Статья “Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с ТМНР”

автор: Носкова Ирина Алексеевна

Учитель-логопед МДОУ “Детский сад № 2 “Солнышко” г. Борзя

Статья “Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с ТМНР”

 

 

Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с ТМНР.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                           В А Сухомлинский

Игровая деятельность – это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает потребность в игре, не обнаруживается интерес к игровому процессу, поэтому овладеть игровой деятельностью в условиях школы-интерната помогает обучение. 

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Психические заболевания всегда складывают картину поведения детей. Соматические заболевания практически постоянно являются спутниками общего состояния здоровья учеников школы-интерната. Это подверженность простудам, ОРЗ, ОРВИ, заболевания внутренних органов и т.д. Тяжёлое множественное нарушение развития – это совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие органического поражения центральной нервной системы; высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении.

Типологические особенности детей с ТМНР:

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с расстройствами аутистического спектра

– тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

– дети с сочетанными нарушениями развития

Игровая деятельность реализуется на всех уроках и коррекционных занятиях. Очень важным является подбор игр. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных принципов коррекции – снижение уровня требований. Если ребёнок не может выполнить задание в предлагаемом варианте, педагог упрощает и снижает требования.

В других случаях, когда ребёнок справляется с поставленной задачей, можно предложить игры более сложного уровня. 

Например, в классе, где обучаются дети с ТМНР, на уроках «Коррекционно-развивающие занятия» предлагается собрать мозаику по цветам. Первый ряд красного цвета, второй – жёлтого и т.д. Когда дети справляются с этим заданием, предлагается более сложный вариант: собрать картинку по схеме. Предлагаемые варианты должны быть доступы пониманию. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребёнка, предлагая разные варианты игры.

Игровой материал должен быть доступен для ребёнка с любым видом нарушения:

-следует структурировать содержание игры; 

-соблюдать соотношения занимательных и обучающих моментов

Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, обязательно нужно проработать инструкцию, предъявляемую ребёнку, провести словарную работу

Ребёнку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. Речь должна быть ласковой и эмоциональной. У всех детей с ТМНР разный уровень обучаемости, поэтому приходится использовать различные способы взаимодействия с ребёнком. Такие как, работа по образцу, по инструкции, с помощью учителя. У детей с ТМНР искажённое сенсорное развитие. В качестве коррекционной работы используется цветная бумага, цветной картон, ткани разного цвета, для проведения игр: «Собери шары по цвету, по форме», «Найди такой же, покажи». 

Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления используется комплект геометрических фигур, дидактические игры, видеоматериалы. Для развития слухового восприятия, формирование умения вслушиваться, проводятся игры на узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, нравятся детям, с желанием   воспринимают, играют.  Игры «Волшебный мешочек», «Что в сундучке», игры с водой – развивают тактильные ощущения, развивают восприятие, речь. Можно использовать разные материалы в работе с этими играми: мелкие игрушки, шишки, массажные мячи, пуговицы, ткань, семена гороха и фасоли. 

Дети любят повторять движения при игре с водой: 

-Водичка, водичка, умой наше личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки алели, 

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

При проведении уроков «Окружающий природный мир» используется природный материал (листья, веточки, овощи, фрукты). Например, такие игры: «Угадай, что это» – с завязанными глазами ребёнок должен отгадать и назвать, попробовав на вкус овощ или фрукт. «Собери все фрукты» или «Собери все овощи», эти игры развлекают детей, развивают вкусовые качества. 

Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью. 

Пальчиковые игры присутствуют на каждом уроке. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР, можно выделить следующие нарушения: 

– слабость моторики пальцев и кистей рук;

– отклонения в координации движений;

– медлительность и нечёткость движений;

– нет согласованности в действиях обеих рук;

– с большим трудом формируется техника письма;

На уроках письма используются такие упражнения:

– удержание вложенного в руку предмета разной формы;

– перекатывание карандаша;

– перекладывание предмета из одной руки в другую;

– бросание предмета в различные ёмкости;

– сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;

– рвать, разглаживать, комкать бумагу;

– ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста;

– катание различных мячей в руках;

– собирание пирамидки;

– нанизывание колечек, бусинок;

– рисование в воздухе, использование магнитных наборов.

 Эти упражнения и игры помогают детям в овладении навыков письма. Слова В. А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей, кругозор, создают положительное эмоциональное состояние. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале.

Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на уроках. В дидактической игре создаются такие условия, в которой каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для умственно отсталого ребёнка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребёнка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития познавательной деятельности и служить для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, работать в коллективе, умения ждать, стремиться к общей цели, соотносить свои действия с действиями товарищей). В классе проводятся  игры на формирование:

– эмоционального общения с учителем и выполнение элементарной инструкции

– устойчивого внимания, требующее ориентировку в пространстве, в окружающем 

– внимания (Где мяч?), (Найди лишний предмет)

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком. Таким путём он учится усваивать бытовые навыки и овладевать речью. Но само подражание складывается у ребёнка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны учителя. Научить умственно отсталого ребёнка подражать одна из важнейших задач начального этапа обучения. Ребёнку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами. Если ребёнок не подражает данному движению в процессе игры, педагог должен взять его руки в свои, и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это воспроизвести самостоятельно. Например: игра «Птички».

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт педагога и ребёнка. Описание игры: Дети по инструкции педагога воспроизводят движения, повторяют или подражают движения за педагогом.

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу ребёнку гораздо труднее, чем по подражанию.

Всё, что дети смогут услышать, увидеть, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. Без специального обучения дети с тяжёлыми множественными психофизическими нарушениями не овладевают способами, приёмами игры. Для развития детей с ТМНР важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные, пальчиковые. Основным принципом работы педагога является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Все виды продуктивной деятельности призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики не просто помогает укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребёнка является необходимым условием при проведении игры. 

Играя в различные игры, ребёнок запоминает учебный материал, обучается.

Примерные варианты дидактических игр: 

– Разложи игрушки по коробкам;

– Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Кто быстрее?

– Узнай по контуру

– Лото («Птицы», «Домашние животные» и др.)

– дидактические игры по трудовому воспитанию

– игры «Чего не хватает»

Для того, чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребёнка, необходимо выполнять следующие условия: игры должны быть разнообразными по содержанию, эмоциональными (чтобы ребёнок радовался, игра должна приносить удовольствие, радость). Игра должна быть познавательной, обучающей. Ребёнок должен учиться чему-то новому и закреплять приобретённые навыки. Должен учиться решать, мыслить. При проведении игр необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Так как в классе обучаются дети, неоднородные по возрасту и психофизическому состоянию, класс делится на 2 группы. Игры проводятся соответственно возможностям каждой группы. В одной группе дети могут и показать, и сказать коротким словом, фразой, то в другой группе дети испытывают трудность при овладении той или другой игрой. В этом случае учитель должен оказывать помощь, использовать подсказки.

Ребёнок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестаёт быть игрой. 

«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» 

Макаренко А.С.

 

Литература

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы дефектологии, Москва Просвещение, 1982

  1. Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь- М., 2006

3.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/ Под редакцией И М Бгажноковой.

  1. Г. П. Попова. В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство «Учитель» Волгоград-2008

5.Агапова И. А., Давыдова М А «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» – М.; ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011

 

Статья “Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с ТМНР”
Пролистать наверх