Автор: Овчинникова Надежда Вениаминовна
Музыкальный руководитель МАДОУ “Детский сад №396” г. Перми
Музыкально-дидактические игры для развития дикции и певческого дыхания.
Музыкально-дидактическая игра “Волшебные нити” для детей среднего возраста
Автор-разработчик:
Овчинникова Н.В.
Цель: Развитие у детей дикции
Игровой материал: коробочка.
Примечание к изготовлению пособия:
На боковых стенках коробочки изображены мухомор, собачка и тучка. На дне коробочки сделаны 6-8 отверстий, через которые ребенок протягивает объемные цветные нити. Детям необходимо сделать это не спеша, регулируя мышечное напряжение. При этом нужно легко, четко, правильно пропевать слова, соответствующие картинке (собачка – “гав”, тучка – “кап”, мухомор – “ай”). Задание считается выполненным тогда, когда все нити вытянуты полностью. По окончании игры педагог прячет нити обратно в коробочку, продевая их через отверстия.
Ход игры:
Педагог: Ребята, я сегодня расскажу вам сказку про веселого щенка. А вы мне поможете?
(Утвердительные ответы детей)
Педагог: Однажды щенок гулял по лесной полянке и звонко лаял.
(Дети по очереди вытягивают из коробочки разноцветные нити разной длины, многократно пропевая “гав” на звуке СОЛЬ индивидуально или хором. Когда все нити вытянуты, педагог прячет их обратно в коробочку и показывает детям картинку мухомора)
Педагог: Вдруг, щенок увидел красивый грибок – красненький, с нарядными белыми пятнышками. “Какой ты красивый”, – сказал щенок. – “Но мама мне говорила, что мухоморы ядовиты, их не надо трогать”. “Ай-ай-ай…” – заговорил быстро щенок.
(Дети пропевают “Ай-ай-ай…” на звуке ЛЯ индивидуально или хором, вытягивая нити. Затем педагог прячет нити обратно в коробочку и показывает картинку тучки)
Педагог: “Ой”, – сказал щенок. – “Кажется, дождь начинается! Мне нужно спрятаться”. Закапал дождь “кап-кап-кап…”
(Дети по очереди вытягивают нити и пропевают слова “кап-кап-кап…” на звуке ФА индивидуально или хором. Затем педагог снова прячет нити в коробочку и показывает картинку мухомора)
Педагог: “Дождик закончился!” – обрадовался щенок. И вдруг снова увидел мухомор. “Ой, какой ты стал большой” – удивился щенок. – “Это дождь помог тебе вырасти. Я на тебя только посмотрю, а трогать не буду”. (Дети по очереди пропевают “ой-ой-ой” индивидуально или хором на звуке МИ, вытягивая нити. Педагог снова складывает нити в коробочку)
Педагог: Но тут щенок услышал голос своей мамы и радостно побежал к ней.
Педагог: Вам понравилась сказка про щенка? Тогда в следующий раз мы узнаем, как щенок подружился с солнышком.
Методические рекомендации
Музыкально-дидактическая игра может быть использована как в НОД, так и на развлечениях, индивидуальных занятиях с детьми ОВЗ. Может быть использовано несколько таких коробочек с различным целевым назначением: развитие певческого дыхания, формирование гласных звуков в пении, развитие ритмического слуха, развитие тембрового слуха, развитие динамического слуха. Тогда необходимо подобрать соответствующие картинки. Педагог может проявить свою фантазию и сделать коробочку любой формы: домик, тучка, животное и т.д.
Музыкально-дидактическая игра “Приключения мышонка”
для детей второй младшей группы
Цель: Развитие певческого дыхания.
Игровой материал: Мини-игрушки на деревянных палочках: мышонок, ёлочка, рыбка, пчела, гусеница.
Примечания к изготовлению пособия для игры:
Мини-игрушки закреплены на деревянных палочках для того, чтобы детям было удобнее их держать. Около игрушки расположены узкие зеленые листочки-”травинки”. Это помогает детям отследить движение воздуха при выдохе.
Ход игры:
Педагог: На лесной полянке возле стройной зеленой ёлочки в своей норке жил да был любопытный мышонок. Рано утром мышонка будил легкий ветерок, который слегка качал еловые веточки.
(Дети дуют на ёлочку и видят, как на ней качаются веточки)
Педагог: “Надо поскорее пожелать всем моим друзьям доброго утра”, – подумал мышонок и побежал. На красивом цветке сидела важная пчела. Она собирала нектар. Мышонок запел: “Здравствуй, пчела!” (Музыкальный руководитель играет попевку из двух-трех звуков)
Педагог: Но пчела ничего не ответила. Мышонок набрал воздуха и подул на цветок, на котором сидела пчела. Цветок тихонько закачался. “Доброе утро” – пропел мышонок и побежал дальше.
(Дети повторяют попевку за педагогом)
Педагог: Пробегая мимо гусенички, которая сидела на листочке, мышонок подул на листочек, и он тоже закачался. “Вот какой я сильный” – подумал мышонок.
(Педагог обращает внимание на правильное положение губ ребенка – “узкая дудочка”)
Педагог: “Доброе утро”, – пропел мышонок и отправился дальше.
Мышонок подбежал к лесному озеру, где жила его знакомая рыбка. Он набрал воздух очень тихо, чтобы не напугать свою подружку, и подул на воду. И рыбка его увидела. “Доброе утро”, – пропел мышонок, – “Ну вот, я всем пожелал доброго утра. Пора возвращаться в свою норку”.