Автор: Мишина Елена Сергеевна
учитель-логопед ГКОУ УР Школа 39
Конспект и презентация урока.
Тема: Антонимы.
Цели: Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– применение знаний, умений и навыков в подборе антонимов к различным частям речи;
– обогащение словарного запаса при использовании упражнений в подборе антонимов;
– расширение у обучающихся понятия антоним и антонимичный ряд;
– нахождение антонимичных пар в предложениях – пословицах;
коррекционно-развивающие:
– расширение пассивного и активного словарного запаса;
– дифференцирование частей речи;
– развитие орфографической зоркости;
– совершенствование фонематического анализа и синтеза;
коррекционно-воспитательные:
– воспитание у обучающихся потребности в использовании антонимов в собственной речи;
– формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;
– развитие умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
– формирование у детей внимания к родному языку;
Оборудование: карточки, книга антонимов.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Психогимнастика:
Ваша спина говорит: « Я не старая, а молодая» (выпрямили спинки)
Ваши плечи говорят: « Мы не согнулись, а разогнулись» (расправили плечи)
Ваше лицо говорит: « У меня не плохое настроение, а хорошее» (улыбнулись)
– Вот с этим хорошим настроением мы начинаем сегодня наше занятие
- Формулирование темы занятия и постановка цели.
– Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение: (слайд 2)
Карандашик, что грустишь?
«Был большой, а стал малыш».
Что ж, зато хозяин твой был малыш, а стал большой.
– Ребята, посмотрите на выделенные слова, подумайте, как они называются.
– Сформулируем тему нашего занятия….(«Антонимы») (тему на доску).
– Давайте вспомним, что такое антонимы (ответ учеников).
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением: правда – ложь, добрый – злой. Антонимы – это «слова-неприятели» (слайд 3).
- Игра с мячом. Подбери к словам антонимы.
Лето, трудиться, храбрый, щедрый, спуск, грустить, союзник, юг, искусственный, друг, потерять, спуск, лето, начинать, светлый, восход, добрый, великан, бежать, острый.
- Дети по очереди выполняют задание устно (слайд 4).
Игра «Знаешь ли ты пословицы?» Добавь недостающее слово в пословице. Объясни её смысл.
Ученье – свет, а неученье – _________________________________________ .
Корень учения горек, да плод его _____________________________________.
Не бойся врага умного, бойся друга ___________________________________.
Лучшая вещь новая, лучший друг – ___________________________________.
Готовь сани летом, а телегу __________________________________________.
Не знаешь, где найдешь, а где _______________________________________.
- Письменно. Работа по индивидуальным карточкам.
Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания (слайд5):
«…… поучусь, а ….. погуляю», — говорит ленивый.
«…… погуляю, а ….. поучусь», — говорит прилежный».
- Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,
Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,
Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).
Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.
Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).
А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.
Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!
- Письменно. Работа по индивидуальным карточкам. Взаимопроверка.
Определи, к какой части речи относятся слова. Запиши их в таблицу. Подбери к каждому слову антоним (слайд 7).
Утро, улететь, ругать, жара, жёсткий, бездельничать, узкий, длинный, вред.
- Игра «Наоборот» (слайд 8).
Вот и нам пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … . (низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … . (близко)
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь … . (пол)
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты … . (нашёл)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … . (храбрец)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай … . (конец)
III. Итог занятия.
-Вот и наше занятие подошло к концу.
– Давайте еще раз повторим, что такое антонимы.
– Ребята что на уроке вам понравилось больше всего?
– Что показалось сложным?
– А какое задание легким?
Вы все большие молодцы! Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной.