Познавательно-исследовательский проект “Волшебство воды” для детей дошкольного возраста.

Автор: Новикова Ольга Викторовна

Воспитатель ЧДОУ “Детский сад № 37” ОАО “РЖД”

Познавательно-исследовательский проект “Волшебство воды” для детей дошкольного возраста.

ЧДОУ «Детский сад 37» ОАО «РЖД»

Проектная деятельность по теме: «Волшебство воды» в средней группе

                                                                                                      Воспитатель: Новикова О.В.

Актуальность: 

 Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.

 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

 

Цель проекта: 

  Формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.

  Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

 

Задачи:

  1. Провести диагностику знаний детей о воде, ее значения в жизни человека и живых организмов.
  2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.
  3. Показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами и средой обитания. Практическое применение этих знаний в жизни.
  4. Развивать свободную творческую личность.
  5. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему.
  6. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
  7. Развивать речь.

 

 

Ожидаемый результат: 

 Дети получат реальные представления о различных свойствах воды и смогут сами находить ответы на вопросы «как» и «почему?»

 

 Сроки реализации проекта: в течение 5 месяцев.

 

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»: 

  Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, издает звуки); развивать навыки проведения первых опытов; развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

 

В интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения, умение отвечать на вопросы. Стимулирование желания вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли;

«Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

«Художественно-эстетическое развитие»: восприятие и определение звуков воды в природе; развивать мелкую моторику рук; Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

«Речевое развитие»: формирование звуковой культуры речи; обогащение активного словаря;

Оборудование: пластмассовые стаканчики по кол-ву детей, маленькие баночки, глубокая тарелочка с водой, камушки, технические средства обучения (муз.центр, телевизор), ватные палочки, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, молоко, конфеты «Скитлс», сахар-рафинад.

 

Планирование:

  1. Беседа «Что такое вода»
  2. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр»
  3. Презентация «Где живет водичка»
  4. Дидактическая игра «Найди, где спряталась водичка»
  5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
  6. Прослушивание звуков воды в природе
  7. Опыт «Лед легче воды»
  8. Опыт «Окрашивание воды и снега»
  9. Наблюдение в природе (на прогулке): снег идет, сугробы
  10. Подвижная игра «Снежинки»
  11. Опыт «Как белый цветок сделать синим, розовым»
  12. Просмотр мультфильма «Капитошка»
  13. Пластилинография «Капитошка»
  14. Опыт «Скитлс-радуга»
  15. Опыт «Цветной сахар»
  16. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
  17. Рисование воздушными красками «Море»
  18. Коллективная поделка-опыт «Лава-лампа»
  19. Аппликация «Дождик, дождик кап-кап-кап»

 

  1. Беседа «Береги воду»
  2. Коллективный плакат «Береги воду»

 

 

Беседа «Что такое вода»

 

Здравствуйте, ребята, я хочу прочитать вам стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

  Из стихотворения нам становится понятно, что вода окружает нас повсюду. Скажите мне, где же мы можем увидеть воду. Ответы детей. Правильно, ребята. А сейчас я вам расскажу еще интересные факты о воде:

Без воды ничто живое не может появиться, развиваться и существовать. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь!

 

Взгляните на неё это жидкость. Воспитатель берет стакан с чистой водой – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере, даже в теле человека есть вода. 

Вода не имеет запаха (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает понюхать воду из стаканчика).

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? Ответы детей. Правильно. Затем воспитатель дополняет ответы детей, которые они не назвали.

Вот видите, ребята, вода очень важна не только для человека, но и для всей Земли. Без воды все погибнет.

Если посмотреть на землю из космоса, то можно увидеть, что наша планета окрашена в голубой цвет: это и есть вода на земле. А где на земле можно встретить воду? Ответы детей. Затем воспитатель дополняет ответы детей.

Но вода еще и волшебная: она может быть не только жидкой, но и твердой и газообразной, а как вы думаете, что значит твердая вода или газообразная? Ответы детей. Правильно твердая вода- это лед, а газообразная-это пар. А еще вода называется волшебной, потому что может приобретать разные вкусы, окрашиваться в различные цвета, менять свою форму, но об этих волшебных свойствах воды мы с вами не только поговорим на следующих наших занятиях, но и проведем различные опыты, где и увидим волшебство воды.

 

Презентация «Где живет водичка» 

 

 

Дидактическая игра «Где же спряталась водичка?»

 

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены различные предметы и явления природы. А в центре стола стоит контейнер, в котором лежат капельки воды.

Дети должны положить капельки на изображения водосодержащих предметов, и каждый ребенок рассказывает, почему он положил капельку именно на это изображение.

