Проблемная педагогическая ситуация “Бабушка потеряла внука”

автор: Овчинникова Марина Викторовна

воспитатель МАДОУ Детский сад №45

Проблемная педагогическая ситуация “Бабушка потеряла внука”

Проблемная педагогическая ситуация «Бабушка потеряла внука».

автор:  Овчинникова Марина Викторовна

 

Цели: приобретение детьми собственного жизненного опыта.

 

Задачи: развитие саморегуляции; становление самосознания и активной жизненной позиции; развитие свободного общения взрослых и детей; воспитание чувства товарищества.

учить детей самоопределяться в эмоционально-напряжённой ситуации; формирование умения принять собственное решение без участия взрослого.

 

Предварительная работа:

1: Беседы: «Какие слова можно  сказать о любимой бабушке?( о чужой бабушке)», «Чем и как мы можем помогать бабушкам?», « Что такое доброта?», «Что такое вежливость?».

Чтение художественной литературы: «Бабушка» Г.Х.Андерсен; «Бабушка отдыхает», «Пусть я буду, ваша бабушка» В.А.Сухомлинский ; Рассказ «Любимая бабушка».

2: Проигрывание ситуаций: «Чего ты плачешь , бабушка», «Если бабушка болеет?», «Чем можно порадовать бабушку?», «Вежливая просьба», «Поступи правильно»

Проблемная педагогическая  ситуация «Бабушка потеряла внука».

 

Персонажи: Бабушка (пожилая женщина, которую не знают дети)

 

Ход:

В группу к детям входит бабушка, в верхней одежде, с большой сумкой. Здоровается. Дети не знают её и никогда не видели. Это очень важно, ведь как бы вы ни загримировались и не переоделись, дети узнают вас, тогда ситуация из реальной превратится в игровую, а этого допускать нельзя. Всё происходит во время полдника. На столах у детей стоят чашки с кефиром и печеньем. На раздаточном столе рядом стоит  лишняя чашка. В поле зрения детей стоит несколько свободных стульев. Воспитателя и помощника нет. Итак, бабушка вошла, и говорит:

– Здравствуйте, я бабушка Вани Иванова (выдерживает паузу, следит за реакцией детей).

– Я потеряла своего внука. Не знаю, в какой он группе (оглядывается, выдерживает паузу, выслушивает ответы детей).

– Ой, как я устала, у меня так болят ноги (ищет место, где можно присесть).

– Я очень хочу пить (осматривается, ищет глазами, где можно попить).

– Так вы не знаете Ваню Иванова?  (выслушивает ответы детей).

Благодарит детей и уходит.

 

Рефлексия:

Входит воспитатель, рассаживает детей в круг, зажигает свечу, включает медитативную музыку. Затем следуют вопросы:

1) Что сейчас произошло?

2) Что ты делал, что чувствовал?

3) Что ты будешь делать в следующий раз, если придёт бабуля?

Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?»

Чтобы все дети усвоили урок, «ситуацию» повторяют 3—4 раза. Но сюжет необходимо всё время моделировать. Пусть через несколько дней на прогулке к ребятам подойдёт мама с коляской и попросит помощи или за помощью обратится кто-то из детей ясельной группы с бабушкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение произведений:

«Любимая бабушка»

У многих из нас есть бабушки. Они очень разные: кто-то моложе, кто-то старше, кто-то с весёлым нравом, кто-то сдержан и молчалив. Но мы все очень любим наших бабушек.

Моя бабушка – самая лучшая! Я люблю её за то, что она добрая, ласковая, за то, что у неё золотые руки, а главное, за то, что она просто моя бабушка. Она всегда старается меня понять, поддержать в хороших начинаниях. Я рассказываю ей обо всём, что происходит в моей жизни. Она никогда не перебивает. А если мне нужен совет, то подскажет такой вариант, о котором я даже не думала.

Моя бабушка любит учиться. Она старается идти в ногу со временем. Бабушка читает научно-познавательные журналы, смотрит фильмы, рассказывающие о нашей земле, ходит в библиотеку, а иногда вместе со мной учит английский язык. Бабушка говорит мне, что человек молод до тех пор, пока у него есть желание учиться.

Моя бабушка любит покормить меня вкусным борщом. Когда приближается время обеда, я всегда высматриваю ту кастрюльку, в которой бабушка варит борщ. Она всегда полна. И когда только моя бабушка успевает сварить вкусный суп? Вроде всё утро она вязала, прибирала в доме. Наверно, бабуля варит вкусный борщ ночью, когда я сплю…

Пусть я буду ваша, бабушка… В.А. Сухомлинский

На окраине села живёт старенькая бабушка Марина.

– У неё никого-никого нет, – часто говорит мама Марийке, трёхлетней дочке. Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки Марины.

Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор и видит: сидит бабушка на стульчике, греется на солнце и смотрит на неё, Марийку.

Марийка бежит к бабушке: – Добрый день, бабушка.

– Добрый день, Марийка, – радостно отвечает бабушка. – Посиди возле меня, дитятко.

Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть не хочется. Манит луг – сколько бабочек там летает. Манит речка – какой песочек чистый на берегу, какая вода тёплая.

Марийка собирается бежать, а бабушка вздыхает.

– Почему вы вздыхаете, бабушка?

– Потому что некому слова сказать. Одна я, одинёшенька…

– Пусть я буду ваша, бабушка, – тихо шепчет Марийка и целует её в морщинистую щеку.

– Хорошо, детка, будешь моя, – улыбается бабушка Марина.

До вечера Марийка бегала по лугу, купалась, любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала. Побегает на лугу, потом прибежит к бабушкиному двору и защебечет: – Я не забыла, что я ваша, бабушка!

В.А. Сухомлинский. Бабушка отдыхает.

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала: – Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую неделю не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала: – Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала: – Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила: – Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В её глазах светилась радость.

Учитель: Как вы думаете, от чего в глазах бабушки «светилась радость»?

 

Проблемная педагогическая ситуация “Бабушка потеряла внука”
Пролистать наверх