Путь к успеху музыкально-одаренных детей на занятиях эстрадным вокалом.

Автор: Николаева Ирина Геннадьевна

педагог дополнительного образования МБУДО “Центр внешкольной работы” город Муром, Владимирская область

Путь к успеху музыкально-одаренных детей на занятиях эстрадным вокалом.

Николаева Ирина Геннадьевна,

 педагог дополнительного образования,

 МБУДО «Центр внешкольной работы», 

                                                Владимирская область г. Муром

Аннотация: в статье выделены основные направления работы по развитию музыкальной одаренности детей на занятиях по эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования; выдвинуты требования к поведению и деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми; проанализированы формы работы с одарёнными детьми по предмету «Эстрадный вокал». 

Путь к успеху музыкально-одаренных детей 

на занятиях эстрадным вокалом

                                                    

Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. В развитии музыкальности детей огромное значение имеет природная музыкальная одарённость. Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло. Работа с одарёнными детьми ведётся по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет и имеет личностно-ориентированную направленность. Необходимой составляющей в работе с одаренными детьми является развитие высокого уровня музыкальных способностей: эмоциональный отклик на музыку -способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки;
музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма – способность активно – двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

      Создание доброжелательной атмосферы в коллективе.

Творческая активность учащегося проявляется через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. 

Педагог должен уметь увидеть проявления музыкальной одаренности ребенка, знать его особенности и способности. Чтобы развить музыкальную одаренность в процессе обучения педагогу нужно постараться сделать занятия оживленными, яркими, находить повод к одобрению и поощрению стремлений детей к музыкальным занятиям. Естественное желание каждого педагога сделать одаренного ребенка успешным достигается, прежде всего, глубоким знанием его интересов, проблем и желаний. В совместной деятельности с ребенком педагогу нужно быть равноправным партнером, уметь вовремя проявить эмоциональную поддержку, создать доброжелательные и доверительные отношения, проявлять внимание к успехам и неудачам, настроить на высокие достижения результата. Одна из основных задач занятий по вокалу: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный тонус учащихся. Вот лишь некоторые правила для педагога по проведению занятий с одаренными детьми. Необходимо описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые понравились. Выражать удивление и восхищение всем, что ребенок говорит и делает. Проявлять внимание к настроению ребенка. В каждом занятии находить что-то позитивное и называть эти достижения вслух. На музыкальных занятиях очень важна улыбка педагога и улыбка ребенка. «Улыбкотерапия» поднимает настроение, улучшает показатели здоровья. В эстрадном вокале есть такой прием- пение «на улыбке». Этот прием развивает правильную мускулатуру лицевых мышц. Если ребенок поет и улыбается, то звук становится светлым, чистым, свободным. Уходят негативные эмоции. Такое пение является необходимым для выступления в качестве певца. Доброе слово, улыбка педагога, эмоциональный настрой, спокойная окраска голоса, доверительный стиль общения- все это создает благоприятную атмосферу на занятиях. 

 Мотивация. И еще один неотъемлемый компонент успешного развития музыкальной одаренности – повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребенка, направленную на достижение результата. Необходимо подбадривать, поддерживать, хвалить детей, даже за самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия. Мотивацией также является артистизм самого педагога: его речь, наличие разнообразных интонаций в голосе, выразительная мимика. Зачастую оживление учителя переходит к его ученику, и ученик, в свою очередь, старается найти в себе силы для получения дальнейших знаний. Необходимо требовательно и целенаправленно находить и варьировать учебный материал, подбирать репертуар, учитывая возрастные и психофизиологические, индивидуальные особенности ребенка, заботясь о его здоровье и психологическом комфорте во время занятий эстрадным вокалом. Исполнительский репертуар должен быть интересен, ярок и отвечать высоким нравственным идеалам. Обучая ребенка, важно сохранить его высокую самооценку, подчеркнуть, что вы уважаете его личность и стремление к росту, укрепить его уверенность в том, что он «хороший», «успешный». Стремление ребенка, осознание возможностей, уверенная позиция и успех-важные условия реализации мотивации.

