Рабочая программа по предмету «Экономика» 10-11 класс  

автор: Молоткова Лия Юрьевна

учитель истории и обществознания МОУ “Лонгъюганская СОШ”

Рабочая программа по предмету «Экономика» 10-11 класс

 

Рабочая программа
по предмету «Экономика»
10-11 класс

 

Составитель: Молоткова Лия Юрьевна учитель истории и обществознания  высшей квалификационной категории

 

 

                                                               

 

                                                              2019/2020  учебный год

 

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа учебного предмета  «Экономика» составлена на основе:

 – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ  Министерства образования и науки РФ от17.05.2012 №413, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578), от 29.06.2017 №613;

 – авторской рабочей программы по экономики для 10-11 классов под ред.  Г.Э. Королевой. Рекомендована Министерством образования Российйской Федерации в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта и обязательному минимума содержания образования, 

     Рабочая программа ориентирована на учебник: «Экономика. 10-11 класс» (базовый уровень) под редакцией: Королевой Г.Э., Москва, Издательский центр «Вентана – Граф» 2019г.

 

 Цели:

  1. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций происходящих изменений в жизни общества (формирование общей экономической культуры);
  2. выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации в сфере экономики;
  3. воспитание у учащихся инициативы и активности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию;
  4. выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

 

Задачи:

  • добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных экономических концепций, законов, принципов, а также их взаимосвязи;
  • формировать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
  • выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни.

 Количество часов в учебном плане:

 

       Данная рабочая программа    рассчитана на 35 часов (в 10м- 18 часов, 11м.-  17часов.) в соответствии с учебным планом МОУ «Лонгъюганская средняя общеобразовательная школа». 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  

  • проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности.

 

Метапредметными результатами   

  • определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
  • планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата) и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
  • способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения путем проведения ролевых игр;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога через участие в дискуссиях, диспутах, конференциях;
  • умение выполнять познавательные и практические задания на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • оценка собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

 

Предметными результатами  

  • понимать функции денег;
  • понимать причины различий в оплате труда;
  • знать основные виды налогов;
  • знать организационно – правовые формы предпринимательства;
  • разбираться в  ценных бумагах.
  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных
  • благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм,
  • глобальных экономических проблем.

Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и

  • стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический
  • рост, глобализацию мировой экономики.

Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства

  • доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
  • повседневной жизни для:
  • получение и оценка экономической информации;
  • составление семейного бюджета;
  • -оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
  • семьи и гражданина.

 

                                     Содержание учебного предмета

          

 Часть 1. Экономика и человек. Экономика фирмы

Тема 1. Что изучает экономика.

Главная проблема экономики. Потребности. Блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность . Экономика как наука. Выбор. Альтернативная стоимость. Производственные возможности общества.

Тема 2. Типы экономических систем. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Случаи несостоятельности рынка. Смешанная экономическая система.

Тема 3. Рыночный механизм. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Неценовые факторы спроса. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Неценовые факторы предложения. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка. Нарушение рыночного равновесия. 

Тема 4. Конкуренция и ее виды. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.

Тема 5. Формы организации бизнеса. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Сравнительные 

преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса.

Тема 6. Экономика фирмы. Выручка, издержки, прибыль фирмы. Виды издержек фирмы: постоянные, переменные, средние.

Тема 7. Источники финансирования фирмы. Внутренние внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Надежность и доходность ценных бумаг. 

Тема 8. Бизнес-план предприятия. Элементы бизнес-плана: сфера деятельности предприятия, рынки сбыта продукции, конкуренция, план маркетинга, план производства, финансовый план.

Тема 9. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Человеческий капитал. Производительность труда. Факторы производительности труда.

Тема 10. Семейный бюджет. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Закон Энгеля. Неравномерность распределения доходов. Кривая Лоренца. Индекс Джини.

 

Часть 2. Государство и экономика

Тема 11. Предмет макроэкономики. Вопросы макроэкономики. Макроэкономические агенты и их экономические цели. Макроэкономические рынки. 

Экономический кругооборот.

Тема 12. Валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт. Структура ВВП. Уровень благосостояния. Номинальный и реальный ВВП.

Тема 13. Экономический рост. Экономический цикл. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Фазы экономического цикла. 

Причины и виды экономических циклов.

Тема 14. Денежное обращение. Деньги. Виды денег. Качества денег. Функции денег. Ликвидность. 

Тема 15. Инфляция. Уравнение обмена. Типы и виды инфляции. Стагфляция, дефляция, дезинфляция. Социально-экономические последствия инфляции. 

Тема 16. Банковская система. Банковская система. Функции коммерческого банка. Функции Банка России. Монетарная политика Банка России. Другие финансовые 

организации.

Тема 17. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Общественные товары и услуги. Государственный бюджет. Источники финансирования дефицита бюджета. Бюджетно-налоговая политика государства.

Тема 18. Налоги. Функции налогов. Элементы налога. Налоги прямые и косвенные. Виды налогов. Кривая Лаффера. Системы налогообложения. 

Тема 19. Занятость и безработица. Структура населения страны. Рабочая сила. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Тема 20. Международная торговля. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Формы 

экономической интеграции. Протекционизм.

 

 Формы  организации  учебных занятий

  • Лекции
  • Консультации
  • Семинары
  • Практические занятия
  • Лабораторные работы
  • Контрольные и самостоятельные работы
  • Научно- исследовательская работа
  • Проектная технология
  • Конференции

Основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС 

  • Универсальные учебные действия  ( учебная деятельность )
  • Регулятивные действия 
  • Познавательная деятельность
  • Коммуникативные действия 
  • Игровая деятельность
  • Фронтальная форма обучения
  • Групповая работа
  • Индивидуальная работа

 

 

  Тематическое  планирование по предмету экономика 10 – 11 класс

 

 

Дата Тема урока
10 класс
Часть I   Экономика и человек. Экономические фирмы.
1 3.09 Что изучает экономика 
2 10.09 Проблема выбора
3 17.09 Экономическая система
4 24.09 Спрос
5 1.10 Предложение
6 8.10 Рыночное равновесие
7 15.10 Конкуренция и ее виды
8 22.10 Формы организации бизнеса
9 29.10 Экономика фирмы
10 12.11 Источники финансирования фирмы
11 19.11 Создаем фирму. Практикум.
12 26.11 Менеджмент
13 3.12 Маркетинг
14 10.12 Презентация бизнес–планов. Практикум.
15 17.12 Рынок труда
16 24.12 Финансы семьи
17 Семейный бюджет. Практикум.
18 Итоговый урок по разделу «Экономика и человек. Экономические фирмы»
11 класс
Часть II.  Государство и экономика.   
19 Предмет макроэкономики
20 Валовой внутренний продукт. Решение задач на измерение ВВП
21 Экономический рост.
22 Экономический цикл.
23 Денежное обращение
24 Инфляция
25 Социально-экономические последствия инфляции.  Решение задач
26 Банковская система в России
27 Монетарная политика банка России
28 Роль государства в экономике
29 Налоги
30 Системы налогообложения
31 Занятость и безработица
32 Типы безработицы. Решение задач.
33 Международная торговля
34 Повторительно-обобщающий урок.
35 Итоговый урок по курсу. Тестирование по курсу.
Рабочая программа по предмету «Экономика» 10-11 класс  
Пролистать наверх