Край в котором мы живем.

Автор: Мякишева Татьяна Юрьевна

воспитатель МБДОУ – д/с №10 “Огонек”

Край в котором мы живем.

« Край, в котором мы живем» 

Занятие по краеведению в старшей группе.

Цель: воспитание привязанности и любви к родным местам.

Задачи:

  • Формировать представление детей о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением и достопримечательностями города.
  • Познакомить с историей названия города.
  • Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактических игр, пополнять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Материал: фотографии городских мест, разрезные картинки, презентации, клип.

Предварительная работа. Беседа о городе, рассматривание альбома “Мой город”, прогулки по микрорайону.

Ход занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Пальчиковая игра.

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй ты и здравствуй я.
Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель. Ребята, а что такое родина? (Ответы детей).

А вы знаете с чего она начинается?

– Мы сможем ответить на вопрос, если внимательно посмотрим клип?

(приложение 1)

(дети рассаживаются на стулья перед экраном для просмотра клипа “С чего начинается Родина?”)

– С чего начинается родина? (ответы детей).

– Родина, это место, где человек родился, вырос, учился, где его родители, родной дом, березка солнышко и многое другое – и есть его родина. Наш город – это наша малая родина. А как называется наш город? Ребята, а вы знаете, почему наш город носит такое название? ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 (Приложение 2)

Существует несколько версий. По одной из них на месте нашего города были болота, топи, топкие места. Название произошло от слова топи т.е. Топки.

По другой версии назвали наш город в честь паровозных топок, так как в нашем городе было паровозное депо.

Ну и по третьей версии, возникло два предложения для названия города: Соломино и Топки, тат как большинство людей жили в этих деревнях. Жители решили организовать выборы и с помощью голосования определить название города. Решающим голосом был последний голос строителя из села Топок Ивана Жужгова.

Какая версия вам больше всего понравилась? (ответы детей) Все эти версии можно считать легендами.

– А хотели бы вместе со мной отправиться в путешествие по нашему городу?

Тогда отправляемся, вспомним об осанке. Готовы? Тогда в путь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ “СТАРЫЙ ГОРОД”. (приложение 3)

СЛАЙД №1 – Такой опознавательный знак можно увидеть при въезде в город.

СЛАЙД №2 – так выглядел наш город много лет тому назад.

СЛАЙД №3

Город – это множество магазинов
И скверов очень красивых.
Величавые храмы и звон колокольный,
В граните и мраморе память народная.

Загадки. СЛАЙД №4

– Электрички, поезда приезжают все сюда,
Пассажиров доставляют, расписанье они знают.

СЛАЙД №5 – такой вокзал в наше время.

– А на чем можно еще приехать в наш город? (автобусом) СЛАЙД №6

СЛАЙД №7 – автостанция.

СЛАЙД № 8 –

Чтобы детишки здоровыми были,
Нужно, чтоб, где-то врачи их лечили
Чтоб здоровыми были всегда.
С мамами ходят дети куда? (больница).

СЛАЙД № 9 – больница в наши дни.

СЛАЙД № 10. – городской парк.

Много деревьев, много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель.
В тихих аллеях – прохладная тень.

– Любите ли вы, дети, карусели? Я приглашаю вас на карусели. (Проводится русская народная игра “Карусели”)

Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом бегом, бегом,
А потом кругом, кругом.
Тише, тише – не спешите!
Карусель остановите! (игра проводится 2 раза).

– Как весело мы катались на каруселях. А ведь я вам принесла конверт от Городовичка.

Помогите мне его найти? (дети находят конверт). Интересно, что в нем лежит?

– два конверта, на одном девочка. А, на – другом мальчик, значит для кого они? (ответы детей)

(дети открывают конверты и собирают разрезные картинки). Молодцы! Справились и девочки и мальчики.

– Посмотрите, в конверте еще и фотографии. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Где я нахожусь?” – проводится игра.

Дети называют место на фотографии и помещают её на магнитную доску.

– Дети, мы составили из фотографий панораму нашего города. Расскажите, какой наш город? (подбор прилагательных).

Воспитатель читает стихотворение Валерии Землянухиной

Сердцу милые Топки

Городок провинции Российской
Утонул средь тополей,
Затерялся средь оврагов
Перелесков и полей.
Извиваясь темной лентой,
Улицы уходят вдаль.
И веселый слышен щебет
Бойких воробьиных стай.
Может быть ,в далеком крае
Жизнь свою я проведу,
Но однажды теплым маем
Тихой улицей пройду.
Городскую тишь пугают
Скорых поездов гудки.
Я люблю вас беспредельно
Сердцу милые Топки.

Воспитатель. Ребята, я вам прочитала стихотворение нашей землячки Валерии Землянухиной.

А кто такие земляки? Расскажите мне, что нового вы узнали о нашем городе? (Игра с мячом)

Куда бы с вами не уехали из нашего родного города, мы всегда останемся земляками, то есть людьми, выросшими в одном месте, на одной земле. Мне хочется, что вы это помнили, и я дарю вам эмблемы нашего города.

