Развитие артикуляционного праксиса у дошкольников.

Автор: Наумова Екатерина Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ “ДС № 24 “Родничок” г. Норильск

Развитие артикуляционного праксиса у дошкольников.

Развитие артикуляционного праксиса у дошкольников.

    Праксис – это практическое, произвольное действие. Выделяют два вида праксиса: кинестетический (чувственный) и кинетический (двигательный). Артикуляционный праксис – это способность произносить звуки речи и их комбинации (слова). Выделяют два вида артикуляционного праксиса – афферентный и эфферентный.

Выделяют два вида артикуляционного праксиса: 

Афферентный артикуляционный праксис. Способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (кинестезии или артикулемы). 

Эфферентный артикуляционный праксис. Возможность воспроизводить серии артикуляционных укладов. Особенностью здесь является в переключении от одной артикулемы к другой. 

Речедвигательный анализатор начинает функционировать одновременно с началом становления общих моторных функций. Постепенность перехода от простых артикуляторных комплексов к сложным связано с поэтапным созреванием моторных систем мозга. Физиологические исследования свидетельствуют, что речевая деятельность является высшей формой развития произвольных движений и представляет собой условнорефлекторный моторный акт, подчиняющийся тем же законам, что и локомоторные функции. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин – речедвигательный центр Брока, 44-е, 45-е, 46-е поля Бродмана.

Для произнесения звуков требуется скоординированная работа речевого аппарата, которая осуществляется мышцами языка, губ, мягкого неба, щек, а также мимической и жевательной мускулатурой, т. е. органами артикуляции, строение и подвижность которых является одним из условий нормальной речевой деятельности. В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков.

   Основная форма работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, возможны также подгрупповые. Цель, задачи, методы, приемы, средства для коррекции звукопроизношения подбираются исходя из нарушения, а также личностных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка и его компенсаторные возможности.    Применение традиционно логопедических методов совместно с нейропсихологическими методами позволяют увидеть положительные результаты проводимой коррекционной деятельности.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.

 

Развитие артикуляционного праксиса у дошкольников.
Пролистать наверх