Конспект логопедического занятия “Путешествие к Смешарикам”

автор: Носкова Ирина Алексеевна

Учитель-логопед МДОУ “Детский сад № 2 “Солнышко” г. Борзя

Конспект логопедического занятия “Путешествие к Смешарикам”

 

Конспект группового логопедического занятия

«Путешествие к Смешарикам»

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные: закрепить акустико-артикуляционную характеристику звука Ш.

Коррекционные: четко произносить звук Ш в слогах, словах и предложениях; развивать фонематический слух и восприятие, внимание, мышление; активизировать словарный запас; развивать связную речь;
Воспитательные: формировать взаимопонимание, любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
Картинки Смешариков, предметные картинки, картинки-символы, макет звука Ш.

Предварительная работа: постановка звука Ш, автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Ход занятия:

  • Организационный момент.

Логопед предлагает детям встать в круг.

– Собрались мы вместе в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся.   

 Дети проходят и садятся за столы.

– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня нас приглашают в гости в одну очень интересную страну, в страну круглых героев.

– Удивительна страна                                 

Милых кругленьких зверьков. 

Всех  зверят ты точно знаешь,

Круглых, словно шарики,

Отвечайте дружно хором,

Их зовут… (Смешарики)

– Да, ребята, это Смешарики!

Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев (картинки):
– Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

– В путешествии нас ждут разные интересные игры и задания. За каждое выполненное задание мы с вами будем получать от Смешариков части пазла, из которых в конце путешествия составим картинку. Ну что, отправляемся в путешествие?

   Дети проходят и садятся за столы.

  • Артикуляционная гимнастика:

Со Смешариками вместе 

Не будем мы сидеть на месте. 

Упражнения выполняем, 

Язычок поразминаем!

Я проговариваю стихотворение – вы выполняете упражнение.

а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.

в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.

г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.

д) «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.

е) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.

ё) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.

ж) «Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.

з) «Лошадка»:  что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!

и) «Грибочек»:  на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.

  1. Автоматизация изолированного звука Ш.
    – У Смешариков есть один любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите: Бараш, Крош, Лосяш, Нюша. (Дети: Звук Ш)
  2. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.

Выставляется мнемотаблица звука Ш.

Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним его характеристику. Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?

Дети: Вытянуты вперед.

Логопед: Зубы?

Дети: Заборчиком, есть небольшая щель. 

Логопед: Где находится язычок?

Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.

Логопед: Какой это звук – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Дети: Звук Ш всегда твердый.

Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?

Дети: Синего. (Логопед прикрепляет на мнемотаблицу синий кружочек).

Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?

Дети: Глухой. Колокольчик не звенит.  

– Молодцы, ребята, пора отправляться дальше.

  1. Произнесение звука Ш в слогах.
    – В стране Смешариков нас встречает Лосяш и предлагает поиграть в игру “Повторялки”. Он приготовил для вас слоги со своим любимым звуком, вам нужно их за мной повторить так, как я  произнесу.

Ша-ша-ша (спокойно)
Шо-шо-шо (удивленно)
Шу-шу-шу (грустно)
Ша-шо-шу (сердито)
Аш-аш-аш (боязливо)

Ош-ош-ош (спокойно)
Уш-уш-уш (удивленно)
Аш-ош-уш (радостно)

– Лосяшу понравилось, как вы произносите звук Ш, он дарит вам первую часть пазла. Ну, а мы отправляемся дальше в путь.

  1. Произнесение звука Ш в словах.

Логопед: А вот и домик Нюши. Она приглашает нас к себе в гости, у нее тоже  для вас задание (перед каждым ребенком находится конверт с картинками). Нюша решила навести в своем шкафу порядок и разложИть все по местам. Нужно помочь ей выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш. На верхнюю полку мы положим головные уборы, на вторую полку одежду, на нижней полке разместим обувь. 

Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и помогли Нюше навести порядок в шкафу. Она дарит вам вторую часть пазла и приглашает всех на физминутку. 

Физкультминутка:

Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),

Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)

Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).

Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)

Для поднятья настроенья (хлопки в ладоши над головой)!

Логопед: Мы благодарим Нюшу и отправляемся дальше. А вот и домик Бараша. Наш Бараш любит сочинять стихи. Мы сейчас будем шагать по кругу, повторяя рифмы, которые Бараш сам придумал.

  1. ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа 
  2. ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму 
  3. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим
  4. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо
  5. Закрепление звука Ш в словах.
    – Бараш не хочет вас отпускать и предлагает поиграть в слова-рифмы. Посмотрите внимательно на картинки. Названия каких картинок звучат похоже? Положите эти картинки рядом.  
    Подушка…(лягушка),
    Шишка…(мишка),
    Мошка…(кошка),
    Камыши…(малыши),
    Мишка…(шишка),
    Мушка…(пушка),
    Машина…(шина),
    Окошко…(лукошко),
    Мышка…(вышка),
    Ватрушки…(игрушки),
    – Молодцы, вы справились и с этим заданием. Бараш дарит вам третью часть пазла и говорит «До свидания». Ну, а мы отправляемся дальше.

Закрепление звука в предложениях.
– Нас уже поджидает Крош, он приготовил для вас игру: «Какая картинка лишняя?». Три картинки подходят друг к другу, потому что у них один общий звук, а одна картинка – лишняя, к ним не подходит.  Нужно найти лишнюю картинку и объяснить, почему она не подходит.

– Молодцы, ребята! Все верно! 

  1. Развитие фонематического слуха.
    – Крош хочет, чтобы вы сыграли в еще одну игру – «Поймай звук Ш». Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Ш. Итак, приготовились:

Шиповник, кепка, шляпа, корова, рубашка, хлеб, куртка, шорты, кошка, книга, карандаш, собака, машина.

– Молодцы, ребята! Вы справились с заключительным заданием, и Крош дарит последний пазл, можно составить картинку! 

  1. Итог занятия.
    – Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков. Вы сегодня старались правильно произносить звук Ш и я хочу наградить вас за хорошую работу медалями. Молодцы, до свидания!

 

Конспект логопедического занятия “Путешествие к Смешарикам”
Пролистать наверх