 

Конспект занятия № 1 Тема: «Страницы истории города Кемерово» Программное содержание: 1. Расширить представление детей об истории возникновения родного города. 2. Закрепить знания о достопримечательностях родного города. 3. Развивать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, творческую активность. Оборудование: фотографии с изображением деревни Щеглово (г. Кемерово в 1721г.), иллюстрации с изображением главной площади (площадь Советов, улиц города, кинотеатра «Космос») 1959 г., иллюстрации с изображением современного города Кемерово. Ход занятия Воспитатель: Дети, вы знаете, в какой мы живём стране? (ответы детей) – Мы живем в России. Россия – это наша большая родина. А в каком городе мы живем? (ответы детей) – Правильно, Кемерово. Кемерово – это наша малая Родина. А вы хотите узнать историю нашего города? (ответы детей) – Я вам расскажу сейчас удивительную историю. (Воспитатель показывает фотографии с изображением деревни Щеглово.) Давным-давно, 300 лет тому назад была деревня под названием Щеглово. В деревне было только шесть дворов. Не было ни магазинов, ни кинотеатров, ни транспорта. Люди жили в деревянных избах, топили печь дровами, воду набирали из колодца и в реке, ловили рыбу, занимались разведением домашних животных. Овощи выращивали на грядках. В общем, приходилось очень много трудиться, чтобы добыть себе на пропитание. Электричества тогда не было. Для освещения использовали керосиновые лампы. Давайте представим, что мы оказались в прошлом времени. Сидим в избушке, где стоит печь и, чтобы согреться, нам нужно её растопить. Что нам для этого потребуется? (ответы детей) – Правильно, дрова. Физкультминутка (текст сопровождается движением рук) Мы пилили доски с утра у нас дела Стальные зубы острые идут легко дела (в положении сидя) Мы бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим Раз-два, раз-два, будут на зиму дрова. Воспитатель: Представляете, сколько деревьев приходилось рубить на дрова? А зима в наших краях отличается особой суровостью. Но произошло удивительное событие, которое изменило судьбу этой деревни. В 1721 году в 10 наш край приехал один ученный, М. Волков, который занимался исследованием породы земли. Волков обнаружил, что глубоко под землёй находятся залежи угля. Так было сделано большое открытие. Со всего мира стали приезжать ученые, строители, рабочие, чтобы строить шахты по добыче угля, заводы по переработке угля, железные дороги, чтобы перевозить уголь в другие города. Строители стали строить дома, школы, магазины, больницы и т. д. В 1932г. деревню Щеглово переименовали в город Кемерово (воспитатель показывает фотографии памятника М. Волкову, площади имени Волкова. Экскурсия по городу Кемерово. Воспитатель: Я предлагаю совершить экскурсию по городу Кемерово. Для этого нам потребуется транспорт. А какой транспорт, отгадайте: «Что за чудо синий дом? Окна светлые кругом. Носит обувь на резине, а питается бензином». Вот и автобус подъехал. Занимайте пассажирские места. Я буду вашим экскурсоводом! – Мы едем по проспекту Ленина. (Иллюстрация проспекта Ленина.) Экскурсовод обращает внимание на здания, мимо которых проезжает автобус. – Поворачиваем налево. Мы едем по улице 50 лет Октября. Остановка кинотеатр «Космос». (Иллюстрации старого и нового зданий кинотеатра «Космос»). Пассажиры (дети) выходят из автобуса. Экскурсовод: Вот так выглядел кинотеатр в 1950 году. Сейчас он преобразился. А какие ещё кинотеатры города Кемерово вы знаете? («Москва», «Юбилейный»). Поехали дальше? Водитель: Следующая остановка Главпочтамт. Экскурсовод: (Иллюстрация зданий Главпочтамта и Площади Советов) Друзья, а какие здания здесь находятся? Правильно, главная почта города и административные здания. Кто работает в этих зданиях? Губернатор Кемеровской Области, администрация, городское управление, депутаты. А кому стоит памятник на главной площади? Правильно, В. И. Ленину. На этой площади проходят ярмарки, спортивные состязания, праздники, важные для жителей города, и самый главный праздник – Парад Победы. О каком празднике я веду речь? Правильно, о Дне победы над фашистской Германией. Водитель: Мы едем по проспекту Советскому. Следующая остановка театр Драмы. (Иллюстрации с изображением театра Драмы и фонтана.) Экскурсовод: Дети, перед нами открылась самая красивая улица Весенняя. Она так называется потому, что здесь посажено очень много цветочных клумб и деревьев. И, когда наступает весна, «улица расцветает». Все преображения города происходят благодаря труду и усердию людей, живущих в этом городе. Я предлагаю вам прослушать песню «Кемерово зёрнышко России», про наш город Кемерово. (Аудиозапись «Кемерово зёрнышко России») 11 1. Город наш мы Родиной зовём, Он богат, красив, уютен, светел Мы живём в краю своём родном Где поют и радуются дети. Припев: Расцветай зеленей Становись красивей Город Кемерово наш! Город Кемерово наш! Золотое зёрнышко России! 2. Расцветают здесь леса, луга Сшиты и сравнимы с высью неба, Рожь, пшеница, уголь, золото, руда Это всё богатства – наша сила. IV. Итог занятия. Воспитатель: Возвращаемся назад в настоящее! Где мы сегодня побывали? Какие улицы проезжали? Как наш город назывался раньше? Как зовут ученого, который нашёл уголь? Как называется самая красивая улица нашего города? Что нам нужно делать, чтобы наш город стал еще чище и краше? Конспект занятия № 2 Тема: «Достопримечательности и памятники города Кемерово» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях. 2. Расширять кругозор детей, развивать любознательность. 