 

 

Подвижная игра “Ходят капельки по кругу»


Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Мама Туча подсказывает, что им делать.
Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем.
Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими ве- селыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) 

Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют.
Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). 

Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться.
А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). 

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. 

Чтение К.Чуковский «Мойдодыр» 

Прослушивание звуков воды в природе

Дети садятся на коврик, воспитатель: Сегодня мы с вами услышим шум воды в природе. Дети, а где мы можем в природе услышать шум воды. Ответы детей. Воспитатель: правильно и дополняет ответы детей. А сейчас ложимся на коврик и закрываем глаза. Мы с вами отправляемся в необычное путешествие, где мы услышим шум воды в природе. 

Мы идем по тропинке и выходим к реке (шум реки), затем мы идем вдоль реки и видим перед собой небольшой водопад (шум водопада), какой красивый водопад, но нам надо двигаться дальше, пойдемте быстрее, а то кажется дождь начинается (шум грозы и дождя). Давайте спрячемся от дождя в домике. Открываем глаза, ребята, вам понравилось наше путешествие? Скажите пожалуйста, где же мы с вами услышали шум воды в нашем путешествии? Ответы детей. Молодцы, все правильно запомнили.

 

  Экспериментальная деятельность «Лед легче воды»

Дети сидят за столом, перед каждым ребенком стоит прозрачная пластиковая баночка с водой и тарелка с кусочком льда.

Воспитатель: «Дети, сегодня я вам предлагаю провести опыт со льдом и водой. Перед вами стаканчик с водой и тарелка со льдом. Напомните мне пожалуйста какая бывает вода? Ответы детей: «Жидкая, твердая и пар»

Воспитатель: «Правильно, вода в стаканчике какая? (Жидкая). А лед – это какая вода? (Твердая). 

Правильно ребята. А теперь возьмите кусочек льда и опустите в стакан с водой, что мы видим?

Ответы детей. 

Воспитатель: «Да лед не тонет в воде, значит, он легче воды. А теперь давайте оставим наш лед в стакане с водой и посмотрим, что же с ним произойдет.» Через некоторое время дети видят, что лед исчез, осталась только вода в стакане. Воспитатель: «Дети, а куда же исчез лед?

Ответы детей: «он растаял, превратился в воду» Правильно, а это доказывает, что лед – это замерзшая вода (твердая)

 

Экспериментальная деятельность «Окрашивание воды и снега»

Дети сидят за столом перед ними стоят пластиковые стаканчики и крышечки.

Воспитатель в стаканчики наливает воду каждому ребенку и спрашивает: какого цвета вода в стакане? Ответы детей-прозрачная. Педагог закрывает стаканчики детей крышечками и предлагает их встряхнуть. Дети видят, что вода у каждого окрашивается в синий цвет (воспитатель предварительно наносит гуашь на обратную сторону крышечки). Воспитатель: «Видите, дети, вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет, наш опыт это доказывает.

Воспитатель приносит емкость со снегом и спрашивает какого цвета снег, дети отвечают белого.

Воспитатель: «А вы знаете, что не только воду можно окрасить в любой цвет, но и снег, предлагаю вам вылить свою синюю водичку на наш снег и посмотреть, что случится. Дети подходят и льют воду из своего стакана на снег в емкости и видят, что снег становится синего цвета.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами изучили свойства воды – это прозрачность, но ее можно окрасить в любой цвет, так же и снег-белый, но он может стать другого цвета, если его покрасить.

 

Наблюдение в природе (на прогулке): снег идет, сугробы

Цель: познакомить детей со свойствами снега: он белый, холодный, тает в руках. Рассмотреть снежинку, показать, что снежинок много, они разные

Задачи.

  1. Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
  2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
  3. Развивать речевые и творческие способности детей.
  4. Развивать наблюдательность, память.
  5. Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: наблюдение, беседа, трудовая деятельность, игры различной подвижности.

 

Ход наблюдения.

Воспитатель. Давайте с вами посмотрим по сторонам. Ой, как много снега намело. Посмотрите, как снег красиво украсил деревья, как красиво он блестит на солнце.

Художественное слово.

Здесь зима в снежки играла,

Много снега накидала,

Нет совсем теперь пути,

Ни проехать, ни пройти!

В снежной пуховой постели

Тонут сосны, тонут ели.

Всем в снегу теплее стало,

Снег для всех как одеяло!

(Е. Груданов)

Ребята, а почему снег сравнивают с одеялом?

Воспитатель. Да снег для нас холодный. А вот для растений и почвы он служит одеялом. Когда много снега, то растениям и почве теплее.

