Нейропсихологические методы профилактики дисграфии 

автор: Наумова Екатерина Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ “ДС № 24 “Родничок” г. Норильск

Нейропсихологические методы профилактики дисграфии

 

 

Нейропсихологические методы профилактики дисграфии

 у старших дошкольников в условиях логопедического пункта детского сада.

Е. С. Наумова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок».

 

Нейропсихологический анализ синдромов трудностей обучения письму выделяет три вида дисграфии: регуляторную, акустико-кинестетическую, зрительно-пространственную. Эти виды нарушений письма должны рассматриваться в соответствующих нейропсихологических синдромах, связанных со слабостью функций блоков мозга, а также гностических левополушарных и правополушарных (холистических) функций.

Различаются три основных синдрома парциального отставания в развитии высших психических функций, в которых наблюдаются трудности письма и письменной речи.

  1. Синдром слабости функций III блока мозга.

Он связан с отставанием в развитии функций программирования и контроля произвольных действий и функций серийной организации движений и речи. При этом синдроме наблюдается регуляторная дисграфия.

Для регуляторной дисграфии характерны ошибки, связанные с инертностью, упрощением или искажением программы написания:

  • Пропуск или вставка букв и их элементов, слогов, слов.
  • Инертное повторение (персеверация)предшествующих элементов букв, букв, слогов и слов. Например, ледоход – ледоходох.
  • Антиципация (предвосхищение)последующих букв или слогов. Например, на ветках – ва ветках, ребята – рябята.
  • Контаминация («слипание») двух слов. Например, на ели лежит – на елижит. •Ошибки языкового анализа (отсутствие прописной буквы в начале предложения, реже – пропуск точек в его конце, слитное написание слов с предлогами).
  • Орфографические ошибки из-за проблем распределения внимания на орфограмму и само письмо (даже непосредственное перед письмом повторение простейших правил, например, о прописной букве при написании имен, может не приводить к их соблюдению.
  1. Синдром слабости левополушарных функций II блока мозга.

Он связан с отставанием в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации. В школьном возрасте обычно отмечается акустико-кинестетическая дисграфия.

Ошибки СЛУХОВОГО выбора, т. е. смешение и замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких б – п, з – с, рь – р, например, попадались – пободались, на зорьке – на сорке, тепло – дебпло.

Ошибки КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО выбора. Они могут проявляться в трудностях дифференциации не только артикулем, но и графических движений, необходимых для написания буквы: – Смешение звуков, близких по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н). Например, написание протязный вместо протяжный, кополь вместо тополь, толоса вместо полоса. – Смешение букв, близких по написанию (у —и, щ – ш, ж – х) : луса вместо лиса, харко вместо жарко. • Смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов). Например, ветер – ветел, теплая – цепля

  1. Синдром слабости правополушарных функций мозга.

Он связан с отставанием в развитии холистической стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. В письме – зрительно-пространственная дисграфия.

  • Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).
  • Трудности удержания строки.
  • Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова

. •Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.

  • Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
  • Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).
  • Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных.
  • Фонетическое письмо (ручьи – ручйи, шоссе – шесе).
  • Нарушение порядка букв в словах.
  • Слитное написание нескольких слов.

Причинами данных синдромов являются неблагоприятные условия внутриутробного развития, перинатальные и постнатальные повреждения ЦНС. Поэтому вопросами профилактики дисграфии необходимо заниматься задолго до поступления в школу. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях логопедического пункта детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Учитывая, что основные направления логопедической работы являются профилактикой акустико-кинестетической дисграфии, а по остальным видам работа ведется не планомерно, есть необходимость обратить большее внимание на профилактику зрительно-пространственной дисграфии.

Работупо профилактике зрительно-пространственной дисграфии необходимо начинать с первых занятий, включая задачи в коррекционные занятия по формированию лексика – грамматических категорий. Коррекционную работу проводить по следующим направлениям:

  • Формирование зрительного восприятия и зрительного гнозиса;
  • Формирование пространственного восприятия и представлений;
  • Вербализация зрительно – пространственных отношений;

Для реализации поставленных задач используются игры и упражнения, рекомендованные А. В. Семенович в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Формирование зрительного восприятия

«Разрезные картинки», «Выбор недостающего фрагмента изображения», «Чего здесь не хватает?», « Дорисуй предмет до целого», «Зашумленные и наложенные картинки», «Что здесь изображено?», «Что перепутал художник?», «Лабиринты», «Найди все предметы», «Подбери по форме, цвету», «Расставь по реальной величине».

Для формирования зрительного восприятия используются следующие приемы:

-демонстрация реальных объектов; цветных плоскостных изображений, узнавание силуэтных, контурных, зашумленных, наложенных и незаконченных рисунков. Сюжет игр, картин подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой, что способствует вербализации зрительно-пространственных отношений и развитию словаря по данной теме. Задания к играм подбираются в соответствии с поставленными грамматическими задачами.

 «Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела»

Следующим направлением профилактики зрительно-пространственной дисграфии является формирование пространственного восприятия и варбализация пространственных понятий.

Данное направление осуществляется поэтапно и включает в себя три вида дифференцировок:

  1. ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей собственного тела человека или игрушки расположенного напротив;
  2. ориентировка в окружающем пространстве;
  3. ориентация на листе бумаги.

Основным условием при усвоении пространственных понятий является связывание направлений с определенным движением, например правую руку поднять «вверх»«вперед»«назад», опустить «вниз». Ориентировка в собственном теле проходит также и по вертикальной оси, одновременно закрепляются понятия «выше»«ниже»«под»«над»«между».

После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Предлагаются следующие упражнения«Что находится справа от меня?», «Повернись направо, повернись налево»«Кто где стоит?», «Диспетчер и самолет»«Робот»«Моя комната», «Капризный фотограф»«Где же я сижу?», «Собираем урожай» и другие.

 

Нейропсихологические методы профилактики дисграфии 
Пролистать наверх