3. Активизировать словарь детей новыми словами: «достопримечательность», «локомотив», «машиностроение», «нулевой меридиан». Предварительная работа: беседа о родном городе, рассматривание фотографий. Оборудование: фотографии с достопримечательностями города, руль для водителя. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное и увлекательное путешествие. Но, перед тем как начать, давайте вспомним с вами в какой стране мы живем? (Россия) – А столица нашей страны? (Москва) – Как называется наш край? (Кузбасс) – В каком мы с вами городе живем? (Кемерово) 12 – У всех городов, есть свой возраст, как и у людей, есть свой возраст. Вам сколько лет? (5) А кто знает, сколько лет Кемерово? (95 лет). Да, нашему родному городу 95 лет. Как называют жителей Кемерово? (кемеровчане). Значит мы с вами кемеровчане. Ребята, а Вы любите свой город? (любим). Почему Вы его любите? (красивый, красивая природа, горы, лес, речка, парки, в которых можно играть, гулять; много красивых памятников; он чистый, уютный, родной; здесь живут наши близкие и друзья). – Послушайте стихотворение, посвященное нашему родному городу: Мы с городом вместе растем… И любим все больше его с каждым днем. Широких проспектов вечерний наряд, С подсветкой домов он так радует взгляд. Дома как грибы на «Поляне лесной» Растут, украшая наш город родной. Над Томью мосты как две добрых руки Два берега держат у быстрой реки, А в праздник Победы и свой юбилей Салюты огней отражаются в ней. За эту заботу, за быт и уют, Спасибо всем тем, кто работает тут. Вы любите гулять по нашему городу с мамой и папой? Я вас приглашаю на экскурсию по городу Кемерово. – А на чем мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку: Дом по улице идет На работу всех везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках. – Мы отправимся на автобусе, конечно должен быть и водитель который нас повезет (даём руль ребенку, который отгадал загадку). А пока мы будем ехать, я буду вашим экскурсоводом. – Занимайте свои места в автобусе. И мы отправляемся в путь. (Дети садятся на стульчики). – Мы видим Вокзал. Все гости города приезжают сначала сюда. На привокзальной площади мы видим памятник – Паровоз Л3238. Паровоз серии Л был поставлен на вечную стоянку возле кемеровского вокзала совсем недавно – в середине июня 2006 года. Этот черный гигант изготовлен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции в 1953 году. Когда-то, в 1950-60-х годах, он курсировал по всему Кузбассу, от Юрги до Ленинск-Кузнецкого. Однако технический прогресс заставил «Элку», как и все остальные паровозы, постепенно уступить пути локомотивам на электротяге. Так он оказался на базе запаса эксплуатационного локомотивного депо Топки. Несколько десятилетий он ожидал там своего «звездного часа». И наконец, дождался! Что интересно, до вокзала Кемерово «старик» прикатил своим ходом. После чего два мощных крана водрузили 13 его на обрамленный гранитом постамент. Это были одни из первых паровозов с углеподатчиками – уголь не надо было кидать в топку лопатой. Водили на них и пассажирские, и грузовые поезда, в том числе и тяжеловесные. Едем дальше! – А это что? Гляньте прямо за окном Что за дом блестит стеклом? В нём слонихи и медведи Ездят на велосипеде. Здесь всегда и смех, и крик. И ему названье… .цирк! – Ребята, а кто ходил в Цирк? Что вы там видели? – А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты цирка? Дети: Арена. – А какой она формы? Дети: Круглая. Воспитатель: – Чьи вы выступления видели в цирке? Я сейчас проверю. Я буду читать загадку, а вы должны назвать отгадку Воспитатель: В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся…. Ответ: Клоун. Палочкой помашет – Хищники пляшут. Нахмурит лицо – Лев прыгнет в кольцо. Он что, регулировщик? Нет, это. Ответ: Дрессировщик. Перед вами коробок, Он кладет в него платок. Закрывает. Раз, два, три! Стукнет палочкой, смотри! Открывает коробок. Но куда исчез платок? Ответ: Фокусник – Отправляемся дальше! – Парк победы. Здесь находится памятник великому полководцу маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Он защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны от врагов. – Ребята, дальше мы проезжаем площадь Советов – Главная площадь города Кемерово. Находится перед зданием администрации Кемеровской области. 14 Вокруг площади расположены основные административные учреждения города. – На площади находится памятник В.И. Ленину. Также на площади Советов расположен нулевой меридиан, с которого отсчитываются все расстояния в области. Сейчас это прекрасное место для прогулок с детьми в любое время года. Следующая остановка – Площадь Пушкина. Что мы с вами здесь видим? Кто знает, кому поставлен памятник? А кто такой А. С. Пушкин? Какие произведения он написал? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Сказка о золотой рыбке, Сказка о золотом петушке, Сказка о царе Салтане). – Давайте рассмотрим следующую достопримечательность. Что мы видим? Театр драмы им. Луначарского. На площади перед Драмтеатром проходят парады, посвященные дню Победы, развлекательные мероприятия, различные гуляния и ярмарки. Здесь расположен красивый фонтан, который светится всеми цветами радуги в вечернее время. Вокруг фонтана установлены лавочки для отдыха, разбиты необычайной красоты клумбы и газоны. Кроме того, можно сделать множество прекрасных фотографий на фоне здания Драмтеатра. – Вы любите спектакли смотреть? Сейчас мы с вами посмотрим, какие театры есть ещё в городе Кемерово. Интересное и красивое здание Филармонии – это здание напоминает огромный орган. В нем звучит классическая музыка, голоса лучших певцов нашего времени. Выступает симфонический оркестр города. Музыкальный театр Кузбасса им. Боброва, Театр для детей и молодежи, Театр кукол им. Аркадия Гайдара. – И вот мы подъехали к площади Волкова. Ребята, а давайте сделаем остановку. (Дети встают и подходят к фотографии площади Волкова). – Нашему городу 95 лет, для человека это конечно много, но для города это очень маленький срок и Кемерово считается молодым городом. Раньше за место нашего города стоял поселок Щегловск. В 1721 году рудознатец Михайло Волков обнаружил залежи каменного угля («Горелую гору») на территории будущего Кемерово. Это открытие и дало толчок к промышленному освоению кузнецкого угольного бассейна. Ребята, а давайте прогуляемся по улице Весенней до Вечного огня. К этому памятнику ведет аллея героев, где 36 героев в один из праздников Дня Победы посадили молодые деревца. Находится он на набережной реки Томь, любимейшем месте отдыха кемеровчан. Вечный огонь является символом вечной памяти о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от врагов. В какой праздник около вечного огня бывают почти все жители Кемерово? (9 мая) Следующая остановка – Горсад или «Парк чудес». А знаете ли вы, ребята, что за сезон парк посещает более 1 500 000 человек. Взрослые и дети могут гулять здесь весь день и находить для себя занятие по душе. В парке 15 действуют 30 аттракционов, игровые автоматы, волейбольная и теннисная площадки, тир, 7 кафе, в выходные дни играет духовой оркестр. В парке на каждом шагу можно полакомиться мороженым, отведать вкуснейший шашлык и сахарную вату! – Вы, наверно устали? Я предлагаю вам немножко отдохнуть, покататься на карусели: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Все бегом-бегом-бегом. Тише, тише, не спешите Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра. – Ребята мы с вами прогулялись по нашему городу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. На какой улице находится наш сад? Как называется, а номер? – На сегодня наша экскурсия на этом заканчивается, и я предлагаю вспомнить, где мы с вами сегодня побывали с помощью игры. Я вам раздам картинки достопримечательностей и памятников нашего города, а вы отгадаете, как они называются. Игра «Узнай по фотографии» Дети угадывают и называют достопримечательности г. Кемерово. – Ребята, наш город Кемерово – это наша малая Родина, самое родное место на Земле. Мы все должны гордиться, что живём в таком чудесном месте. Любите свой город, ухаживайте за ним. – Ребята, мы с вами побывали в нескольких памятных и интересных местах, узнали много интересного, поиграли. Но город большой, и нам многое предстоит еще узнать. Я вам обещаю, что очень скоро мы дальше продолжим путешествия. Конспект занятия № 3 Тема: «Символика Кузбасса» Программное содержание: 1. Познакомить детей с символами Кузбасса. 2. Развивать познавательный интерес к истории Кузбасса. 3. Воспитывать уважительное отношение к символике Кузбасса. Материалы: демонстрационный материал: географическая карта Кузбасса, картинки – опоры-символы Кузбасса, запись гимна Кузбасса, наскальные рисунки, портрет Михайло Волкова. Ход занятия: 16 Дети стоят вокруг воспитателя. – Ребята, я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру. Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую! (пальцы левой руки здороваются с пальцами правой руки, постукивая подушечками). – Ребята сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе! А почему мы говорим «малая родина»? (ответы детей). – Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край. – А как по-другому называется Кузбасс? (Кемеровская область). – Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты). Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор. – Ребята, у каждой страны есть свои символы, вот и у нашей области есть свои символы. -Дети, а вы знаете, что такое символы? (Герб, флаг, гимн.) Герб свой у города есть. Глядя на герб, можно много прочесть. На красном и жёлтом фоне красивом Колба по центру – химии символ! Что плодородны наши поля, Колосья на гербе нам говорят. А шестерёнка, веление времени, Расскажет об отрасли машиностроения. И печи доменные с дыханием пламенным Питает кузбасский уголь наш каменный. Герб свой у города нашего есть О городе всё здесь можно прочесть. /О. Г. Зыкова/ – Есть символы России, а есть символы Кузбасса. Для того чтобы узнать, откуда они появились, мы и отправились в путешествие. В далёком прошлом, более 200 лет назад, крепостной Михайло Волков обнаружил залежи каменного угля или по–другому горячий камень. Почему его так называют? (Потому что он горит, им топят печи.) – Правильно, а ещё, им древние люди рисовали на скалах рисунки. По которым мы можем с уверенностью рассказать, чем занимались в древности люди. (Воспитатель показывает ряд наскальных рисунков.) 