Педагогический проект.

автор: Османова Рафида Каерзиновна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №2

Педагогический проект.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Системно – деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО

 

Учитель начальных классов первой категории села Иргаклы Степновского района Ставропольского края

Османова Рафида Каерзиновна

 

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                              3

Понятие системно-деятельностного подхода как основы реализации ФГОС НОО                                                                                                              5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                                  7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внеклассную работу в школе принято относить к составной части учебно-образовательного процесса, которая призвана решать задачи учебной и внеучебной направленности в комплексе.

Также под внеклассной работой понимают одну из форм организации деятельности обучающихся.

Важным показателем данного вида работы является преемственность между урочной и внеурочной работой, которая способна стимулировать деятельность учащихся за счет повышения готовности принимать активное участие в ней. Объединяя мотивы различных видов деятельности, она предоставляет возможность практического применения знаний, умений и навыков.

Под целью внеклассной работы принято понимать развитие мотивационного аспекта у учащихся по отношению к познанию и творческой деятельности, процесс содействия личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к условиям жизни в современном обществе, приобщение к ЗОЖ.

Основными задачами организации внеклассной деятельности являются:

  1. Выявление личностных интересов в разных видах деятельности;
  2. Создание индивидуальной системы развития для учащихся;
  3. Формирование системы ЗУНов;
  4. Развитие творческой деятельности и способностей;
  5. Создание условий для применения полученных знаний и навыков;
  6. Расширение социального общения;
  7. Проведение работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Данный вид работы расширяет возможности учащихся, формирует дисциплинированность и ответственность, любознательность, повышает работоспособность на уроках. Также он способен сформировать доброжелательность, толерантность к своему окружению, одноклассникам.

Существует большое количество вариантов организации системы внеклассной работы, выбор необходимой обуславливается задачами основной образовательной программы школы и ее основных функциональных разделов.

В условиях реализации государственного образовательного стандарта начального образования выделяют такие формы как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

В своей практике я также уделяю большое внимание внеклассным мероприятиям, которые мне помогают в более глубоком определении индивидуальных качеств учеников. Именно в таком виде деятельности возможно их «раскрытие»; определяются черты характера, волевые свойства, интеллектуальные способности.

Не стоит забывать, что мы – педагоги должны идти в ногу со временем и пытаться совместить в своей практике – жесткие рамки определенные государственными стандартами, а также проявлять индивидуальный подход.

Моя работа «Орел и решка» является своеобразным отражением реальной действительности, отражением приоритетов подрастающего поколения.

С одной стороны, она построена в рамках системно-деятельностного подхода современного начального образования, а с другой стороны – обусловлена предпочтительным выбором большинства.

В данной разработке я ориентируюсь на усвоение знаний в рамках предмета «Окружающий мир», так как считаю, что данное направление очень интересно моим ученикам.

 

Понятие системно-деятельностного подхода 

как основы реализации ФГОС НОО

 

В основе стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разрешение следующих задач:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 

2) выделяется содержательная область («могу»)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

  1. Выявление места и причины затруднения.На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 

1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 

2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  1. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие детьми нового знания»). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 

1) ставят цель, 

2) строят план достижения цели, 

3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы, модели, учебник),

4) построение плана достижения цели.

  1. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 

2) зафиксировать преодоление затруднения; 

3) уточнение характера нового знания.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
  3. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
  4. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о его большой значимости в реалиях современного начального образования.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

В современной системе образования лежит государственный стандарт, который предопределяется системно-деятельностным подходом.

Данный подход включает в себя одно из направлений, которое звучит как «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов».

Именно на нем я хочу более подробно остановиться.

Моя педагогическая деятельность началась с сентября 2000 года в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» в должности учителя начальных классов.

Я поняла значение данного направления, в условиях современного общества. Мною разработана методика работы с учетом внедрения новых форм работы и увеличением количества детей с ограниченными возможностями.

Моими основными задачами стали:

  1. Разработка комплексного подхода при организации деятельности с детьми с ОВЗ;
  2. Учет взаимосвязи обычных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
  3. Формирование толерантности учеников начальной школы и их родителей к личностям, имеющим нарушения в здоровье.

В моем классе есть особенный ребенок.  Его особенность заключается в том, что он часто пропускает занятия по болезни (сахарный диабет). Ребёнок с интересом относится к учебным предметам, особый интерес проявляет к окружающему миру. При выполнении учебной работы ученик проявляет особую старательность.