Какой снег? (мягкий, легкий, рассыпчатый, пушистый, белый, чистый)

А какой еще бывает снег? (влажный, липкий, тяжелый, грязный).

Из какого снега легче лепить? (из мокрого, липкого).

А что же можно сделать из снега? (можно вылепить снеговика, построить горку).

А как вы думаете, почему снег сейчас не тает? (Сейчас зима, на улице холодно).

Воспитатель. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью».

Исследовательская деятельность.

Понаблюдать, где быстрее тает снег – на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Воспитатель: Да, они таят на руке быстрее, потому что снег – это вода, а от руки идет тепло. Зимой холодно, мороз и дождинки замерзают и превращаются в снежинки.

 Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

 

Подвижная игра «Снежинки»

Воспитатель: «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»

Дети приближаются к воспитателю.

Воспитатель: «Спать легли снежинки, белые пушинки»

Воспитатель: «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»

Дети разбегаются по площадке.

Игра продолжается несколько раз

 

Опыт «Как белый цветок сделать синим, розовым»

Перед занятием воспитатель рассказывает, что краски могут окрашивать воду в разные цвета. Дети это видели на опыте «Окрашивание воды», затем говорит, что растения пьют воду и это можно увидеть, проделав опыт с цветами. Каждому ребенку педагог раздает пластиковый прозрачный стакан с водой и пищевой краситель. Предлагает детям окрасить воду в стаканчике пищевым красителем, затем каждому ребенку дает белый цветок (тюльпан) и просит поставить его в стаканчик.

Уже через несколько часов будет заметно, что лепестки цветка начинают окрашиваться. Оставьте их на двое суток в стаканчиках. Цветки всасывают воду и таким образом питают свои листья и бутоны.

После опыта обсудите с детьми, что произошло с цветами и что мы доказали эти опытом (растениям нужна вода).  

 

Просмотр мультфильма «Капитошка»

После просмотра мультфильма обсудить с детьми кто такой Капитошка, откуда он появился. С кем дружил и куда исчез. Рассказать на примере Капитошки, что капельки падают с неба (дождик), затем они с поверхности земли испаряются (превращаются в пар и поднимаются на небо), когда солнечные лучи светят. На небе капельки собираются вместе в облака, когда их становится много, облако превращается в тучку и капельки в виде дождика опять падают на землю. Это называется круговорот воды в природе.

 

Пластилинография «Капитошка»

Каждому ребенку раздается лист бумаги, на которой нанесен контур капельки и пластилин синего, красного и черного цвета. 

От пластилина синего цвета отщипываем небольшой кусочек и начинаем размазывать его, заполняя нашу капельку, не заходя за контур. Продолжаем отщипывать и размазывать пока не заполним всю капельку синим пластилином. Затем из красного пластилина формируем небольшую колбаску, раскатывая пластилин между ладошками и делаем нашей капельки улыбку. Из пластилина черного цвета делаем глазки. Наш Капитошка готов.

 

Опыт «Скитлс-радуга»

Воспитатель предлагает детям проделать опыт с водой и конфетами «Скитлс».

Рассаживает детей за стол, в центре стола ставит тарелку и выкладывает по кругу, придерживаясь определенной цветовой схемы, например, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый. Затем в тарелку заливает теплую воду, и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу.

Почему так происходит? Конечно же, потому что эти конфеты богаты разнообразными красителями. Краска начинает растворяться и смешиваться под действием воды. Прямо на глазах у детей в тарелке появляется красивая радуга.

 Далее дети видят, что конфеты стали белыми, то есть обесцветились.

 Воспитатель предлагает детям сделать вывод: Конфеты содержат много красителей, вредных для здоровья.

 

Опыт «Цветной сахар»

 

После предыдущего опыта в тарелке останется цветная вода. Пусть каждый ребенок положит в тарелку кубик сахара, воспитатель помогает построить детям в тарелке башню из кубиков сахара. 

Жидкость начнет быстро подниматься вверх, растворяя сахар, и вскоре вся башня окрасится в красивый цвет. Сначала краска проникнет в основание башни, затем вода будет подниматься вверх и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, башня рухнет.

Воспитатель поясняет детям, что сахар окрашивается, впитывая воду, и растворяется.

 

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»

Цель: 

– закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям);

– развивать связную речь;

– развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал:

– Большие карты 5 шт. с изображением: «Кто живет в воде?»;

– «Что поливают водой?»; «Кто пьет воду?»; «Кто живет у воды?»;

– «Что поливают водой?»;

– Карточки размером 6х6, с изображением животных, насекомых, растений, людей, птиц.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям игровые поля-карточки размером 20х25.Карточки с изображением животных, птиц, насекомых, людей находятся у него. Воспитатель вынимает их по одной, задавая детям вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка?»