17 – Что нарисовано на наскальных рисунках? (Охота, быт людей, земледелие.) А давайте, немного поиграем, представим, что мы строим дом. Физкультминутка: На поляне дом стоит, дети изображают «дом» двумя руками, крышу дома – пальцами левой и правой рук, соприкасающимся друг с другом Ну а к дому путь закрыт. правая и левая руки повёрнуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы подняты вверх Мы ворота открываем, дети разворачивают ладони параллельно друг другу В этот домик приглашаем. изображают «дом» двумя руками, крышу дома – пальцами левой и правой рук, соприкасающимися друг с другом – Проходили годы, столетия, край изменился, облагораживался. В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, в очень тяжёлое время для России, было решено создать Кемеровскую область. Нашу область окружают другие области, такие как: Томская, Новосибирская, Алтайский и Красноярский края, республики Алтая и Хакасии (дети рассматривают географическую карту Кузбасса). – Чтобы Кузбасс не путали с другими областями, было решено разработать свою символику. – Так были разработаны флаг, герб, и гимн Кузбасса. – Флаг Кузбасса представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка, во всю ширину флага. В верхней части синей полосы помещается герб. – Герб напоминает по форме французский щит, обрамлённый дубовыми ветвями, скреплёнными орденской лентой. Нижняя часть щита – зелёного цвета. Этот цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. В центре щита – треугольник чёрного цвета, символизирующий угольную промышленность. В центре треугольника находится перекрещённый кузнечный молот и кирка, к вершине треугольника тянутся три пшеничных колоска. – Дети, что символизируют пшеничные колоски? (Эти колоски символизируют важность для Кемеровской области сельского хозяйства.) – Как вы думаете, что символизируют треугольники красного цвета в верхних углах? (Это раскалённый металл.) – А ещё вверху над центром гербового щита изображена корона в виде полной чаши, символ богатства Кузбасса. – Наш гимн – это песня, посвящённая, трудовым подвигам Кузбасса, и поэтому она называется «Рабочая мелодия Кузбасса». (Звучит гимн Кузбассу) 18 А сейчас мне бы хотелось вместе с вами прочитать стихи посвященные Кузбассу. Богата родная Россия, Но прямо скажу без прикрас, Что края любого красивей Наш юный могучий Кузбасс. Привет, родимый Край Кузбасс, мой край любимый. Славен ты трудом И красотой неповторимой. Есть в тебе и горы и леса, И речка Томь течёт так плавно, И птиц, поющих голоса, Нам вечерами слушать славно. Шуршат хлеба, колосья наливая, Народ и шахты уголёк дают. И это все богатство края Здесь люди сильные живут. Застенчивый, с виду суровый, Здесь славною жизнью живет Прямой, хлебосольный, здоровый, Бесстрашный сибирский народ. Ты вечно молод и в работе стоек С годами в зареве огней. Край мой стали, угля и строек. Край мой детства, юности моей. Анализ: – Ребята, вам понравилось путешествие по Кузбассу? – Что такое символика? (Это герб, флаг, гимн). – Кто обнаружил залежи каменного угля? (Залежи угля обнаружил рудознатец Михайло Волков). – Что означает зелёный цвет на щите? (Он символизирует сельское хозяйство). – Что символизирует чёрный треугольник в центре щита? (Этот цвет символизирует угольную промышленность). – Важность чего обозначают три колоска пшеницы? (Эти колоски символизируют важность сельского хозяйства). – Ребята, мы должны знать историю нашего края и гордиться им. Конспект занятия № 4 Тема: «Улица Патриотов» 19 (конструирование) Программное содержание: 1. Формировать интерес к различным зданиям. 2. Упражнять в умении анализировать фронтальную схему конструкции. 3. Развивать воображение. 4. Развивать навыки сотрудничества: распределять работу между собой. Предварительная работа: o Рассматривание фото зданий, которые стоят на улице Патриотов. o Экскурсия с родителями на аллею Патриотов. o Составление схемы построек. o Ведем с детьми рассуждения места постройки на схеме. o Показываю на схеме, а потом его место в группе, чтобы детям было легче находить место своей постройки. Оборудование и материалы: фотографии, слайды, наборы мелкого, строительного материала, форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки. Ход занятия: Столы сдвинуты вместе, дети на ковре вокруг воспитателя Воспитатель: Для чего мы с вами собрались? Дети: Чтобы построить улицу Патриотов Воспитатель: Берите стулья и рассаживайтесь по удобнее… – Все мы с вами любим гулять по улице Патриотов Проводится беседа о городе Воспитатель: Какие здания вы видите на фотографии? Дети: многоэтажные. Воспитатель:Что еще есть на этой улице? Дети: аллея, скамейки, деревья,клумбы. Воспитатель: Давайте разделимся, вы будете строить правую часть улицы, а вы- левую, а потом вместе оформим аллею. Дети строят. Анализ: Воспитатель : ну что, ребята, получилось у нас построить улицу? Дети: да! Воспитатель: что есть на нашей улице? Ответы детей. Воспитатель: Какая красивая и удобная наша улица! Обязательно сходим прогуляться по аллее!

