Конспект НОД “В гостях у Снежной Королевы”

автор: Могильникова Татьяна Федоровна

учитель-логопед МБДОУ Д/с №44

Конспект НОД “В гостях у Снежной Королевы”

 

 

Конспект НОД

Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлений о времени года «Зима». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование формы множественного числа существительных и глаголов; формирование понимания пространственных значений приставочных глаголов движения и употребление их в речи).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие монологической речи, дыхания, общей моторики, координационных способностей, слухового внимания и восприятия, воображения, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, доброжелательности. Формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, культурно-гигиенических навыков.

Формы работы: групповая, индивидуальная (с подгруппой из 4-6 детей).

Характеристика этапов НОД: 

 

Название, содержание и цель этапа занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент.

Содержание:

– Сюрпризный момент: «Снежная королева».

-Д/и «Скажи, какая?».

-Самомассаж  лица и рук.

Цель: вовлечь детей в деятельность, вызвать интерес к предстоящей деятельности, желание в ней участвовать.

В помещение, где находятся дети, входит логопед под музыку

в руках у него неизвестный предмет накрыт голубой тканью, на которой закреплены снежинки. 

Он читает стихотворение:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила

-О каком времени года говориться в стихотворении?

-А вы знаете, ребята, какой праздник мы празднуем зимой?

-Какие гости приходят к нам праздник?

-Сегодня к нам в гости пришла Снежная королева.

Логопед снимает «снежное покрывало» (ткань со снежинками) и показывает куклу.

-Посмотрите, какая она?

– Что бы Снежная Королева нас не заморозила  погреем лицо и ручки.

Логопед проговаривает слова и показывает действия самомассажа для лица и рук.

Самомассаж «Дед Мороз»

-Дед Мороз, Дед Мороз

Щиплет щеки (большим, указательным и средним пальцами слегка пощипать себя за щеки),

Щиплет нос (за нос),

Щиплет ушки (за уши),

Щиплет губы (за губы),

Забирается под шубы (спрятать руки под мышки),

Чтоб согреться – посмотри (потереть одну ладонь о другую),

Все как следует, потри:

Щеки (потереть ладонями щеки),

Носик (потереть ладонями нос),

Ушки (потереть ладонями уши),

Губы (потереть ладонями губы),

Пар пошел даже от шубы (развести руками в стороны)

Дети обращают внимание на таинственный предмет.

Ответы детей:

-В стихотворении говориться о зиме.

Ответы детей:

-Новый год?

-Дедушка Мороз, Снегурочка.

Дети рассматривают куклу, берут в свои руки. 

Ответы детей:

-Она красивая. Она сверкающая. Она добрая. Она блестящая. Она нарядная.

Дети выполняют самомассаж по образцу логопеда.

Проверка домашнего задания

Цель: обобщение знаний по изучаемой теме. 

-Ребята, что-то Снежная Королева загрустила, не улыбается. А мы расскажем ей стихотворения о её любимом времени года-зиме и тогда к ней вернётся хорошее настроение. -Дети рассказывают стихотворения, которые были разучены ранее.
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта

 воспитанников

Содержание:

– Проблемная ситуация для определения лексической темы занятия

– Д/и «Приметы зимы».

– Проблемная ситуация для открытия нового знания

Цель: создание проблемной ситуации, мотивирующей детей на получение нового знания.

Нашей гостье понравились стихотворения о зиме, она улыбается нам.

-А, как вы думаете, какое время года нравиться Снежной Королеве больше всего?

-Почему ей нравиться зима?

-Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Правильно, мы вспомним, что уже знаем о времени года «Зима».

-Скажите, что происходит зимой в природе?

(показ иллюстраций)

-Скажите, а мы уже все знаем о зиме?

-Я вижу, что одни дети считают, что они все знают, другие хотят еще узнать новое о этом времени года. 

-А, я вам предлагаю отправиться в гости к Снеговику, который приготовил для нас игру со снежинками и обязательно познакомит нас с тем, что мы еще не знаем о времени года «зима».

-Для этого мы должны пройти по дорожке и прийти в гости к Снеговику.

-Летом она может растаять.

-Мы будем говорить о зиме.

Ответы детей:

-Зимой идет снег.

-Зимой замерзают реки и озера.

-Зимой сильный мороз.

-Зимой некоторые животные спят.

-Зимой остались только зимующие птицы, а перелетные улетели на юг.

-Зимой дует холодный ветер и часто идет снег.

-Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.

Ответы детей:

-Да, мы уже знаем все.

-Нет, мы не все знаем о зиме.

Дети идут по следам, вырезанным из белого картона, которые образуют дорожку.

Изучение новых знаний 

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД.

Содержание:

-Отгадывание загадок.

-Д/и «Какой Снеговик?»

-Д/и «Какие снежинки?».

-Д/и «Что делают снежинки?»

-Практическое выполнение действий со снежинками»

-Д/и «Назови ласково»

Цель: актуализировать знания, необходимые для открытия нового знания

-По дорожке мы прошли, а Снеговика нет.  Вы его видите? -Что же нам делать? 

-Может быть спросим у Снежной Королевы где Снеговик?

