Технология работы с текстом.

Автор: Михеева Валентина Витальевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ № 31” НМР РТ

Технология работы с текстом.

Мастер-класс

Эффективные приемы работы с текстом

«Доводы, до которых

 человек додумался сам, убеждают больше, 

чем те, которые пришли в голову другим» 

Луи Паскаль

Данное высказывание французского общественного деятеля Луи Паскаля отражают  основную особенность нашего времени.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы ученики не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать, делать собственные выводы.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, где творческое усвоение знаний происходит через диалог с учителем.

Цель мастер – класса: поделиться своим опытом использования проблемно-диалогического обучения для развития познавательной деятельности школьников. 

В современном мире при огромном потоке информации у учеников снижается способность к анализу. Дети наши по этой причине сегодня плохо понимают чужие мысли, меньше читают и не понимают смысл прочитанного. Мышление становится клиповым. Поэтому важно для хранения информации использовать приемы визуализации. В этом плане очень удобно применять инструменты Google Класса. 

 

Ожидаемые результаты:

Для обучающихся:

  1. Они овладевают различными способами интегрирования информации, 
  2. Они учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, 
  3. Они учатся строить умозаключения и логические цепи доказательства, выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим.

Для учителя:

  1. Организация и Автоматизация 

– при создании задания в виде Google-документа, платформа будет создавать и распространять индивидуальные копии документа для каждого ученика в классе.

  1. Сроки и Удобный обзор 

– ученики могут видеть все задания на главном экране Google Class. Это позволяет контролировать работу сразу в нескольких классах.

  1. Обратная связь

– видеоэссе, видео-, аудиосообщения могут просматривать обучающиеся одного класса, комментировать,  редактировать, находить ошибки

Благодаря сочетанию классных объявлений, созданных учителем, и интегрированным возможностям комментирования заданий, у преподавателей и студентов всегда есть возможность поддерживать связь и быть в курсе статуса каждого задания.

Вступительное слово.

Я продемонстрирую несколько эффективных приемов.

  1. Первый прием – Наживка-интрига-перевертыш

 Вашему вниманию предлагается картина итальянского художника  Дж.Арчимбольда «Огородник».

Что вы видите на картине?

Какие эмоции вы чувствуете?

А теперь?

Каким настроением веет от картины?

Почему ответы не совпадают?

Мы изменили точку зрения!

Значит ли это, что ваш первый ответ был неправильным?

Подобные картины позволяют доказать возможность сосуществования двух различных мнений об одном и том же. Насколько важно порой сформировать  свое мнение и уметь высказать его?

  Чтобы проследить за работой в Г-К, обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Ягодка».

  1. Второй  прием – Ассоциации

Основные этапы работы.

  1. Этап. Постановка проблемы.

На данном этапе мы используем прием антиципации, т.е. попробуем предугадать содержание текста, для этого создадим ассоциативный куст.

Когда вы видите название предложенного для анализа рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

 Можно применить прием антиципации при работе с текстами любого типа, на этапах открытия новых знаний, нарисовав название, назвав ассоциации, создавая ассоциативную цепочку.

 Анализируя ассоциативный куст, мы делаем  вывод – ощущение легкое, светлое, вкусное, приятное. 

– Давайте проследим, сохранится ли данное впечатление? Не придется ли нам поменять свою точку зрения?

 

  1. Этап. Актуализация.

Я хочу познакомить вас с текстами.

Могут ли данные отрывки быть частью одного текста? Почему вы так думаете? 

Давайте проследим, сохранится ли ваше мнение?

  1. Третий   прием – Диаграмма К.Исикавы, она позволяет графически отобразить информацию.

 Используя прием «чтение с остановками через прослушивание аудиозаписи» (прием рецептивного восприятия текста, позволяющее увидеть и услышать текст с новой позиции), попробуем проанализировать текст.

 Я предлагаю начать заполнять нашу диаграмму. Раздел « Общество».

 Как ведут себя люди на перроне?

О чем это говорит?

Какие слова из текста подтверждают нашу мысль?

Хочется ли нам изменить их точку зрения?

Что удивляет нас в финале рассказа?

Я предлагаю нам вернуться к вопросу и проследить, как взаимосвязаны эти отрывки? Используем прием реципации (возвращение с новым знанием). 

Мы прослушали текст и теперь нужно сделать выводы, для формулировки своих мыслей очень эффективно использовать  «Метод ПРЕСС» – универсальный прием, позволяющий высказать мнение, используя некий шаблон.

 «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

– Высказывание точки зрения («Я считаю, что проблема »)

– Обоснование мысли (« Автор говорит, что… »)

– Примеры и аргументы для подтверждения («Данная проблема  поднимается в произведении…, например…»)

– Свое отношение к проблеме (« Я согласен (не согласен)…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»).

  1. Этап. Решение. Метод Каору Исикавы.

Заполним таблицу на основании ваших ответов.

  1. Этап. Рефлексия. Прием   Видеоэссе. Итогом такой работы может стать какой – то творческий проект (эссе, сочинение, буктрейлер,сценарий).Мы вам продемонстрируем одну из форм такой работы,

В заключение мастер-класса хочу сказать, что наша задача, как педагогов, научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие работы. А в этом нам помогаю современные сервисы – Гугл-класс

Преимущества этого сервиса заключаются в расширенных возможностях учителя:

Во-первых,  ученики учатся основам читательской и человеческой культуры;

Во-вторых, формируются умения слышать другого и сказать о своем отношении к сказанному другим; нужно уметь просто понять другого и сказать о своем отношении к сказанному другим, умение объяснить смысл высказывания, позицию автора.

И, в-третьих, он актуален  в современной системе государственной аттестации, где важным становится акт понимания и умение сказать о своем понимании.

Таким образом, в основе работы в сервисе Гугл-класс заключается технология проблемного диалога: Ученик – не объект обучения, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи

Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире. Для этого необходимо уметь слушать и понимать окружающих, вырабатывать собственное мнение, осмысливать опыт, выстраивать цепь доказательств, уметь выразить себя ясно и уверенно. Что мы и стараемся делать на уроках литературы при помощи продемонстрированных приемов.  3 декабря -Международный день инвалидов. Большинство людей стараются проигнорировать подобные события, стараясь таким образом оградиться от проблемы. Важно показать нашим ученикам, что равнодушие и безразличие в таких ситуациях недопустимы. Важно стремиться изменить точку зрения общества и подчеркнуть, что у каждого из нас одинаковое право на счастье.  

Технология работы с текстом.
Пролистать наверх