Конспект занятий с детьми.

Автор: Озерных Екатерина Анатольевна

учитель-логопед МКОУ Ордынская санаторная школа

Конспект занятий с детьми.

Конспект логопедического занятия в 5 классе.

Тема: «Корень слова. Однокоренные (родственные слова)».

Цель: Закрепить умения правильно определять корень в словах, подбирать однокоренные (родственные) слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Обучать умению выделять в словах корень, подбирать однокоренные (родственные) слова.

2.Совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.

3.Обучать работе с деформированным текстом.

Коррекционно-развивающие:

1.Расширять словарный запас учащихся, развивать внимание.

2.Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза.

3.Развивать фонематический слух.

4.Развивать мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.

2.Побуждать интерес к чтению.

Тип занятия: закрепление знаний.

Форма обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядный.

Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс

– И гостям сказать нам надо?

– Видеть Вас мы очень рады!

– Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встаём.

– Здравствуйте ребята! Я рада встречи с вами! Начинаем наше занятие.  Чтобы оно прошло успешным, нам надо включиться в работу. А для этого нам нужно провести артикуляционную гимнастику.

  1. I Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Выполнение упражнений « улыбка», « хоботок».

– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

III. Введение в тему.

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.

– Ребята, какое слово написано на экране?

– Я буду задавать вам вопросы. Если вы правильно ответите, на экране появится отгаданное слово.

-Как называют человека, который ухаживает за садом?(садовник)

-Скажите ласково слово сад. (садик)

-Как называются молодые растения, выращенные для пересадки на грядки? (рассада)

-Как называются цветы, растущие в саду? (садовые)

-Что общего в этих словах? Назовите повторяющуюся часть в этих словах. (ответы детей)

-Правильно-это корень слова. Что такое корень слова?

Корень слова-общая часть слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями и с одинаковым смыслом — называются однокоренными или родственными.

– Кто-нибудь из вас может сформулировать тему занятия? (корень слова)

  1. Работа по теме.

– Сегодня на занятии мы будем определять корни в словах и подбирать к ним однокоренные слова. У нас необычное занятие. Мы отправляемся путешествовать в виртуальный город Однокоренных слов. Как и в любом городе в нём есть много необычного и интересного, а мы станем волшебниками виртуального города. Итак,в путь!

-Ребята, посмотрите, мы попали в парк однокоренных слов.

Задание 1.

 Обратите внимание на партах у вас лежат картинки с изображением домика и грибочка. (дом, гриб). Как вы считаете, с каким корнем будет группа слов? Подберите слова-родственники. Запишите их в тетрадь.

ИК                                                                      -ОК

-ИШКО                                                              -ОЧЕК

-БЕЗ                                                                    -НОЙ

-Ы                                                                        -НИК

-Й                                                                         -НИЦА

-АШНИЙ

-ОВОЙ

Проверка выполнения задания.

Задание 2:

Нужно сгруппировать родственные слова  путём разделения по смыслу каждой из представленных групп,разные родственные слова.

-Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (зима).А теперь подбери слова-родственники к слову «зима». (Можно задавать наводящие вопросы).

– Каким словом ласково называют зиму? (зимушка)

-А как можно назвать день зимой? (зимний)

– Как называются птицы,которые остаются нас на зиму? (зимующие)

– Как по-другому можно сказать « живут зимой»? (зимуют)

– Вот, оказывается,сколько слов-родственников у одного слова. Давайте ещё раз посмотрим на картинку и скажите,что здесь можно назвать зимним? (зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода). Молодцы!

-Сейчас постарайтесь самостоятельно подобрать «семейку»слов к слову снег, лес, лист.

– Справились, молодцы! Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями и сделаем взаимопроверку.

Задание 3.

– Слова перепутались! В них один корень,но значение слов разное. Вам нужно определить корень (работа по карточкам).Распределите слова на две группы и запишите их.

Носить, носишко, носильщик, нос,носатая, длинноносый, носилки,носовой, поднос,переносить.

Читаем ответы и сверяем ваши записи, выделите корень. Объясните значение слов. Делаем вывод:слова с одинаковым корнем,но разные по значению не могут называться однокоренными.

Задание 4.

Задача: подбор однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.(словоизменение).

-Посмотрите здесь все предметы маленькие! Поиграем в игру с мячом. Я называю слово и кидаю мяч, вы представляете предмет маленьким, называете слово и кидаете мяч обратно.

Кружка-кружечка, скамейка-скамеечка, пень-пенёк, хлеб-хлебушек, чайник-чайничек, замок-замочек.

  1. Физминутка.

Идём дальше по городу и перед нами Дворец спорта.

Раз,два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два!Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять-руками помахать.

Шесть-за парту тихо сесть.

Задание 5. 

Задача: исключить лишнее слово.

-Расскажу вам сказку. Собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам играет. Водолазы на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной  пожаловал. Водопад с водицей беседу завёл. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью.

Словарная работа:

Водолаз-специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.

Водопад-это поток воды, падающий с высоты.

– Кто же оказался чужаком среди родственников воды?(водитель)

-Почему гости не сразу приметили чужака? (похожий корень)

-нам осталось перейти мостик и мы уже дома. Но мостик тоже не простой, чтобы пройти по нему, нужно выполнить задание. 

Задание 6.

 Задача: найди лишнее слово.

-Прочитайте слова по карточкам, в каждой строчке найдите лишнее.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Водитель, водолаз, водит, водительская.

– Проверим, теперь с одним из лишних слов составьте предложение. Запишите его.

Различие слов с одинаковым корнем и родственных слов.

-Посмотрите, я нечаянно рассыпала слова. Они перепутались. Давайте подумаем и объясним, как можно разделить их на две группы.

Рис,рисунок, рисует, рисовая, рисование, рисинка.

-Какие два секрета помогут нам различать родственные и однокоренные слова?

1.у однокоренных слов один корень, они похожи по «внешнему виду» друг на друга

  1. у родственных слов кроме одинакового корня есть общее значение.

Задание 7.

Собери группы слов. На доске 12 карточек с записанными на них словами и учитель предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем. Эти слова называются родственными.

Учитель, воробей, ворона, воронёнок,учить, берёза, подберёзовик, воробушек, ученик, воробьиха, берёзовый, воробьиное.

Задание 8.

– Прочитайте. Вставьте в предложения слова подходящие по смыслу. Обозначьте в словах корень.

На огонь летит маленький… Солнце, луна, звёзды-небесные … В комнате стало … от огня. Вдалеке я увидел тусклый … Зимой солнце…, но не греет. Скоро наступит … и станет совсем…

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

-Подбери по смыслу к выделенным словам слова однокоренные и допиши предложения. Разбираются предложения и  записываются в тетрадь.

Бобр-строитель.  Плотины на реке ______________________.

Кабан – пахарь. Землю в лесу ___________________________.

Паук — ткач. Ловкие сети умеет ________________________.

Дятел — лекарь. Больные деревья _______________________.

  1. Заключительная часть.

– Ребята, наше занятие заканчивается. Вспомните, о чём сегодня шла речь?  Что такое корень? Какие слова называются однокоренными, родственными?

VII. Рефлексия.

Выяснить впечатления обучающихся от занятия, анализ эмоционального состояния полученного от успешной (неуспешной) деятельности и влияние его на настроение детей.

Что понравилось больше всего? Сложнее было работать над какими заданиями?

 

Конспект занятий с детьми.
Пролистать наверх