Автор: Михайлова Галина Михайловна
учитель русского языка и литературы МБОУ “Крайнешешмарская основная общеобразовательная школа” Республики Марий Эл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крайнешешмарская основная общеобразовательная школа»
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению в 9 классе.
Михайлова Галина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
д. Симулино
2020
Цели:
- Подготовить учащихся к написанию самостоятельных
рассуждений.
- Формировать умения, навыки
выдвигать тезис, приводить доказательства, формулировать вывод.
- Воспитать нравственные качества.
Задачи:
- Расширить и углубить знания по культуре речи.
- Повторить знания о типах речи, изобразительно-выразительных
средствах языка.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, цифровые образовательные ресурсы; компьютерные программные средства: Microsoft Word, Microsoft Power Point и др.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
На уроках развития речи мы учились раскрывать тему сочинения, выражать своё отношение к тому, о чём пишем, чтобы сочинение было подчинено основной мысли. Кроме того, мы учились писать отзывы о сочинениях своих товарищей, учились не только отмечать недостатки сочинений, но и доказывать, почему мы так считаем, т.е. учились доказывать своё мнение.
Объявление темы и цели урока.
- Ознакомление с основными признаками сочинения (Приложение 1).
III. Повторение о композиции сочинения-рассуждения (Приложение2).
- Практические советы (Приложение 3).
, V. Работа по тексту:
- Постановка проблемы.
- Определение темы, идеи.
- Выдвижение тезиса.
- Приведение доказательств. Ознакомление с оформлением цитат.
- Формулировка вывода.
На слайдах после каждого этапа работы отражаются варианты ответов.
- Обобщение.
VII. Домашнее задание.
Письменно оформить сочинение в тетрадь.
Приложение 1.
Любое сочинение, в том числе и сочинение – рассуждение, — это текст. Создавая текст разных стилей и типов речи, необходимо помнить о тех признаках, которые и определяют данное речевое произведение как текст.
Признаки текста.
Тематическое единство (связь всех частей текста с темой высказывания (предметом речи), поставленной проблемой и основной мыслью).
Последовательность изложения (определённое (логическое) расположение частей текста.
Связность (связь всех элементов высказывания по смыслу и грамматически. Предложения, блоки предложений в тексте соединяются последовательной (цепной), параллельной и смешанной видами связи).
Завершённость( смысловая соотнесённость (связность) концовки текста с его названием (заголовком) и началом текста, смысловая исчерпанность темы, исполнение авторского замысла.
Информативность(смысловое содержание текста; информация, которую он несёт).
Цельность (внутренняя смысловая связь предложений и частей текста, обеспечивающая содержательную и композиционную целостность текста за счёт правильного использования грамматических средств (лица, времени, наклонения, типов предложений, порядка слов и т.д.).
Приложение 2.
. Композиция сочинения-рассуждения.
(Схема).
- Тезис ( основная мысль ).
- Аргументы ( доказательства ).
а). . . . . .
б). . . . . .
в). . . . . .
iii. Заключение ( вывод ).
Приложение 3.
Практические советы.
- Чётко представлять предмет речи (тему).
- Правильно обозначить проблему текста и представить её в виде тезиса.
Прежде чем сформулировать тезис, сделать небольшое вступление.
- Привести доказательства (2 и более).
Развернуть, обосновать фактами из текста с использованием цитат. Доказательства привести в соответствии с темой и тезисом сочинения.
Не допускать чрезмерного цитирования.
- Сделать вывод-заключение, при этом он должен быть связан с темой сочинения и тезисом.
Вывод – это доказанный тезис.
- Проводить логическую связь между отдельными положениями
и частями рассуждения.
Переходные фразы-мостики служат выражением этой внутренней связи,
объединяют отдельные части рассуждения в единое целое, делают
сочинение композиционно завершённым и логически стройным.
Средства связи частей (слова и предложения) рассуждения:
а) тезиса и доказательств:
Приведем доказательства этого. Это можно доказать таким образом.
Почему? Почему? И вот почему. Это можно объяснить так. И др.
б) доказательств:
Во – первых. Во-вторых. Кроме того.
в) доказательств и вывода:
Итак. Таким образом. Следовательно.
Обобщим сказанное. В заключение.
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Можно увидеть, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Работа по тексту сочинения-рассуждения.
Задание.
- Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
- Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Неужели библиотека?»
- Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Проблема.
- Почему так дорога библиотека (книга) в жизни героя и в годы войны?
Тема.
- Повествование о том, какое значение имеет книга в жизни героя и в годы войны.
Идея.
- Книга не утратила своей роли в жизни героя и в годы войны. Она помогала выстоять и победить врага.
Тезис со вступлением.
- «Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным». Так зловещими ударами война разрушала в Сталинграде всё: вокзал, редакцию… Не уцелела и библиотека. «Неужели библиотека?» — спросил герой, не ожидая ответа, зная, что именно так. Почему так дорога ему библиотека?
Аргументы.
- Во-первых, всё её внутреннее убранство, вся обстановка убеждают посетителя в том, что «в комнате тихо и уютно». Она располагает к себе так, что «кажется, что и везде мир и покой».
Вариант аргумента I.
- Всё её внутреннее убранство, вся обстановка располагают читателя к чтению. Прочитайте: «…в комнате тихо, уютно. Портреты Тургенева, Тютчева… Кажется, что и везде мир и покой». Это уведёт его, хотя на время, в мир, где нет взрывов, плача, огня.
- Кроме того, читатели окунутся в мир героев, забудут всё будничное, тревожащее их, что за окном война, предаются своему воображению и сидят «до тех пор, как библиотекарша не намекает… что скоро библиотека закрывается». Поэтому молодые офицеры с таким удовольствием проводят время в библиотеке.
Заключение-вывод.
- Таким образом, библиотека для героя – бесценное хранилище, которое формирует его как личность. И в военное время она продолжает выполнять такую же роль, как и в мирное. Выстоять и победить – вот что даёт книга герою.
Список использованной литературы.
1.Система обучения сочинениям на уроках русского языка . Под ред. Т. А. Ладыженской. М., «Просвещение», 1978.
2.Текст В. П. Некрасова.