Тема “Упражнение в различении [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи”.

Автор: Орехова Лариса Владиславовна

учитель-логопед ГБОУ Школа № 1362 Конспект занятия.

Тема “Упражнение в различении [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи”.

ТЕМА: УПРАЖНЕНИЕ В РАЗЛИЧЕНИИ [Ж] – [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ЦЕЛЬ:

  • Закрепить у учащихся умение различать согласные Ж, Ш в устной и письменное речи;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие и совершенствование грамматического строя;
  • Развитие связной речи.

Оборудование:карточки для обозначения звука, 

 

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний . 

-Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж – Ш. 

Ряды картинок:

  • жук, оса, ракушка, аист (Жора);
  • мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

– Герои сегодняшнего занятия – жук Жора и мушка Маша.

2.Сформулировать тему урока и записать её на доске.

  III Работа по теме:

1.Дифференциация Ж-Ш .

Развитие слуховой памяти.

-Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж – Ш. Назовите слова для жука и мушки.

«Жили-были жук Жора и мушка Машка. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

1) Дифференциация Ж-Ш слогах.

Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Мушка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – запишите слоги с буквами Ж – Ш.

-Запишите слоги и звукосочетания в две строчки; с буквой Ш – в одну, с буквой Ж – в другую.

АЖА, АШО, АЖУ, ОШУ, ЖИ, ЖА, ШУ АЖ, ЖУ, АЖИ, АШИ 

Прочтите слоги, записанные в первую строчку

 

 

2) Дифференциация Ж-Ш в словах.

А теперь помогите Машке сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Запишите эти слова в два столбика, выделите буквы Ж – Ш.

На листочках по слогам записаны следующие слова: кружева, машина, этажи, багаж, шоколад, школа, железо

 

3)  Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.

После лечения Машка и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж – Ш.

ШОВ ЗМЕИНАЯ

КАРАНДАШИ ГРУБЫЙ

КОЖА ЦВЕТНЫЕ

ШТАНИШКИ ТИХИЙ

     ШОРОХ                                     КОРОТКИЕ

 

IV Физминутка

-После тяжелой работы насекомые решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника. Муравьи предложили поиграть в такую игру: кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, получит сладкий приз от тетушки пчелы. Жук и букашка согласились, к тому же они сильно проголодались за время работы. Итак:

  • ты стал кислым как лимон;
  • ты превратился в хитрую лисичку;
  • ты стал колючим и сердитым ежиком;
  • а теперь ты превратился в ласковое летнее солнышко.

 

4) Дифференциация Ж-Ш в предложениях.

Тетушка пчела не смогла выбрать лучшего, потому что все были хороши! Она всех угостила медом! Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве странное объявление. Прочитайте слова. Что надо сделать?(Составить предложения и записать их схемой)

В, ужи, трава, шуршат.

На, выбежали, школьники, дорожка, беговая.

5) Запись под диктовку.

Шашки.

Лёня принёс шашки. Это подарок брату. Юра любит Лёню.брат учит Юру играть в шашки.

 

V Итог занятия. Чему научились на занятии?

Тема “Упражнение в различении [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи”.
Пролистать наверх