     Индивидуальный образовательный маршрут. Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одаренными детьми. Работа по ИОМ требует от педагога серьезной, кропотливой предварительной работы. Необходимо внимательно изучить имеющий у ребенка уровень музыкальной одаренности, поставить цели и задачи дальнейшего роста, обеспечить формирование и реализации потребности одаренного ребенка. Не нужно сдерживать инициативу ребенка, желательно приучить его к самостоятельному выполнению полученного задания. В ИОМ также проводятся занятия со специалистами других искусств: руководителем театральной студии(создание сценического образа),хореографом(работа над сценическим движением).Для предпрофессиональной подготовки, профессионального самоопределения одаренного ребенка применяется технология портфолио результата. Эта технология тесно связана с желанием и стремлением ребенка овладеть знаниями и приобрести навыки на более высоком уровне, которые должны пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Обучая ребенка, нужно делать упор на его сильные стороны, искать такой подход, при котором ребенок смог бы самостоятельно добиваться положительного результата и с желанием идти к поставленной цели. Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, мы предоставляем ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. 

             Работа с семьей. В процессе воспитания таланта очень важную роль играет семья, ее поддержка, забота, понимание. Обязательно нужно проводить постоянный диалог с родителями, беседы, консультации, рассказывать об успехах и неудачах, объяснять, чтобы родители ни в коем случае не ставили перед ребенком завышенных планов. Также можно создать группу родителей в социальных сетях. Неоценимую помощь семья оказывает в подготовке к конкурсам вокального искусства и концертным выступлениям (пошив сценических костюмов, приобретение необходимого реквизита, дополнительные вокальные занятия, доставка детей к месту проведения конкурса, концерта). В течении учебного года три раза проводятся отчетные концерты для родителей, в которых наглядно представлены достижения детей.

       Участие в конкурсах. В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно-ориентированного подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение эстрадному вокалу обеспечивало и развивало в каждом одаренном ученике чувство «успешности». Психологи утверждают, что такие педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребенка, который втайне мечтает о славе певца-исполнителя. Высокопрофессиональный певец-это человек, разносторонне развитый, обладающий целым комплексом талантов, знаний, умений. Недостаточно только превосходно петь, нужно суметь сделать шоу, заинтересовать зрителя, а для этого придется поработать и головой, и связками, и всем телом. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что ребенок демонстрирует небывалое вдохновение. Чувство победы позволяет ему пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы. Участие в конкурсах ставит перед учащимися конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании. Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет жизненный опыт, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе поддержки одарённых детей наряду с их привлечением к активной концертной деятельности. Для многих одаренных детей выход на большую аудиторию и тем более на сцену- большой стресс. Для удачного выступления в концерте или на вокальном конкурсе, педагогу необходимо научить ребенка находиться в состоянии оптимальной концертной готовности. Это состояние будем рассматривать по трем важнейшим параметрам: физическому, эмоциональному и умственному. При хорошем физическом самочувствии возникает ощущение «здоровья», полноты сил во всем организме. Это дает заряд бодрости, хорошего настроения, выносливости, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно влияет на протекание умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, памяти, мышления. Эмоциональный и умственный компоненты подготовки представляют собой психологическую подготовку. Для повышения психологической устойчивости певца во время публичного выступления можно воспользоваться некоторыми приемами и методами, такими как: психологическая адаптация к ситуации публичного выступления; пение перед воображаемой аудиторией; генеральный прогоны; ролевая подготовка. Вокальные конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.  

Главной целью обучения и воспитания одаренных детей, является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Одаренный ребенок требует к себе особого внимания, необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в талантливого, высокопрофессионального артиста.

Список используемой литературы.

1.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». Избранные         труды.М.,1985-Т.1.

2.Первушина Е. «Как выявить и развить способности вашего ребенка» -М.: Центрполиграф,2005.

  1. «Образовательная программа-маршрут ученика/ под ред.  Тряпициной А.П.-СПб,2000.

4.Богоявленская Д.Б. «Рабочая концепция одаренности»-М.,2003.

 

Путь к успеху музыкально-одаренных детей на занятиях эстрадным вокалом.
Пролистать наверх