ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ «ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

Автор: Носкова Елена Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ “ДС № 46 “Надежда”

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ «ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

 

Педагогический аквариум

«Приемы и способы организации воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями»

Участники: педагоги МБДОУ.

Место проведения: досуговый центр «Поиграй-ка».

Цель – повышение уровня компетентности педагогов МБДОУ в вопросах выбора приемов и способов организации воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  • актуализировать знания педагогов о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанников
  •  активизировать творческий потенциал педагогов, развитие педагогических способностей и педагогического мышления, коммуникабельности.

 (Все участники аквариума собираются в досуговом центре «Поиграй-ка»)

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этой комнате. Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход в воспитательно – образовательной работе с учетом всех его индивидуальных способностей, возрастных и личностных особенностях. Давайте перечислим возрастные особенности каждого возраста.

(Педагоги перечисляют особенности каждого возраста, при необходимости педагог-психолог дополняет)

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. 

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

Общение становится внеситуативным. 

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. 

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. 

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. 

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. 

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. 

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. 

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. 

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. 

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. 

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. 

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. 

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. 

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Детей также, как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно – образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребенка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход в воспитательно – образовательной работе с учетом всех его индивидуальных способностей.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырем типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то их них все равно будет преобладающим. Возможно, что при определенных условиях, с возрастом, приоритеты сменяются и начнет преобладать другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределенность интересов, они могут хвататься за все, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может все окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенно в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно, воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребенка, выявить и развить более сильные стороны противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно, несущие негативные качества.

Поведение ребенка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей — это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и правильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребенка, сопровождающимися нервными срывами, истериками, либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии. 

К примеру, слишком интенсивная программа обучения в ускоренных темпах может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребенок не успевает все осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают все на лету, а другим надо все раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие си созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть, кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Тип темперамента – сангвиник.

Неусидчивый ребенок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слезы для него — это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность. Однако, в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро зазывает, так же быстро просыпается. Поспать долго рядом с ним вряд ли удастся.

Ребенок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и веселую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь не для таких детей и подходить к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребенка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Тип темперамента – меланхолик.

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное, его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика часто можно застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент, который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть. он способен долго рыдать где-нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками-одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребенок с таким темпераментом все-таки может повеселиться в компании. 

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со знакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе, незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения даже в играх. Ребенок за столом во время еды ведет себя очень избирательно, разборчив в своих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулёзно и по-настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило, таких детей трудно уложить и еще более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях к спорту они по большой части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает. 

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования посредством приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать, слепить, построить. Игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребенка заставит его долго и глубоко переживать.

Тип темперамента – холерик.

Он готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боев, настойчиво и решительно идет к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то его переубедить. 

Такие дети обычно более самостоятельны. За счет силы воли многого может добиться. Мало спит, много и все подряд ест. Поступки зачастую необдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может вести себя так, что про него можно сказать – «золото, а нее ребенок».

Дети с таким темпераментом, в отличие от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и с взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребенком холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребенка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить прилюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и все объяснить, иначе, вас ждет фиаско. 

Тип темперамента – флегматик.

Если сравнивать с животным, то по складу характера – черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворенно спокойный. От такого ребенка не дождешься шума. Сидит тихонько и прости, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведет малоподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

Дети с таким темпераментом любители порядка во всем. В разговорах медлительны, делают промежутки между предложениями и, естественно, энергичные игры не для них. 

От других детей его отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако, вполне готов выполнить то, что ему поручат. Сверстники считают его скучным, все новое дается тяжело, но закладывается в подсознание надежно и надолго. 

Не стоит такого ребенка подстраивать под себя, пользуясь его универсальными и исключительными качествами.  В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким-либо действиям, иначе они сами не начнут играть, особенно, к проявлению активного поведения. 

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения. Предвидеть с каким ребенок родится, вряд ли удастся. В каждом случае ребенок индивидуален и неповторим и имеется только схожесть темпераментов, чаще всего которые смешаны.

У каждого из темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны, в этом и заключается индивидуальность.

Возрастные психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития:

    • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
    • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
    • неравномерная работоспособность;
    • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
    • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
    • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
    • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
    • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
  • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
    • несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он будет играть, а не учиться;
    • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
  • несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
  • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
  • могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

 

Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1. 

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию
воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? 

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители пока что вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на транспорте. «Значит, ребенок устает», — делает предположение воспитатель. 

– Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, – возражает отец. 

– Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад! 

Прав ли отец? Может ли ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?

Одна из характерных особенностей детей дошкольного возраста — быстрая утомляемость не от движений, а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности. В основе этого явления лежит быстрая утомляемость отдельных групп мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает и т. п.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.

Ситуация 2. 

Трехлетний малыш, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слезы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!». Пятилетний мальчик говорит: «Я сильный! Меня все боятся!» И в подтверждение пытается толкнуть ногой подвернувшегося щенка. Гостеприимный шестилетний хозяин в отсутствие взрослых созвал со двора гостей сверстников – и раздал им отцовскую коллекцию минеральных камней. «Меня попросили – я и отдал… Я же не жадный!» – объясняет он свой поступок родителям. 

Почему маленькие дети, поступая плохо, нередко считают, что они ведут себя хорошо? О какой детской особенности это свидетельствует? 