 

Конспект занятия № 8 Тема: «Мой город Кемерово» Программное содержание: 1. Воспитывать у детей любовь к своему родному городу (Кемерово). 2. Закреплять знания о достопримечательностях Кемерово. 3. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге. Материал: фотографии достопримечательностей города Кемерово (площадь Волкова, театральная площадь, Драм театр, цирк , Филармония, гор. сад, памятник героям, памятник шахтерам), запись песни о Кемерово Ход занятия: Дети стоят вокруг воспитателя. В.: Как называется город, в котором вы живете? – А вы хорошо знаете свой родной город? Сейчас узнаем. Давайте совершим путешествие по родному городу. На чем поедем? Давайте на этом веселом трамвайчике поедем. « Заходите не стесняйтесь по местам все размещайтесь» (дети садятся на стулья). – «Дзынь-дзынь! На трамвае ехали. До остановки доехали» – Посмотрите в окно. Что за памятник, кто этот человек? – Это памятник М. Волкова – Да, это памятник М. Волкову. Он открыл главное богатство нашего края – каменный уголь. Фигура рудознатца Волкова – в простой русской одежде, с 25 прижатым к груди куском каменного угля. В виде глыбы каменного угля передал скульптор Г.Н. Баранов и подножия памятника. – Поехали дальше «дзынь- дзынь!» Это что за остановка? Большое здание с колоннами… Фонтан… Что это за площадь? Да, это театральная площадь, а театр _ драматический им. Луначарского. И фонтан непростой, а музыкальный. – Поехали дальше. Что это за здание с куполом? Цирк! – Поехали и куда же мы приехали? Да, это же знаменитый театр Филармония. Что делают в Филармонии? (слушают музыку) слушают выступления оркестров, музыкантов, концерты артистов. В нашем городе есть орган – это такой огромный музыкальный инструмент из больших и маленьких трубочек. Давайте и мы послушаем, как артисты исполняют песню о нашем городе Кемерово (слушание песни о городе) – Все кемеровчане любят свой город. А отдыхать ходят в городской сад – Парк чудес. Есть ещё место отдыха – Парк Антошка, Комсомольский парк – А что это за парк? поедем туда? Согласны? Какие аттракционы вам нравятся? – Ну, ребята выходи! Чудо ждет вас впереди! Посмотрите что за чудо! Карусели здесь повсюду. Выбирай, не ленись, в карусели прокатись! (Проводится игра «Карусель») – Городской сад находится на берегу какой реки? (Томь) Давайте погуляем по набережной. Здесь очень красива: река, остров. – От набережной берет самая красивая улица – Весенняя. Здесь находится памятник мемориал воинам – Кузбассовцам, павшим в годы ВОВ (скульптур: А. Щербаков; архитектор: Н.Ковальчук) здесь по традиции проходит торжественное празднование Дня Победы. У подножия памятника день и ночь горит Вечный Огонь Славы, и зимой и летом лежат гирлянды живых цветов. В: Но не только воинов героев помнят и чтят наши кузбассовцы. Но славят и тружеников мамой трудной профессии – шахтёров. Что делают шахтеры? – В честь людей этой профессии в городе Кемерово на самом видном месте, на Красной горке установлен памятник шахтерам. Если переедем на правый берег по мосту, мы сразу увидим этот памятник. Вот он (показ фото). Его установили 2004г., в день шахтера. А сейчас мы снова отправимся на трамвайчике. «Дзынь-дзынь» – Ехали мы ехали в детский сад приехали. Вот и закончилось наше путешествие по городу, в котором мы живем. Вот и наш любимый детский сад встречайте нас песней (любая песня по выбору). Конспект занятия № 9 Тема: «Шахтерский труд» (виртуальная экскурсия в шахту) 26 Программное содержание: 1. Уточнить знания детей о труде шахтеров, о прохождении угля от добычи до потребления людей. 2. Учить детей отличать уголь от других пород. 3. Обогащать словарный запас детей (гроз, проходчик, лава, штреки, забои, вагонетка, клеть, на-гора). 4. Воспитывать уважение и гордость за труд взрослых, шахтерский край. Предварительная работа: рассматривание подборке иллюстраций по данной теме, беседы о Кузбасском крае и шахтерском труде. Материал к занятию: мультимедийный проектор, картинки с изображением Кузнецкого края, профессий шахтеров, шахт, транспорта, инструментов, коллекция минералов. Ход занятия: Воспитатель: Почему наш край называется шахтерским? Зачем нужен уголь? Где его добывают? Смотрите, вот несколько камешков: белые, розовые, серые, черные. Найдите среди них знакомые вам камни (дети находят кусочки угля). Ваше внимание привлек камешек, который называется черным золотом. Это уголь. А вы знаете, как добывают уголь? (ответы детей). Воспитатель: Добывать уголь очень трудно. Послушайте стихотворение: Я черный уголь, Я хитер Не возьмешь меня шахтер! Ты на верху Я – в глубине Как ты спустишься ко мне? Шахтер ответил: Ты хитер, И я хитер Тебя добуду – шахту строить буду! – Посмотрите дети на картинки. – С начало шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Потом по колодцу – стволу движется подъемная машина. Воспитатель: Это клеть, она опускает и поднимает шахтеров из шахты. Называется она так потому, что у нее стены из железных решеток. Когда шахтеры зайдут в клеть, машинист подъема нажимает на кнопку, большое колесо крутится, и клеть с ветром летит вверх или вниз, только и видно, как лампочки на касках шахтеров мелькают. – На что же похожа шахта? На большой город, в котором легко заблудиться, потому, что там находится много улиц и переулков и все они похожи друг на друга. – Как же называются улицы и переулки в этом городе? 