автор: Носкова Ирина Алексеевна
Учитель-логопед МДОУ “Детский сад № 2 “Солнышко” г. Борзя
Конспект логопедического занятия “Путешествие к Смешарикам”
Конспект группового логопедического занятия
«Путешествие к Смешарикам»
Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные: закрепить акустико-артикуляционную характеристику звука Ш.
Коррекционные: четко произносить звук Ш в слогах, словах и предложениях; развивать фонематический слух и восприятие, внимание, мышление; активизировать словарный запас; развивать связную речь;
Воспитательные: формировать взаимопонимание, любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
Картинки Смешариков, предметные картинки, картинки-символы, макет звука Ш.
Предварительная работа: постановка звука Ш, автоматизация звука Ш в слогах, словах.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед предлагает детям встать в круг.
– Собрались мы вместе в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети проходят и садятся за столы.
– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня нас приглашают в гости в одну очень интересную страну, в страну круглых героев.
– Удивительна страна
Милых кругленьких зверьков.
Всех зверят ты точно знаешь,
Круглых, словно шарики,
Отвечайте дружно хором,
Их зовут… (Смешарики)
– Да, ребята, это Смешарики!
Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев (картинки):
– Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
– В путешествии нас ждут разные интересные игры и задания. За каждое выполненное задание мы с вами будем получать от Смешариков части пазла, из которых в конце путешествия составим картинку. Ну что, отправляемся в путешествие?
Дети проходят и садятся за столы.
- Артикуляционная гимнастика:
Со Смешариками вместе
Не будем мы сидеть на месте.
Упражнения выполняем,
Язычок поразминаем!
Я проговариваю стихотворение – вы выполняете упражнение.
а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.
в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.
г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.
д) «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.
е) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.
ё) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.
ж) «Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.
з) «Лошадка»: что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!
и) «Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.
- Автоматизация изолированного звука Ш.
– У Смешариков есть один любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите: Бараш, Крош, Лосяш, Нюша. (Дети: Звук Ш) - Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Выставляется мнемотаблица звука Ш.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним его характеристику. Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед.
Логопед: Зубы?
Дети: Заборчиком, есть небольшая щель.
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Какой это звук – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?
Дети: Синего. (Логопед прикрепляет на мнемотаблицу синий кружочек).
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит.
– Молодцы, ребята, пора отправляться дальше.
- Произнесение звука Ш в слогах.
– В стране Смешариков нас встречает Лосяш и предлагает поиграть в игру “Повторялки”. Он приготовил для вас слоги со своим любимым звуком, вам нужно их за мной повторить так, как я произнесу.
Ша-ша-ша (спокойно)
Шо-шо-шо (удивленно)
Шу-шу-шу (грустно)
Ша-шо-шу (сердито)
Аш-аш-аш (боязливо)
Ош-ош-ош (спокойно)
Уш-уш-уш (удивленно)
Аш-ош-уш (радостно)
– Лосяшу понравилось, как вы произносите звук Ш, он дарит вам первую часть пазла. Ну, а мы отправляемся дальше в путь.
- Произнесение звука Ш в словах.
Логопед: А вот и домик Нюши. Она приглашает нас к себе в гости, у нее тоже для вас задание (перед каждым ребенком находится конверт с картинками). Нюша решила навести в своем шкафу порядок и разложИть все по местам. Нужно помочь ей выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш. На верхнюю полку мы положим головные уборы, на вторую полку одежду, на нижней полке разместим обувь.
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и помогли Нюше навести порядок в шкафу. Она дарит вам вторую часть пазла и приглашает всех на физминутку.
Физкультминутка:
Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),
Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)
Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).
Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)
Для поднятья настроенья (хлопки в ладоши над головой)!
Логопед: Мы благодарим Нюшу и отправляемся дальше. А вот и домик Бараша. Наш Бараш любит сочинять стихи. Мы сейчас будем шагать по кругу, повторяя рифмы, которые Бараш сам придумал.
- ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа
- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму
- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим
- ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо
- Закрепление звука Ш в словах.
– Бараш не хочет вас отпускать и предлагает поиграть в слова-рифмы. Посмотрите внимательно на картинки. Названия каких картинок звучат похоже? Положите эти картинки рядом.
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Мушка…(пушка),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка),
Ватрушки…(игрушки),
– Молодцы, вы справились и с этим заданием. Бараш дарит вам третью часть пазла и говорит «До свидания». Ну, а мы отправляемся дальше.
Закрепление звука в предложениях.
– Нас уже поджидает Крош, он приготовил для вас игру: «Какая картинка лишняя?». Три картинки подходят друг к другу, потому что у них один общий звук, а одна картинка – лишняя, к ним не подходит. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить, почему она не подходит.
– Молодцы, ребята! Все верно!
- Развитие фонематического слуха.
– Крош хочет, чтобы вы сыграли в еще одну игру – «Поймай звук Ш». Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Ш. Итак, приготовились:
Шиповник, кепка, шляпа, корова, рубашка, хлеб, куртка, шорты, кошка, книга, карандаш, собака, машина.
– Молодцы, ребята! Вы справились с заключительным заданием, и Крош дарит последний пазл, можно составить картинку!
- Итог занятия.
– Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков. Вы сегодня старались правильно произносить звук Ш и я хочу наградить вас за хорошую работу медалями. Молодцы, до свидания!