Мастер-класс «Играя развиваем речь» в рамках сетевого проекта «В королевстве Риторики»

автор: Неманова Елена Васильевна

педагог дополнительного образования МУ ДО “Центр детского творчества”

Ленинского района г. Саратова

Мастер-класс «Играя развиваем речь» в рамках сетевого проекта «В королевстве Риторики»

Цель: познакомить учащихся с артикуляционной гимнастикой.

Задачи: 1.Обучить учащихся упражнениям артикуляционной гимнастики.

2.Развить движения артикуляционного аппарата.

3.Воспитать любовь к чистой речи, трудолюбию.

Материально-техническое оснащение : картинки артикуляционной гимнастики, буклеты.

Дата проведения: 15 марта, ЦДТ ,к.№35.

Участники: учащиеся школы №103.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, ребята!  Тема моего мастер-класса звучит так: »Играя развиваем речь». Что нужно  человеку для появления у него речи (язык, губы, зубы).Молодцы. Какой орган отвечает за чистую и красивую речь .Правильно, это язык. Язык-главная мышца органов речи. И для него существует гимнастика .Она называется артикуляционная и  является основой формирования звуков речи. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов речевого аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба. Артикуляционная гимнастика –это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Сегодня разучим  артикуляционную гимнастику вместе с вами. Я показываю, а вы выполняете.

Упражнения для губ:

  1. Улыбка – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка) – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик – губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор) – зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок – чередование положений губ.

Статические упражнения для языка.

  1. Окошечко – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. Лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. Чашечка – рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. Иголочка – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. Горка (Киска сердится) – рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. Желобок – язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. Грибок – рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

  1. Часики (Маятник) – рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. Змейка – рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  3. Качели – рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. Футбол (Спрячь орешки) – рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. Чистка зубов – рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.
  6. Лошадка – присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  7. Гармошка – рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  8. Маляр – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  9. Вкусное варенье – рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  10. Барабан – произносим «Д, д, д, …Стучим языком за верхними зубами с силой ».
  11. Индюк – приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

12.Катушка – улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.

Предлагаю вам закрепить полученные знания и немного поиграть. Игра называется «Изобрази правильно». Вы выбираете картинки и показываете упражнения,  глядя в зеркало (игра повторяется несколько раз). Молодцы. Заканчивая мастер-класс вручаю вам памятку «Артикуляционная гимнастика», которая поможет вам овладению чистой и красивой речью.

Что нового для себя узнали, что понравилось. Спасибо за внимание.

Мастер-класс «Играя развиваем речь» в рамках сетевого проекта «В королевстве Риторики»
Пролистать наверх