Учитель-логопед России.

Автор: Новикова Наталья Викторовна

МБДОУ д/с № 55

Учитель-логопед России.

Новикова Наталья Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 55, г. Белгород, e-mail: n4t.nowicko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность вопроса организации процесса сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников. Авторы раскрывают особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников посредством использования инновационных форм работы: ютуб-канал, социальные сети, видео-чаты, мессенджеры, блоги.

Ключевые слова: взаимодействие, дошкольная образовательная организация, родители, законные представители, обучающиеся, инновация, инновационные формы работы.

В настоящее время проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является приоритетной. В Федеральном законе от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ключевых задач выступает «обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [3].

Соглашаясь с точкой зрения Е.В. Коротаевой, считаем, что взаимодействие представляет собой одну сторон общения, а также определяется как выработка единой стратегии действий. Кроме этого автор считает, что для процесса взаимодействия необходимо и достаточно наличия двух материальных систем, которые способны к самоактивности и имеют точки соприкосновения [2]. В нашем случае этими

системами являются дошкольная образовательная организация и родители обучающихся, перед которыми стоит сложная задача – «найти точки соприкосновения», т.е. сотрудничать таким образом, чтобы это сотрудничество позитивно влияло на развитие ребенка.

Существует большой спектр разнообразных форм работы с родителями воспитанников. Однако дошкольной организации необходимо выбрать такие формы, которые бы отвечали современности и потребностям родителей. Поэтому в настоящее время актуально использование инновационных форм работы с родителями.

Инновация является конечным результатом научно-технического или другого творчества, который приводит к существенным изменениям жизнедеятельность человека, социума, природы [1].

Под инновационными формами работы понимается такая форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и родителей, которая предусматривает введение новшеств (инноваций) в цель, задачи, методы, средства, порядок организации взаимодействия между ними.

Остановимся на современных формах работы ДОО и родителей, которые в последнее время приобрели особую актуальность.

Создание ютуб-канала дошкольного образовательного учреждения, отдельных групп детского сада или индивидуальных каналов воспитателей, в которых представлена информация для родителей: запись родительского собрания, офлайн- семинары и вебинары, офлайн круглые столы и др. Это позволяет в любое удобное для родителей время ознакомиться с информацией, представленной на канале, которая способствует расширению представлений родителей об организации образовательного процесса в дошкольной организации. Однако стоит отметить и отрицательные стороны, которые заключаются в том, что представленную информацию на ютуб- канале не все родители изучают, а для педагогов – создание материала для канала требует достаточно много времени, определенных навыков (подбор материала, запись звука, монтаж видео и т.д.).

Для организации онлайн-формата педагогов и родителей с целью обогащения представлений родителей воспитанников о современных методах, средствах, приемах работы с детьми, особенностях организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении используются Skype или Zoom: семинары, вебинары, мастер- классы. Такой формат помогает не просто дать информацию родителям, а вступить в дискуссию, обсудить интересующие вопросы по определенным темам. Кроме этого можно использовать мессенджеры, которые наделены функцией видео-чата, что позволяет непосредственно родителям участвовать в организуемых мероприятиях: консультации, вечер вопросов и ответов, семинары, вебинары, но уже в онлайн- формате, где родители могут задавать вопросы, рассуждать вместе с педагогами.

Педагоги ДОО могут вести персональные блоги по различной тематике:

«Встречи с методистом ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Логопед, родители и дети», «Развиваемся вместе» (блог воспитателя) и т.п. Это позволяет повышать профессиональную компетентность педагогов, постоянно обогащая свой блог, обращаться к опыту других педагогов, а также транслировать педагогические находки из собственной практики.

Сегодня социальные сети – уже не нечто новое, которое позволяет общаться людям, это та платформа, которая в умелых профессиональных руках превращается в

образовательную или коммуникативную. Так, многие педагоги используют социальную сеть «Вконтакте» для создания сообществ, в которых представляют информацию для родителей: «Страничка воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Учитель-логопед детского сада» и т.д.

Для общения родители и педагоги ДОО чаще всего выбирают такие мессенджеры как Viber, WhatsApp, Telegram, Instagram и т.д. Однако эти же мессенджеры используются не только как обмен новостями и информацией между родителями и педагогами дошкольного образования, но и с помощью них педагоги формируют фото- и видео отчеты для родителей о проведенных праздниках, занятиях, режимных моментах и др. И наоборот родители с детьми выполняют какие-либо задания: фото всей семьей, я и брат (сестра), наши выходные и т.д.

Таким образом, сегодня отмечается важность и необходимость процесса координирования сотрудничества между дошкольной образовательной организацией и родителями обучающихся. Организуя сотрудничество между ними, можно обеспечить повышение качества образовательного процесса, развития детей в разных сферах. Исходя из собственного опыта, рекомендуем использовать инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей: персональные блоги, ютуб-канал, современные мессенджеры, семинары, вебинары, мастер-классы онлайн-формам через Skype или Zoom и т.д. Использование инновационных форм работы с родителями обучающихся позволило нам привлечь большую аудиторию родителей к организации образовательного процесса дошкольного учреждения, что, в свою очередь, не только обогащает представления родителей о нем, но и повышает качество образовательной деятельности в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая российская энциклопедия / составитель А. М. Вилинов. – URL: https://bigenc.ru/economics/text/2012242 (дата обращения: 06.09.2021).
  2. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. – Москва : Юрайт, 2020. – 223 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. – 2012. – № 303.

 

Учитель-логопед России.
Пролистать наверх