Автор: Морозова Кристина Федоровна
педагог-психолог МБДОУ ДС №82 “Сказка”
Организация педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью дошкольника.
Организация педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью дошкольника
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Игра – наиболее важная деятельность для дошкольника. Многочисленные исследования однозначно свидетельствуют о том, что именно в игре (и только в игре) возможно решение главных задач дошкольного возраста.
Игра-это принципиально свободная деятельность детей, в ней не может быть побуждения и контроля взрослого. Взрослые не должны вмешиваться в игру, управлять ею, не могут прекратить или запретить какое-либо игровое действие. Взрослый должен наблюдать, помогать или присоединяться к игре по просьбе ребенка.
Игра – доставляет удовольствие! Причем связан он с самим игровым процессом, а не с результатом или внешней оценкой.
Игра – всегда проба. Ситуация «понарошку», «как будто» создают уникальную возможность безопасного риска, пробы себя или предмета игры. Без импровизации игра теряет свое назначение и функцию, в ней всегда есть неожиданность. «Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.
Для взрослых это означает, что в игре нужно принять именно детскую спонтанность и активность, позволить воображаемой ситуации стать как бы реальностью. Детская игра – не место для решения педагогических задач, она по определению должна оставаться свободной.
С точки зрения формирования инициативности, игра – уникальная деятельность. Только в ней ребенок – дошкольник может быть действительно самостоятелен. И именно здесь детская инициатива уместна.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Именно в игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики, такие как:
- опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению:
- опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом;
- опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия;
- уверенность в себе:
- ориентация в социальных рамках:
- опыт решения сложных задач посредством воображения.
Свободная игра
Критерии для наблюдения игровой инициативности дошкольника
в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа)
Рекомендации:
– наблюдение проходит в утренние часы, на «разворачивание» игры не менее 40 минут,
– наблюдение проходит 30- 40 минут, одновременно не более 3-х детей.
Итог:
в результате наблюдения мы получаем баллы каждого ребенка по отдельным критериям, можем подсчитать сумму по всем показателям и получить общий балл. Общий бал нужен для видения в целом продвижение группы в становлении инициативности, а уровень по каждому критерию позволит педагогу скорректировать и эффективно организовать развивающую среду в отношении свободной игры конкретного ребенка. Максимальный балл -24.
Показатели /баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | Итоговый показатель |
Обращение с предметами | Манипулирование предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит. | Игровое замещение отдельных предметов | Втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета | Подбирает или изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов | |
Взаимодействие с другими детьми | Не вступает в коммуникацию | Время от времени вступает в коммуникацию | Взаимодействует в рамках роли | Обсуждает замысел и ход
игры |
|
Сюжет | Манипуляция с предметами | Мнимая ситуация фрагментарна, перемежается манипуляцией с предметами | Создает мнимую ситуацию | Придумывает или поддерживает развернутый сюжет | |
Длительность | Нет игры | Отдельные, несвязные фрагменты | Временное включение, потом выход | Постоянно и увлеченно | |
Роли | Роль отсутствует | Сам задает себе роль, вне зависимости от других ролей | Придумывает себе роль или откликается на предложенную роль, поддерживает игровые отношения | Распределяет роли и удерживает их | |
Предмет деятельности | Манипуляция с предметами | Воспроизведение фрагментов окружающего мира | Преобразование пространства под замысел | Создание событий | |
Ориентация на взрослого | Отсутствие игровой деятельности как со взрослым, так и без него | Игровая деятельность возможна только под руководством взрослого | Поиск поддержки правильности действий | Самостоятельность и независимость | |
Правила игры | Нет игры | Действия без правил | Правила регулируют последовательность действий | Правила регулируют взаимоотношения между ролями
-правила важнее желания. |
|
Итого
низкий уровень – до 10 баллов средний уровень от 11 до 19 баллов высокий уровень – от 20 до 24 баллов |
Подготовил педагог-психолог,
Кристина Федоровна
Морозова