Автор: Озерных Екатерина Анатольевна
учитель-логопед МКОУ Ордынская санаторная школа
Конспект занятий с детьми.
Конспект логопедического занятия в 5 классе.
Тема: «Корень слова. Однокоренные (родственные слова)».
Цель: Закрепить умения правильно определять корень в словах, подбирать однокоренные (родственные) слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Обучать умению выделять в словах корень, подбирать однокоренные (родственные) слова.
2.Совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
3.Обучать работе с деформированным текстом.
Коррекционно-развивающие:
1.Расширять словарный запас учащихся, развивать внимание.
2.Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза.
3.Развивать фонематический слух.
4.Развивать мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
2.Побуждать интерес к чтению.
Тип занятия: закрепление знаний.
Форма обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядный.
Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс
– И гостям сказать нам надо?
– Видеть Вас мы очень рады!
– Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встаём.
– Здравствуйте ребята! Я рада встречи с вами! Начинаем наше занятие. Чтобы оно прошло успешным, нам надо включиться в работу. А для этого нам нужно провести артикуляционную гимнастику.
- I Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Выполнение упражнений « улыбка», « хоботок».
– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
III. Введение в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.
– Ребята, какое слово написано на экране?
– Я буду задавать вам вопросы. Если вы правильно ответите, на экране появится отгаданное слово.
-Как называют человека, который ухаживает за садом?(садовник)
-Скажите ласково слово сад. (садик)
-Как называются молодые растения, выращенные для пересадки на грядки? (рассада)
-Как называются цветы, растущие в саду? (садовые)
-Что общего в этих словах? Назовите повторяющуюся часть в этих словах. (ответы детей)
-Правильно-это корень слова. Что такое корень слова?
Корень слова-общая часть слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями и с одинаковым смыслом — называются однокоренными или родственными.
– Кто-нибудь из вас может сформулировать тему занятия? (корень слова)
- Работа по теме.
– Сегодня на занятии мы будем определять корни в словах и подбирать к ним однокоренные слова. У нас необычное занятие. Мы отправляемся путешествовать в виртуальный город Однокоренных слов. Как и в любом городе в нём есть много необычного и интересного, а мы станем волшебниками виртуального города. Итак,в путь!
-Ребята, посмотрите, мы попали в парк однокоренных слов.
Задание 1.
Обратите внимание на партах у вас лежат картинки с изображением домика и грибочка. (дом, гриб). Как вы считаете, с каким корнем будет группа слов? Подберите слова-родственники. Запишите их в тетрадь.
ИК -ОК
-ИШКО -ОЧЕК
-БЕЗ -НОЙ
-Ы -НИК
-Й -НИЦА
-АШНИЙ
-ОВОЙ
Проверка выполнения задания.
Задание 2:
Нужно сгруппировать родственные слова путём разделения по смыслу каждой из представленных групп,разные родственные слова.
-Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (зима).А теперь подбери слова-родственники к слову «зима». (Можно задавать наводящие вопросы).
– Каким словом ласково называют зиму? (зимушка)
-А как можно назвать день зимой? (зимний)
– Как называются птицы,которые остаются нас на зиму? (зимующие)
– Как по-другому можно сказать « живут зимой»? (зимуют)
– Вот, оказывается,сколько слов-родственников у одного слова. Давайте ещё раз посмотрим на картинку и скажите,что здесь можно назвать зимним? (зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода). Молодцы!
-Сейчас постарайтесь самостоятельно подобрать «семейку»слов к слову снег, лес, лист.
– Справились, молодцы! Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями и сделаем взаимопроверку.
Задание 3.
– Слова перепутались! В них один корень,но значение слов разное. Вам нужно определить корень (работа по карточкам).Распределите слова на две группы и запишите их.
Носить, носишко, носильщик, нос,носатая, длинноносый, носилки,носовой, поднос,переносить.
–Читаем ответы и сверяем ваши записи, выделите корень. Объясните значение слов. Делаем вывод:слова с одинаковым корнем,но разные по значению не могут называться однокоренными.
Задание 4.
Задача: подбор однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.(словоизменение).
-Посмотрите здесь все предметы маленькие! Поиграем в игру с мячом. Я называю слово и кидаю мяч, вы представляете предмет маленьким, называете слово и кидаете мяч обратно.
Кружка-кружечка, скамейка-скамеечка, пень-пенёк, хлеб-хлебушек, чайник-чайничек, замок-замочек.
- Физминутка.
Идём дальше по городу и перед нами Дворец спорта.
Раз,два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два!Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.
Задание 5.
Задача: исключить лишнее слово.
-Расскажу вам сказку. Собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам играет. Водолазы на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. Водопад с водицей беседу завёл. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью.
Словарная работа:
Водолаз-специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.
Водопад-это поток воды, падающий с высоты.
– Кто же оказался чужаком среди родственников воды?(водитель)
-Почему гости не сразу приметили чужака? (похожий корень)
-нам осталось перейти мостик и мы уже дома. Но мостик тоже не простой, чтобы пройти по нему, нужно выполнить задание.
Задание 6.
Задача: найди лишнее слово.
-Прочитайте слова по карточкам, в каждой строчке найдите лишнее.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Водитель, водолаз, водит, водительская.
– Проверим, теперь с одним из лишних слов составьте предложение. Запишите его.
Различие слов с одинаковым корнем и родственных слов.
-Посмотрите, я нечаянно рассыпала слова. Они перепутались. Давайте подумаем и объясним, как можно разделить их на две группы.
Рис,рисунок, рисует, рисовая, рисование, рисинка.
-Какие два секрета помогут нам различать родственные и однокоренные слова?
1.у однокоренных слов один корень, они похожи по «внешнему виду» друг на друга
- у родственных слов кроме одинакового корня есть общее значение.
Задание 7.
Собери группы слов. На доске 12 карточек с записанными на них словами и учитель предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем. Эти слова называются родственными.
Учитель, воробей, ворона, воронёнок,учить, берёза, подберёзовик, воробушек, ученик, воробьиха, берёзовый, воробьиное.
Задание 8.
– Прочитайте. Вставьте в предложения слова подходящие по смыслу. Обозначьте в словах корень.
На огонь летит маленький… Солнце, луна, звёзды-небесные … В комнате стало … от огня. Вдалеке я увидел тусклый … Зимой солнце…, но не греет. Скоро наступит … и станет совсем…
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
-Подбери по смыслу к выделенным словам слова однокоренные и допиши предложения. Разбираются предложения и записываются в тетрадь.
Бобр-строитель. Плотины на реке ______________________.
Кабан – пахарь. Землю в лесу ___________________________.
Паук — ткач. Ловкие сети умеет ________________________.
Дятел — лекарь. Больные деревья _______________________.
- Заключительная часть.
– Ребята, наше занятие заканчивается. Вспомните, о чём сегодня шла речь? Что такое корень? Какие слова называются однокоренными, родственными?
VII. Рефлексия.
Выяснить впечатления обучающихся от занятия, анализ эмоционального состояния полученного от успешной (неуспешной) деятельности и влияние его на настроение детей.
Что понравилось больше всего? Сложнее было работать над какими заданиями?