Конспект и презентация урока.

Автор: Мишина Елена Сергеевна

учитель-логопед ГКОУ УР Школа 39

Конспект и презентация урока.

Тема: Антонимы.

Цели: Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– применение знаний, умений и навыков в подборе антонимов к различным частям речи;

– обогащение словарного запаса при использовании упражнений в подборе антонимов;

– расширение у обучающихся понятия антоним и антонимичный ряд;

– нахождение антонимичных пар в предложениях – пословицах;

коррекционно-развивающие:

 – расширение пассивного и активного словарного запаса;

– дифференцирование частей речи;

– развитие орфографической зоркости;

– совершенствование фонематического анализа и синтеза;

коррекционно-воспитательные:

– воспитание у обучающихся потребности в использовании антонимов в собственной речи;

– формирование положительной мотивации обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений;

– развитие умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

– формирование у детей внимания к родному языку;

 

Оборудование: карточки, книга антонимов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Психогимнастика:

Ваша спина говорит: « Я не старая, а молодая» (выпрямили спинки)

Ваши плечи говорят: « Мы не согнулись, а разогнулись» (расправили плечи)

Ваше лицо говорит: « У меня не плохое настроение, а хорошее» (улыбнулись)

 

– Вот с этим хорошим настроением мы начинаем сегодня наше занятие

  1. Формулирование темы занятия и постановка цели.

– Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение: (слайд 2)

Карандашик, что грустишь? 

«Был большой, а стал малыш». 

Что ж, зато хозяин твой был малыш, а стал большой

– Ребята, посмотрите на выделенные слова, подумайте,  как они называются.

 – Сформулируем тему нашего занятия….(«Антонимы») (тему на доску).

– Давайте вспомним, что такое антонимы (ответ учеников).

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением:  правда – ложь,  добрый – злой.  Антонимы – это «слова-неприятели» (слайд 3).

  1. Игра с мячом. Подбери к словам антонимы.

Лето, трудиться, храбрый, щедрый, спуск, грустить, союзник, юг, искусственный, друг, потерять, спуск, лето, начинать, светлый, восход, добрый, великан, бежать, острый.

  1. Дети по очереди  выполняют задание устно (слайд 4). 

 Игра «Знаешь ли ты пословицы?» Добавь недостающее слово в пословице. Объясни её смысл.

Ученье – свет, а неученье – _________________________________________ .

Корень учения горек, да плод его _____________________________________.

Не бойся врага умного, бойся друга ___________________________________.

Лучшая вещь новая, лучший друг – ___________________________________.

Готовь сани летом, а телегу __________________________________________.

Не знаешь, где найдешь, а где _______________________________________.

  1. Письменно. Работа по индивидуальным карточкам.

 Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания (слайд5):

«…… поучусь, а ….. погуляю», — говорит ленивый.

«…… погуляю, а ….. поучусь», — говорит прилежный».

  1. Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

    Влево шаг и … (вправо)  шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

    Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

    Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

    Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

     Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

     А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

     Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!

  1. Письменно. Работа по индивидуальным карточкам. Взаимопроверка.

Определи, к какой части речи относятся слова. Запиши их в таблицу. Подбери к каждому слову антоним (слайд 7).

 

Утро, улететь, ругать, жара, жёсткий, бездельничать, узкий, длинный, вред.

 

  1. Игра «Наоборот» (слайд 8).  

   Вот и нам  пришёл черёд

   Сыграть в игру «Наоборот».

   Скажу я слово «высоко»,

 А ты ответишь … .             (низко)

   Скажу я слово «далеко»,

   А ты ответишь … .              (близко)

   Скажу я слово «потолок»,

   А ты ответишь … .              (пол)          

   Скажу я слово «потерял»,

   И скажешь ты … .               (нашёл)

   Скажу тебе я слово «трус»,

   Ответишь ты  … .                (храбрец)

   Теперь «начало» я скажу.

   Ну, отвечай … .                 (конец)

 

III. Итог занятия.

 -Вот и наше занятие  подошло к концу.

– Давайте еще раз повторим, что такое антонимы. 

– Ребята что на уроке вам понравилось больше всего?

– Что показалось сложным?

– А какое задание легким?

Вы все большие молодцы! Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной.

 

 

Конспект и презентация урока.
Пролистать наверх