-Для того чтобы к нам пришел Снеговик нужно отгадать загадки.

Логопед читает текст загадок.

-Ребята мы отгадали загадки и можем  поиграть со Снеговиком

(Логопед вносит Снеговика-это большая объемная игрушка)

-Расскажите, какой Снеговик?

-Посмотрите, Снеговик принес нам снежинки, скажите они какие?

-Что делают снежинки?

-Ребята, посмотрите на обратной стороне снежинок есть рисунок, назовите его ласково.

Ответы детей:

-Нет Снеговика.

Дети говорят слово-отгадку. (снег, лед, мороз, сосулька, снежинка, снеговик)

Дети рассматривают Снеговика.

Ответы детей:

-Снеговик белый.

-Снеговик большой.

-Снеговик красивый.

-Снеговик добрый.

-Снеговик снежный.

-Снеговик веселый.

Дети подходят к Снеговику берут в руки снежинки.

Ответы детей:

-Снежинки белые.

-Снежинки пушистые.

-Снежинки блестящие.

-Снежинки холодные.

-Снежинки сверкающие.

-Снежинки хрупкие.

-Снежинки легкие.

Ответы детей и показ действий.

-Снежинки летят.

-Снежинки кружатся.

-Снежинки лежат.

-Снежинка падает.

Дети подходят к «снежному покрывалу». Каждый ребенок берет снежинку, переворачивает и называет предмет:

-Снег-снежок.

-Гора-горка, горочка.

-Лед-ледок.

-Сосулька-сосулечка.

-Снежинка-снежиночка.

-Сугроб-сугробик.

-Метель-метелица.

Первичная проверка понимания изученного

Содержание:

-Д/и «Волшебный мешочек».

-Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепить применение полученных знаний, 

Называть прилагательные, описывать предмет

-Мы были в гостях у Снеговика, теперь пора возвращаться.

-Снежная Королева для нас приготовила  игру «Волшебный мешочек».

Вы в мешочке берете предмет, на него не смотрите, говорите какой он,  а дети должны его отгадать.

-Ребята, мы сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний».

Егор и Гордей выполняют сами по карточкам. С остальными мы поиграем вместе.

Дети идут по следам.

Дети делятся на 2 группы.

Одна подгруппа описывает предмет, а другая его называет.

(сосулька, снежинка, снеговик)

Двое детей по карточкам раскрашивают лишний предмет.

Остальные дети взяв каждый себе карточку устно называет лишний предмет.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Содержание:

-Д/и «Сюрприз Снежной Королевы»

-Д/и «Какая зима?»

Цель: закрепить в самостоятельной речи детей применение качественных прилагательных, глаголов.

-У нас ещё один сюрприз Снежной Королевы. Это что?

(логопед показывает пластиковый контейнер)

-Потрогайте его руками. Он какой?

-Почему он холодный?

-Правильно, его принесли нам с улицы. 

-Откроем и посмотрим, что лежит внутри.

-Посмотрите на снег, он какой?

-Потрогайте его рукой, он какой?

-У нас в группе тепло, что случилось со снегом?

-А когда мы вынесем контейнер на улицу, что произойдет с водой?

-В какое время года это происходит?

-Мы можем назвать зиму волшебной, ведь она такие чудеса делает?

-Назовите, какой зима еще может быть.

Дети рассматривают, говорят свои предположения о том, что в контейнере.

Дети прикасаются к  контейнеру, говорят что он холодный.

Ответы детей:

-Он был на улице. Сейчас зима, он замерз.

Дети помогают открывать контейнер и называют:

-Снег.

Ответы детей:

-Белый, пушистый, блестящий, сверкающий, красивый.

-Холодный.

-Он растаял. Превратился в воду.

-Она превратится в лед.

-Зимой.

-Да, зима волшебная.

-Сказочной, холодной, морозной, веселой, снежной, белой, красивой, сверкающей.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Содержание:

– Беседа со Снежной Королевой о «новом знании», составление рассказа «Зимний лес»

Цель: обобщить представления о времени года «Зима».

-Снежная королева подготовила для нас красивую картинку с изображением зимнего леса, но её кто-то разрезал на части.

Нам надо собрать картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Дети собирают картинку с пейзажем зимнего леса.  Составляют рассказ.
Подведение итогов урока, рефлексия

Содержание:

– Игра «Подарок Снежной Королеве»

Цель: стимулировать детей к оцениванию содержания и результативности деятельности.

– Ребята, вот и подходит к концу наше приключение. Посмотрите на 

Снежную Королеву. Она сегодня приготовила для нас интересные игры, помогла спасти Снеговика. Если вам было интересно  путешествовать вместе со Снежной Королевой то подарите  ей

шар со смайликом «радостным»,  или «грустный», если вы чем-то огорчены.

— Что показалось вам особенно интересным?

– А, что было трудно выполнять?

– А, чему вы научилась сегодня?

Подобные вопросы задаются всем детям.

– Ребята, если вам было что-то трудно выполнять, то у вас есть возможность еще

Дети выбирают шары-смайлики.

Ответы детей.

 

Конспект НОД “В гостях у Снежной Королевы”
Пролистать наверх