автор: Наумова Екатерина Сергеевна
учитель-логопед МБДОУ “ДС № 24 “Родничок” г. Норильск
Нейропсихологические методы профилактики дисграфии
Нейропсихологические методы профилактики дисграфии
у старших дошкольников в условиях логопедического пункта детского сада.
Е. С. Наумова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок».
Нейропсихологический анализ синдромов трудностей обучения письму выделяет три вида дисграфии: регуляторную, акустико-кинестетическую, зрительно-пространственную. Эти виды нарушений письма должны рассматриваться в соответствующих нейропсихологических синдромах, связанных со слабостью функций блоков мозга, а также гностических левополушарных и правополушарных (холистических) функций.
Различаются три основных синдрома парциального отставания в развитии высших психических функций, в которых наблюдаются трудности письма и письменной речи.
- Синдром слабости функций III блока мозга.
Он связан с отставанием в развитии функций программирования и контроля произвольных действий и функций серийной организации движений и речи. При этом синдроме наблюдается регуляторная дисграфия.
Для регуляторной дисграфии характерны ошибки, связанные с инертностью, упрощением или искажением программы написания:
- Пропуск или вставка букв и их элементов, слогов, слов.
- Инертное повторение (персеверация)предшествующих элементов букв, букв, слогов и слов. Например, ледоход – ледоходох.
- Антиципация (предвосхищение)последующих букв или слогов. Например, на ветках – ва ветках, ребята – рябята.
- Контаминация («слипание») двух слов. Например, на ели лежит – на елижит. •Ошибки языкового анализа (отсутствие прописной буквы в начале предложения, реже – пропуск точек в его конце, слитное написание слов с предлогами).
- Орфографические ошибки из-за проблем распределения внимания на орфограмму и само письмо (даже непосредственное перед письмом повторение простейших правил, например, о прописной букве при написании имен, может не приводить к их соблюдению.
- Синдром слабости левополушарных функций II блока мозга.
Он связан с отставанием в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации. В школьном возрасте обычно отмечается акустико-кинестетическая дисграфия.
Ошибки СЛУХОВОГО выбора, т. е. смешение и замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких б – п, з – с, рь – р, например, попадались – пободались, на зорьке – на сорке, тепло – дебпло.
Ошибки КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО выбора. Они могут проявляться в трудностях дифференциации не только артикулем, но и графических движений, необходимых для написания буквы: – Смешение звуков, близких по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н). Например, написание протязный вместо протяжный, кополь вместо тополь, толоса вместо полоса. – Смешение букв, близких по написанию (у —и, щ – ш, ж – х) : луса вместо лиса, харко вместо жарко. • Смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов). Например, ветер – ветел, теплая – цепля
- Синдром слабости правополушарных функций мозга.
Он связан с отставанием в развитии холистической стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. В письме – зрительно-пространственная дисграфия.
- Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).
- Трудности удержания строки.
- Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова
. •Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.
- Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
- Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).
- Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных.
- Фонетическое письмо (ручьи – ручйи, шоссе – шесе).
- Нарушение порядка букв в словах.
- Слитное написание нескольких слов.
Причинами данных синдромов являются неблагоприятные условия внутриутробного развития, перинатальные и постнатальные повреждения ЦНС. Поэтому вопросами профилактики дисграфии необходимо заниматься задолго до поступления в школу. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях логопедического пункта детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Учитывая, что основные направления логопедической работы являются профилактикой акустико-кинестетической дисграфии, а по остальным видам работа ведется не планомерно, есть необходимость обратить большее внимание на профилактику зрительно-пространственной дисграфии.
Работупо профилактике зрительно-пространственной дисграфии необходимо начинать с первых занятий, включая задачи в коррекционные занятия по формированию лексика – грамматических категорий. Коррекционную работу проводить по следующим направлениям:
- Формирование зрительного восприятия и зрительного гнозиса;
- Формирование пространственного восприятия и представлений;
- Вербализация зрительно – пространственных отношений;
Для реализации поставленных задач используются игры и упражнения, рекомендованные А. В. Семенович в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».
Формирование зрительного восприятия
«Разрезные картинки», «Выбор недостающего фрагмента изображения», «Чего здесь не хватает?», « Дорисуй предмет до целого», «Зашумленные и наложенные картинки», «Что здесь изображено?», «Что перепутал художник?», «Лабиринты», «Найди все предметы», «Подбери по форме, цвету», «Расставь по реальной величине».
Для формирования зрительного восприятия используются следующие приемы:
-демонстрация реальных объектов; цветных плоскостных изображений, узнавание силуэтных, контурных, зашумленных, наложенных и незаконченных рисунков. Сюжет игр, картин подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой, что способствует вербализации зрительно-пространственных отношений и развитию словаря по данной теме. Задания к играм подбираются в соответствии с поставленными грамматическими задачами.
«Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела»
Следующим направлением профилактики зрительно-пространственной дисграфии является формирование пространственного восприятия и варбализация пространственных понятий.
Данное направление осуществляется поэтапно и включает в себя три вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей собственного тела человека или игрушки расположенного напротив;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- ориентация на листе бумаги.
Основным условием при усвоении пространственных понятий является связывание направлений с определенным движением, например правую руку поднять «вверх», «вперед», «назад», опустить «вниз». Ориентировка в собственном теле проходит также и по вертикальной оси, одновременно закрепляются понятия «выше», «ниже», «под», «над», «между».
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Предлагаются следующие упражнения: «Что находится справа от меня?», «Повернись направо, повернись налево». «Кто где стоит?», «Диспетчер и самолет», «Робот», «Моя комната», «Капризный фотограф», «Где же я сижу?», «Собираем урожай» и другие.