В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются: он еще только постигает азы нравственности. С этих позиций проанализируем приведенные выше примеры. Отнял игрушку — значит хорошо: к его сокровищам прибавилось еще одно… Быть сильным — хорошо. Чтобы доказать свою силу, его устраивает любой способ, лишь бы выглядеть «героем»: обидеть щенка… Быть жадным плохо. Чтобы доказать свою щедрость, можно пожертвовать и папиной коллекцией и даже смириться с тем, что ему предстоит неприятное объяснение с отцом. Усвоение ребенком норм нравственности не так просто для него, как нам кажется. В силу отсутствия достаточного жизненного опыта он не всегда может отличить хорошее от плохого и с легкостью меняет местами эти понятия. Даже усвоив некоторые понятия нравственности, дети дошкольного возраста еще не всегда способны руководствоваться ими. Всему этому надо учить ребенка.

Ситуация 3.

 Четырехлетний малыш слышит, как воспитатель напоминает двум девочкам о том, что умываться надо аккуратно, не замочить рукава. Слыша это, он все же подставляет ладонь плотно к крану — и… забрызганы стены, пол и сам мокрый с головы до ног! Вчера он искренне осуждал товарища за то, что тот обидел девочку, а сегодня сам поступает точно так же.

– Ну что за бестолковый! Опять – тоже самое! Ты ведь только что приносил извинения и обещал не обижать Марину, а сам что делаешь? – негодует мама.

– Я и не обижаю Марину, – заверяет сын. – Я ведь не ее, а Игоря толкнул… А его я не обещал не трогать.

Как вы оцениваете поведение детей в описанных случаях? Какие особенности проявились в их поведении и суждениях? Как на подобные детские проявления должен реагировать взрослый?

Конкретность детского мышления, недостаточная способность к обобщениям — все это определяет поведение ребенка: он обещает не делать того, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации вновь поступает так же; замечание, сделанное другому ребенку, не относит к себе. То, о чем ему говорили вчера, он не помнит сегодня. Он импульсивен, а мотивом его поступка чаще всего являются желания. Он не владеет собой, потому что у него не сформированы волевые процессы. Взрослые же, забывая об этих его особенностях, нередко усматривают преднамеренность его поступков. Всегда приходится иметь в виду, что отрицательные способы поведения маленького ребенка крайне редко носят преднамеренный характер, поэтому важно взрослому быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков.

Ситуация 4. 

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлёпывает ее, раздраженно приговаривая:

 – Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! 

Воспитатель, заметив это, говорит:

– Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку. 

Но девочка не слушает ее, возражает:

– А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.
Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких?

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих — высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», — говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он уверен: все, что делают взрослые, — хорошо. Ребенку хочется быть большим, походить на близких!

Ситуация 5. 

Вероника с интересом лепит, занимается даже тогда, когда воспитатель требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку» … Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущенная неповиновением, воспитательница отбирает пластилин и заставляет девочку одеваться.

– До чего же упряма! — сердится она, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Упрямство ли это? Правильно ли поступила воспитатель Вероники? 

Настойчивость нередко принимают за упрямство. Они сходны по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, т. к. упрямство — отрицательное проявление поведения ребенка. Стремление достичь цели — хорошая черта, и воспитателя с родителями должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия. Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них, ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство — результат неправильного подхода — является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер.

Ситуация 6.

 В детском саду отмечали день рождения Антона. Его поздравляли, читали стихи, пели песни, слушали музыку, пили чай с пирогом. Но самое большое впечатление на мальчика произвело поздравление воспитателя:

– Антон вполне заслужил подарок: хорошо себя ведет, помогает малышам, всегда вежлив. Дома он тоже ведет себя хорошо, слушает папу, маму, бабушку, внимателен и ласков
с маленькой сестренкой. Видно, он повзрослел на целый год и стал совсем большой.
Дома, рассматривая подаренный ребятами альбом с рисунками он вспоминает:

 – Мама, а ведь Елена Васильевна сказала, что я вполне заслужил подарок, потому что хорошо себя веду! И немного подумав, говорит:

 – Мама, если тебе надо идти в магазин, ты иди, я побуду с Аленкой. Ты не думай, я справлюсь с ней, я уже совсем большой.

На какой психологической особенности дошкольников основано поздравление воспитателя? Какие чувства испытывал мальчик от поздравления? Что побуждает ребенка предложить помощь маме?

Велико значение доброго слова в развитии у детей чувства собственного достоинства. Одобрение, высказанное в форме «ты стал большой» основанное на стремлении детей быть взрослыми, стимулирует положительные поступки детей. «Я большой», — значит, я все умею, все могу. «Я большой», — значит, я должен помогать малышам, старшим. «Я большой», — значит я сильный и обязан заступаться за слабого и обиженного. «Я большой», — значит, я пример для маленьких!

Ситуация 7. 

Илюша (2,5 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие. Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Воспитатель прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

– Сам! Сам! Сам!

– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила воспитатель? Обоснуйте ваше мнение.
Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка? Какие самостоятельные трудовые умения доступны ребенку на третьем году жизни?

В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка. Оно проявляется очень рано. Важно поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые. Не нужно делать за ребенка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для каждого из взрослых, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Подведение итогов педагогического аквариума.

По окончании встречи проводится обсуждение опыта в организации воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, выбор наиболее приемов и способов. 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ «ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»
Пролистать наверх