Автор: Новикова Наталья Викторовна
учитель-логопед МБДОУ № 55 г. Белгород
«Уроки логопеда – артикуляционная гимнастика»
Памятка для родителей .
Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста.
Подготовил
учитель-логопед
МБДОУд/c № 55»
Н.В. Новикова
Артикуляционный комплекс упражнений
для детей раннего возраста(1,5 – 3 года).
(Перед зеркалом по 2-5 минут каждый день).
К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи:
А О У И Ы(И) Э(Е) М П Б В Ф Т Д Н К Г Х (К) С* З* Л*.
Цели:
- Улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов.
- Усилить речевой выдох.
Упражнения.
- «Дом» – представьте, что ротик малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», – и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: Пока! Пока!», – и ротик закрывается.
- «Окошечко» – открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
- «Вкуснятина» – приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
- «Лопаточка» – широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
- «Блинчик» – высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему, проговаривая: «Пя-пя-пя».
- «Пузырь» – надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек и сдуваем пузырь.
- «Волшебные дверки» – укажите малышу на его губки. Скажите: «Раз-два-три», – и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три», – и губки вытягиваются вперёд.
- «Чистые зубки» – улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
- «Качели» – широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
- «Дудочка» – сильно вытянув губы вперёд, поём с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.
- «Слоник» – трубочка (диаметр 1,5-2 см, а затем тонкая) зажимается губами и свободно покачивается.
- «Ветерок» – подуть через трубочку на ладонь.
- «Пузырьки» – выдувать воздух из трубочки через воду, чтобы вода забулькала.
- «Насос» – вдох на наклоне. Нюхаем цветы, грибы… Предметы/картинки выкладываются на полу перед ребенком.
- «Погончики» – Предметы/картинки выкладываются на плечи.
- «Кошка» – Вдохи берутся слева и справа на легком наклоне.
«Уроки логопеда – артикуляционная гимнастика»