27 Улицы называются – штреки, а переулки – забои. Сильным и смелым людям шахтерам добывать уголь помогают машины. Машины на помощь шахтеру Ползут, грохоча и пыля И, словно под тяжестью танка Дрожит под комбайном земля. Машины вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее, вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и выкидывает. -А знаете, как уголь поступает на гора? Он течет лавой по самоходной дорожке из угольного переулка – забоя к угольной улице – штреку, потом попадает в вагонетку, которые тянет электровоз. Управляет электровозом машинист. Электровоз отвозит вагончики с углем к подъемной машине, высыпает в огромный железный ящик – бункер и так же по стволу, как и шахтеров, в железном ящике поднимает его на-гора. – Куда же уголь поступает дальше? Уголь движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Затем уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей страны. Каждый день, днем и ночью, шахтеры спускаются в шахту и стараются добыть, как можно больше угля. – Что же значит для нас черный уголь? (ответы детей) Воспитатель: Да, тепло в квартирах. Нужен уголь для специальных печей в которых плавят сталь. Я расскажу вам о чудесных превращениях угля. – Какого цвета уголь? (Ответы детей) Каждому известно уголь черный. А таблетки, которые вам дают от простуды, например аспирин белые как снег. – Разве уголь похож на снег? (ответы детей) А ведь аспирин и другие лекарства делают из угля. Уголь черный, а из него получают разноцветные краски. Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и даже сиропы для конфет и пирожных. Из угля делают удобрения, которые помогают земле, чтобы лучше росли фрукты, овощи и хлеб. Из угля делают бензин для машин, что только не делают из угля можно рассказывать очень долго. Добывая угль в шахте, работа шахтеров и опасна и трудна. Много трудностей бывает на пути в забое. Может скопиться под землей опасный газ – «метан» горючий и ядовитый. Может прорваться вода и затопить все проспекты, улицы и переулки. Чтобы этого не случилось за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок и подъемников, диспетчера. Анализ занятия: Воспитатель: И так мы с вами сегодня узнали, что уголь добывают где? Дети: На шахтах. Воспитатель: Что представляет из себя шахта? 28 Дети: Большой город с улицами, проспектами и переулками. Воспитатель: Кто работает на шахте и кто им помогает? Ответы детей. Воспитатель: А зачем людям нужен уголь и что из него производят? Ответы детей. Воспитатель: Чем славиться наш Кузнецкий край? Ответы детей. Конспект занятия № 10 Тема: «История создания музея – заповедника Красная горка» Программное содержание: 1. Обобщить представлений детей о достопримечательностях и экспонатах музея заповедника «Красная горка». 2. Показать роль музеев в нашей жизни. 3. На конкретных примерах раскрыть необходимость культурной преемственности через посещение музеев. 4. Закрепить практические знания о правилах поведения в музее. 5. Воспитывать нравственную культуру, доброжелательность, внимание к людям. 6. Развивать познавательный интерес к изучению родного города. 7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоциональноценностное отношение к раю. Предварительная работа: совместная экскурсия детей и родителей в музей заповедник «Красная горка», выполнение рисунков по итогам экскурсии. Материалы: фотографии музея и экспонатов «Красной горки». Ход занятия: Воспитатель: Сегодня предлагаю вам посетить одно замечательное место. В одном из них мы уже бывали. Попробуйте догадаться, что это за место: там необходимо соблюдать тишину, не трогать руками предметы и внимательно слушать. Не догадались? Тогда я вам подскажу: Пройдет и сто, и двести лет, И триста лет пройдет, Но каждый снимок и портрет Любую вещь, любой предмет Здесь сохранит народ. (С.Михалков) Воспитатель: Так куда мы с вами сегодня отправимся? (В музей). – Молодцы! Назовите, какой музей мы уже успели посетить? (ответы детей). – А как вы можете объяснить своими словами, что же такое музей? (ответы детей) 29 – Подведем итог вашим определениям, что же это такое: В музеях хранится вещественно память, Которую можно тихонько потрогать, Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам, Былого величия мизерным крохам. Ночами экскурсии водит здесь время, Стуча очень тихо, пред прошлым робея. Храня тишину и ее экспонаты, Молчат приведения, злобно кудлаты. Воспитатель: Музей – это уникальная возможность сохранить и поделиться с потомками самым важным. Это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Я вам сейчас расскажу одну историю, а вы внимательно послушаете. Это история о том как, где и когда создавался музей «Красная горка». Музей-заповедник “Красная Горка” дата основания – 01.09.1991г. дата открытия – 25.08.2001, создан на территории бывшего Кемеровского угольного рудника с целью сохранения уникальных памятников горнопромышленного наследия, составляющих единый ландшафтноградостроительный комплекс, сформировавшийся здесь в первой трети XX века. Промышленное развитие Кузбасса происходило с участием Кабинета Его Императорского Величества, Акционерного общество Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз), Автономной индустриальной колонии “Кузбасс” (международного промышленного предприятия). Этим обусловлена архитектурная многогранность памятников промышленной, гражданской архитектуры, жилищного строительства. Основное ядро комплекса расположено на берегу реки Томи и включает в себя: – Горелую гору – место открытия каменного угля в Кузбассе в 1721 г.; остатки одной из первых шахт рудника; – каменную пристань; – опоры подвесной канатной дороги, перевозившей уголь через реку; – здание Главной конторы рудника; – жилой дом управляющего, рудничный поселок со школой и баней. Сохранилась планировочная структура и ландшафт промышленной зоны, а памятники находятся в своем естественном природном окружении. К настоящему времени музеефицирован только один памятник – Дом управляющего Кемеровским рудником, в котором расположен музейзаповедник “Красная Горка”. Перспективным направлением развития музея является дальнейшая музеефикация памятников, создание Музея угля Кузбасса и превращение территории бывшего рудника в культурно-познавательный и туристический объект. 