ч): Представление собственного проекта.  

 

Модуль 4 Волонтерство как форма социально-значимой деятельности 

 

Тема 4.1 Волонтерские организации в прошлом и настоящем (2 часа)

Теория (1 ч): История волонтерского движения в разных странах.

Практика (1 ч): Деловая игра «Ценности», знакомство с сайтами волонтерских движений. 

 

Тема 4.2 Знакомство с опытом волонтеров. Планирование работы (2 часа)

Теория (1 ч): Изучение опыта волонтерских акций и дел. 

Практика (1 ч): План работы. 

 

Тема 4.3 Психологическая составляющая в работе волонтеров (8 часов)

Теория (3 ч): Психологические особенности различных групп (младшие школьники, люди пожилого возраста), психологический портрет волонтера. 

Практика (5 ч): Мотивы волонтерской деятельности, фактор «личностного динамизма», психологический тренинг.

 

Тема 4.4 Социальные сети. Особенности волонтерской деятельности в социальных сетях (6 часов)

Теория (2 ч): Особенности социальных сетей, алгоритм продвижения дела в социальной сети.

Практика (4 ч): акция (флешмоб) по выбранной тематике, анализ.

 

Тема 4.5 Гражданские образовательные акции (9 часов)

Теория (3 ч): Понятие «гражданская образовательная акция», особенности акций, выбор тематики.

Практика (6 ч): Проведение акции по выбранной тематике,  анализ.

 

Тема 4.6 Военно-патриотическое направление в волонтерской деятельности (9 часов)

Теория (3 ч): Понятие об акциях патриотической направленности, особенности, формы проведения.

Практика (6 ч): Проведение акции по выбранной тематике, анализ.

 

Итоговое занятие (4 часа)

Теория: –

Практика (4 ч): Презентация опыта волонтерской деятельности, диагностика.

 

Опросный лист (1 год обучения)

 

Дорогой друг!

 

Мы проводим исследование по теме шефства и наставничества в детской образовательной организации. Нам очень важно знать твое мнение, и мы просим тебя ответить на несколько вопросов. При анализе результатов все данные будут представлены в обобщенном виде с соблюдением конфиденциальности. 

 

  1. Твои фамилия и имя__________________________________________________
  2. Укажи свой возраст и класс____________________________________________
  3. Знакомы ли тебе понятия «шефство» и «наставничество» в детском коллективе?______
  4. Знаешь ли ты какие-либо общественно-государственные детско-юношеские организации? Если да, то назови их______________________________________
  5. Продолжи предложение «Социальное исследование – это______________________________________________________________________
  6. Знаешь ли ты какие-либо методы социального исследования? Если да, то какие?___________________________________________________________________
  7. Хотел бы создавать авторские буклеты, листовки и прочие материалы по выбранной тематике? ________________________________________________________________
  8. Хотел бы ты организовывать мероприятия с детьми младшего возраста?___________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “ЗУМ: знаю, умею, могу”
Пролистать наверх