ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕКСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.

Автор: Морозова Екатерина Геннадьевна

Воспитатель город Хабаровск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕКСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕКСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

МАДОУ «Детский сад № 206» города Хабаровска

Воспитатель группы раннего возраста

Морозова Екатерина Геннадьевна

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы физического развития ребенка первого года жизни в семье, дана характеристика физическому развитию, обозначены факторы, влияющие на физическое развитие, рассмотрены методы для оценки физического развития детей, которые используют врачи-педиатры в своей работе.

Ключевые слова: физическое развитие, первый год жизни, семья, педагогические условия, гимнастика, массаж, игра.

 

Наиболее важным периодом в жизни человека является ранний возраст. В этом возрасте происходит формирование основных фундаментальных способностей, которые оказывают влияние на дальнейшее развитие человека.  В раннем возрасте складываются такие качества как жизненная активность, познавательная активность, отношение к миру и многое другое. Но эти способности и качества не развиваются самостоятельно. Их становление требует активного воздействия взрослых, совместной деятельности с ребенком, определенных форм общения. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители лежат именно в раннем возрасте.

Немаловажным на сегодняшний день является и физическое развитие детей. Физическое развитие детей – это основной показатель состояния здоровья подрастающего поколения.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Но, помимо естественных потребностей (еда, чистота тела и так далее), родители должны обеспечить малышу потребность в движениях. Нормально развивающийся ребенок с самого рождения стремится к движениям. Особенности жизни и воспитания ребенка оказывают большое влияние на формирование этой важной потребности. От взрослых напрямую зависит какие они создают условия для освоения доступных по возрасту движений. 

Для гармоничного развития ребенка и хорошего здоровья необходимо с ранних лет воспитывать у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения и так далее. В раннем возрасте происходит активное развитие организма ребенка. В этот период формируются основные движения малыша, но в то же время его организм еще слаб и раним [2]. 

Семья играет большую роль в физическом развитии ребёнка. Именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. На нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей оказывает большое влияние использование физических упражнений и подвижных игр, массаж, сбалансированное питание, прогулки, сон и так далее. Совместные физические упражнения родителей с ребенком вызывают у малыша чувство радости.  

Таким образом, родители должны систематически заниматься физическими упражнениями с малышом, помогать ему приобрести двигательный опыт. Проблема по физическому развитию детей вызывает тревогу, так как в нынешнее время существует большое количество литературы по физическому развитию детей, но очень часто родители либо совсем не занимаются физическим развитием ребенка, либо делают это неправильно.

Основой здоровья ребенка является его физическое развитие. Существуют нормы физического развития детей раннего возраста. Отклонения от этих норм должны насторожить родителей. 

Под физическим развитием понимают биологическое созревание ребенка в определенный возрастной период и динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) [5].

Для раннего возраста характерна уникальность и неповторимость. Главное в этом возрасте правильно сформировать основы полноценного здоровья и развития малыша. Решение этой задачи возможно только при помощи взрослых.

Физическое развитие зависит от следующих факторов:

– экологические условия;

– климато-геохимические условия;

–  социальные условия и другие [4].

На сегодняшний день для оценки физического развития детей врачи-педиатры в своей работе используют таблицы, которые опубликованы И.М Воронцовым и A.B. Мазуриным:

– рост;

– масса тела;

– пропорциональность развития (окружность головы, окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

– статические функции (двигательные умения ребенка);

– своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Основным показателем физического развития ребенка является рост. Рост определяет длину тела и соответственно, увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в какой-то период времени. Процесс роста протекает неравномерно, замедляясь или усиливаясь, на протяжении всей жизни ребенка [4].  

Создание правильного режима повседневной жизни является одним из самых важных и необходимых условий укрепления здоровья и правильного физического развития ребенка первого года жизни.  

Педагогические условия играют важную роль в развитии ребенка первого года жизни. Под педагогическими условиями понимается процесс, который включает комплекс мер, содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания [1].

С первых дней жизни необходимо выполнять самые простые физические упражнения, начиная с утренней гимнастики, делая потягивания, круговые движения руками, ногами, подтягивание колен к животику [1].

Также необходимо проводить ежедневные прогулки с малышом два раза в день, утром и вечером. Прогулки на свежем воздухе развивает у ребенка хороший аппетит и спокойный сон.

Массаж для новорожденных позволяет воздействовать на весь организм малыша в целом. Его слуховой и зрительный анализатор еще недостаточно созрели, однако кожный анализатор уже развит полностью. Поэтому для таких малышей массаж – это универсальный способ стимулирования физического и речевого развития, сенсорного восприятия, координации движений и даже внимания и слуха [3].

Игры очень хорошо влияют на развитие ребенка. Игра является ведущей деятельностью у ребенка, в которой все те виды жизнедеятельности, которые мы указали выше, переплетаются и пересекаются.

Развивающие игры стимулируют ребенка к развитию таких психических функций, как память, мышление и речь, ощущение и зрительное и слуховое восприятие, воображение [5].

С помощью гимнастического мяча можно делать ребёнку массаж, покачивая аккуратно мяч. При покачивании на гимнастическом мяче массируется животик, грудная клетка, ликвидируется вздутие живота. 

Занятия на гимнастическом мяче приносят следующую пользу ребенку:

– развивается вестибулярный аппарат;

– создает эффект плавания, ребенок получает новые тактильные и зрительные ощущения;

– облегчаются младенческие колики посредством расслабления мышц живота и улучшается дыхание;

– вибрирующие ощущения обезболивают, стимулируют работу органов брюшной полости;

– усложняя гимнастику на позвоночник, можно укрепить спинные мышцы, также лучше работает нервная система, связанная со спинным мозгом.

Также можно использовать массажные коврики. Использование массажных ковриков очень полезно. Они массажируют ступни ребенка, что стимулирует приток крови к активным точкам на ступнях и улучшает работу организма в целом. Массаж ступней является профилактикой плоскостопия.

Таким образом, в физическом развитии и воспитании ребенка должны принимать участие все члены семьи. Ведь семья имеет большое значение для правильного и здорового развития ребенка. Проведение занятий и гимнастики, купание, прогулки, массаж, развивающие игры вызывают у ребенка радость, он становится спокойным, у него улучшается аппетит, сон и так далее. Физическое развитие подразумевает совместные занятия гимнастикой и проведение упражнений. Это поможет заложить первый кирпичик здоровья малыша, дав ему толчок к ведению в дальнейшем здорового образа жизни. Но любое занятие должно приносить радость. Поэтому гимнастические упражнения нужно проводить в игровой форме.

 

Список литературы

 

  1. Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка: учебное пособие / К.А. Арутюнян, А.Ф. Бабцева, Е.Б. Романцова. – Благовещенск: Буквица, 2011. – 35 с.
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Гармоничное развитие ребенка от рождения до года // Наша кроха. – Литера, 2012. – 48 с.
  3. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 301 с.
  4. Голубева, Л. Г. Особенности физического развития детей первого года жизни / Л. Голубева //Дошкольное воспитание. – 2013. -№ 4. – с.88-97.
  5. Скачко Б. Массаж и гимнастика для малышей от рождения до года // Практические советы для молодой мамы. – Мир и образование, 2016. – 144 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕКСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.
Пролистать наверх