Автор: Орехова Лариса Владиславовна
учитель-логопед ГБОУ Школа № 1362 Конспект занятия.
Тема “Упражнение в различении [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи”.
ТЕМА: УПРАЖНЕНИЕ В РАЗЛИЧЕНИИ [Ж] – [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
ЦЕЛЬ:
- Закрепить у учащихся умение различать согласные Ж, Ш в устной и письменное речи;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие и совершенствование грамматического строя;
- Развитие связной речи.
Оборудование:карточки для обозначения звука,
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний .
-Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж – Ш.
Ряды картинок:
- жук, оса, ракушка, аист (Жора);
- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
– Герои сегодняшнего занятия – жук Жора и мушка Маша.
2.Сформулировать тему урока и записать её на доске.
III Работа по теме:
1.Дифференциация Ж-Ш .
Развитие слуховой памяти.
-Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж – Ш. Назовите слова для жука и мушки.
«Жили-были жук Жора и мушка Машка. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».
1) Дифференциация Ж-Ш слогах.
Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Мушка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – запишите слоги с буквами Ж – Ш.
-Запишите слоги и звукосочетания в две строчки; с буквой Ш – в одну, с буквой Ж – в другую.
АЖА, АШО, АЖУ, ОШУ, ЖИ, ЖА, ШУ АЖ, ЖУ, АЖИ, АШИ
Прочтите слоги, записанные в первую строчку
2) Дифференциация Ж-Ш в словах.
А теперь помогите Машке сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Запишите эти слова в два столбика, выделите буквы Ж – Ш.
На листочках по слогам записаны следующие слова: кружева, машина, этажи, багаж, шоколад, школа, железо
3) Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
После лечения Машка и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж – Ш.
ШОВ ЗМЕИНАЯ
КАРАНДАШИ ГРУБЫЙ
КОЖА ЦВЕТНЫЕ
ШТАНИШКИ ТИХИЙ
ШОРОХ КОРОТКИЕ
IV Физминутка
-После тяжелой работы насекомые решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника. Муравьи предложили поиграть в такую игру: кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, получит сладкий приз от тетушки пчелы. Жук и букашка согласились, к тому же они сильно проголодались за время работы. Итак:
- ты стал кислым как лимон;
- ты превратился в хитрую лисичку;
- ты стал колючим и сердитым ежиком;
- а теперь ты превратился в ласковое летнее солнышко.
4) Дифференциация Ж-Ш в предложениях.
Тетушка пчела не смогла выбрать лучшего, потому что все были хороши! Она всех угостила медом! Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве странное объявление. Прочитайте слова. Что надо сделать?(Составить предложения и записать их схемой)
В, ужи, трава, шуршат.
На, выбежали, школьники, дорожка, беговая.
5) Запись под диктовку.
Шашки.
Лёня принёс шашки. Это подарок брату. Юра любит Лёню.брат учит Юру играть в шашки.
V Итог занятия. Чему научились на занятии?