Играющий объясняет, почему он выбрал именно эту карточку (например, «Это щука, она живет в воде»). Если ребенок ответил правильно, воспитатель отдает ему карточку, и он выкладывает игровое поле.

Побеждает тот участник, который первый заполнит игровое поле.

 

Рисование воздушными красками «Море»

Для рисования воспитатель заранее делает воздушные краски: «герой» данного рецепта – пена для бритья. Что нужно: 2 части пены, 1 часть клей ПВА и пищевые красители (синий и голубой). Смешиваем клей и пигмент, хорошо перемешиваем, затем добавляем пену. Готовый продукт должен получиться объемным, поэтому перемешивать его надо аккуратно.

 Раздаем детям плотную бумагу с контуром волн. Затем кисточкой раскрашиваем волны поочередно в синий и голубой цвет воздушными красками до середины листа. Наклеиваем фигурку корабля. Наше море готово. Листы с рисунком кладем на ровную поверхность, чтобы воздушные краски высохли. 

 

Коллективная поделка-опыт «Лава-лампа»

 

Что нужно: подсолнечное масло, Вода, краситель, бутылка, шипучие витамины.

Как делать: Налейте масло в бутылку, чуть больше половины. Оставшуюся часть бутылки заполните водой, оставив 5 см пустыми.

Обратите внимание детей, как вода опускается на дно бутылки, так как масло легче воды.

Затем добавьте 10 капель жидкого пищевого красителя. Разломите шипучие витамины не несколько частей и опустите их в бутылку.

Начинайте наблюдать эффект лавы.

 

Аппликация «Дождик, дождик кап-кап-кап»

Раздаем детям лист бумаги, капельки, тучки, клей.

Дети приклеивают тучки в верхней части листа бумаги и затем приклеивают капельки в произвольном порядке.

 

Беседа «Береги воду»

Ход занятия:

1 часть:

– Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела на пороге ведерко.

–  Давайте посмотрим, что находится в ведерке.

– Что это? (капельки).

– Как вы думаете, где они появились? (На улице стало тепло и сосульки стали таять.)

– Ребята, на каждой капельке написана загадка. Внимательно послушайте эти загадки, и тогда вы сможете узнать, о чем мы сегодня будем говорить.

– Загадка 1

 Лежало одеяло, мягкое, белое

 Солнце припекло, одеяло потекло(снег)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки).

– Загадка 2

 Люди ждут меня, зовут,

 А приду к ним – прочь бегут (дождь).

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

– Загадка 3

 Мост как синее стекло!

 Скользко, весело, светло(лед)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

– Загадка 4

 Течет, течет – не вытечет,

 Бежит, бежит – не выбежит (ручеек)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

– Ребята, как вы думаете, что объединяет все наши отгадки?  

(все эти отгадки объединяет – вода).

-О чем мы с вами будем говорить? (Сегодня мы будем говорить о воде).

– Правильно.

2часть:

 – Вода – это жидкость.  Что с ней можно делать?

   (Воду можно – налить, перелить, вылить.  Вода течет).

– Ребята, скажите какой цвет, имеет вода?

 (Вода имеет прозрачный цвет).

– Ребята, как вы думаете, вода имеет запах?

Мини вывод: У воды нет запаха.

– Ребята, из опытов мы узнали, что вода прозрачная и не имеет запаха.

3 часть:

Ребята, для чего людям нужна вода?

(Людям нужна вода, чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться).

-Правильно. Людям требуется очень много воды.

– Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

(Вода нужна рыбам, так как они в ней живут; растениям нужна вода, чтобы расти, их поливают водой; животным, птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут – крокодилы, утки, киты и т.д).

Вывод: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становиться все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов. От загрязнения воды страдает все живое. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека.

– Ребята, как вы думаете, воду нужно беречь? (Да)

– А как мы с вами можем это сделать?

(Не засорять водоемы, закрывать кран, когда вода не нужна – появляется пиктограмма). Правильно, каждый человека должен ценить воду.

Вывод: Ребята, сегодня мы говорили о том, как важна вода для жизни людей, животных, о том, что ее нужно беречь. И чтобы мы не забывали о бережном отношении к воде, давайте сделаем плакат «Береги воду».

 

Коллективный плакат «Берегите воду»

 Каждому ребенку раздаем капельку с контуром рисунка, кому нужна вода. Предложить детям разукрасить эти рисунки. Затем на ватман наклеиваем капельки детей и вверху надпись: «Берегите воду».

 

 

  

 

Познавательно-исследовательский проект “Волшебство воды” для детей дошкольного возраста.
Пролистать наверх