30 Здание(я): Музей-заповедник расположен в здании, построенном Акционерным обществом Копикуз в 1916-17 гг. в качестве жилого дома для Управляющего Кемеровским рудником. Здание облицовано “диким камнем”, как в то время называли необработанный песчаник неправильной формы. Использование природного камня во всех постройках Копикуза объяснялось отсутствием здесь в то время других строительных материалов. В период деятельности АИК “Кузбасс” здание было общежитием, в котором жил Главный директор колонии Себальд Рутгерс и несколько специалистов. Впоследствии, до передачи здания музею, в нем размещались различные организации. В настоящее время Дом управляющего внесен в реестр памятников истории и архитектуры регионального значения. Он является самым старым жилым домом в городе. – А знаете ли вы, ребята, какие правила поведения нужно соблюдать в музее? (ответы детей). Подведем итог. (Приложение) Анализ занятия: – Где мы сегодня побывали? Что вам особенно запомнилось? (ответы детей) – Для чего же нужно посещать музеи? (ответы детей) – Молодцы, как вы хорошо все запомнили. А напоследок послушайте стихотворение: Хорошо, что есть музеи. Значит, нить времён не прервалась. Значит, вместе все-таки сумеем С прошлым удержать незримо связь. Ты в музей пришёл не просто гостем, Память сердца здесь ты оживи. Может, станет хоть немного проще Нам понять сегодняшние дни. Прикоснись к чужой судьбе и жизни, Подвигам отцов ты поклонись. Так же научись служить Отчизне, Чтоб прожить достойно свою жизнь! Пусть в музей тропа не зарастает, Пусть мужает наша детвора, Пусть быстрее каждый осознает: Завтра вырастает из вчера. Конспект занятия № 11 Тема: «Освоение космоса» Программное содержание: 1. Познакомить детей с российским праздником – Днем космонавтики, героями космоса. 2. Познакомить с биографией летчика-космонавта Алексея Леонова. 3. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе. 31 4. Развивать внимание, память, наблюдательность. 5. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей. 6. Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине. 7. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, космонавтах. Материалы и оборудование: портреты космонавтов: Ю. Гагарина, В. Терешковой, С. Савицкой, А. Леонова и других, иллюстрации с видами космоса. Ход занятия: Дети стоят вокруг ковра Игра «Собрались все дети в круг» Собрались все дети в круг – Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и хором произносят слова). – С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек. – Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? (ответы детей) – 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Он совершил полет на борту ракеты-носителя «Восток», запущенной с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился на землю. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом и сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать, так как они улетают. Первый космический полёт вызвал огромный интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником – Днём космонавтики. Этот праздник мы до сих пор празднуем каждый год. – Ребята, в космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова. А еще, ребята, есть женщина- 32 космонавт, которая дважды летала в космос. Это Светлана Евгеньевна Савицкая. В 1982 году в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». В 1984 году в качестве бортинженера совершила полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос. – А сейчас немного отдохнем. Физкультминутка: В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх) А внизу леса, поля – (Наклониться) Расстилается земля. (Руки развести в стороны). Ждут нас быстрые ракеты, Для прогулок по планетам. (На месте маршируем.) На какую захотим, (поворот в право, рука прямо) На, такую полетим! (поворот в лево, рука прямо) Но у нас один секрет – Опоздавшим – места нет! – Ребята, а вы знаете космонавта, который вышел первым в открытый космос? Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, был Алексей Леонов. (Просмотр портрета Алексея Леонова) – Алексей Леонов наш с вами земляк. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (ныне Тисульского района Кемеровской области), был восьмым ребёнком в семье. В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией. – За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». -Ребята, каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество. Ленивый – трудолюбивый 33 Злой – добрый Слабый – сильный Медлительный – быстрый Неряшливый – аккуратный Грустный – веселый Нервный – спокойный Старый – молодой Трусливый – смелый Неуклюжий — ловкий Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. – Ребята вы все молодцы! А теперь мне бы хотелось услышать, что вам понравилось и запомнилось в сегодняшнем рассказе о космосе и космонавтах. Анализ: – Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? – Что нового узнали на занятии? – Как звали первого космонавта совершившего полет в космос? – Когда отмечается «День космонавтики»? – Хотели бы еще больше узнать о космосе и космонавтах? – А откуда мы можем об этом узнать

 

Край в котором мы живем.
Пролистать наверх