        Обладает незаурядными способностями, пытается активно учувствовать в общественно-полезной жизни класса, но плохо идет на контакт со сверстниками. К одноклассникам проявляет упрямство, грубость.  Его характеризуют такие черты личности как дисциплинированность, исполнительность, ответственность.

Раздумывая над разрешением данной проблемы, я пришла к выводу о том, что такая возможность мне представится на занятиях во внеурочной деятельности.

Так как мои ученики 4 класса обладают определенным уровнем знаний, способны к выделению основных эмоций: радости, грусти, сочувствия, то они уже и способны к пониманию некоторых особенностей жизни человека.

На предметах, по окружающему миру, литературе, в процессе подготовки специализированных проектов мои ребята формируют и раскрывают свои положительные качества личности, в связи с их возрастными особенностями; с одной стороны – веры в «ЧУДО», «Волшебство», с другой стороны – формирования и развития устойчивой позиции школьника. Сделать это будет совсем несложно. Главное – их заинтересовать. Сделав, анализ рейтинга телепрограмм, которые преобладают у младших школьников, я выяснила, что наиболее высокий рейтинг имеет программа «Орел и решка. Перезагрузка».

Взяв за основу данную задумку, я начала воплощать идею в жизнь.

Основной целью данной программы – организация ведущими своего отдыха с различными бюджетами.

В условиях моей профессиональной деятельности я попыталась перевести денежный эквивалент бюджета в эквивалент знаний.

Для этого мною были организованы дополнительные специализированные задания для оценивания. Правильное выполнение которых оценивалось золотыми медальками. 

Позднее, поняв эффективность данного метода, я заменила систему оценивания за задания на систему школьной успеваемости. За оценки «хорошо и отлично» выдавались золотые медальки, отметки плана «удовлетворительно», «неудовлетворительно» оценивались черными фишками.

Для отслеживания системы оценивания и получения данных наград из 2-х ватманов был изготовлен кошелек, замысловатого вида с надписью «Богатство знаний».

Ежедневная успеваемость отражалась в этой сокровищнице.

К моменту проведения урока по внеклассному занятию данных кошелек, неизменно наполнялся.

И учащиеся автоматически делились на 2 основные группы:

– группа с наибольшим запасом знаний (с золотыми медальками);

– группа с наименьшим запасом знаний (с черными медальками).

Такое деление было необходимо для выявления первоочерёдности  действий.

В основу моей практики было положено учебное пособие А.А. Плешакова «Энциклопедия путешествий. Страны миры». Это помогало мне не только  не выходить за рамки общеобразовательной программы, но расширять кругозор детей в заданном формате с учетом специфики их индивидуальных характеристик.

Впервые столкнувшись с этим пособием, я сразу же обратила внимание на его информационную нагрузку, красоту оформления, исчерпывающее количество информации по каждой стране.

В данном пособии предусмотрена информация о таких странах как:

  1. Венгрия;
  2. Австрия;
  3. Греция;
  4. Объединенные Арабские Эмираты;
  5. Аргентина.

Изложенный материал в пособии изложен доступно для детей и представляет большой интерес для развития кругозора.

Но, к сожалению, всеобъемлющее пользование им на уроках по окружающему миру невозможно, на это просто не хватает времени. Возможно лишь выборочное использование материала.

Чтобы исправить данное недоразумение, я использовала данное пособие как программное содержание для курса внеклассных занятий «Орел и решка».

Свою работу я построила с учетом указанных тем:

 

Темы  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Венгрия – формирование положительного интереса к культурам других государств;

– развитие кругозора.

“Обычаи 

и обряды»

«Герб и символика страны»

«Национальная валюта»

Театрализация национальной венгерской сказки

круглый стол

Австрия – формирование положительного интереса к культурам других государств;

– развитие кругозора

“Интересные исторические факты”

«История Карлсона» (знакомство (повторение) произведения

субботник

конкурс рисунков «В гостях у Карлсона»

Греция – формирование положительного интереса к культурам других государств;

– развитие кругозора

“Древнегреческие Боги и Богини”

“Герои Эллады”

“Эпос о Персее”

дискуссия

групповая поисковая деятельность,

знакомство с древнегреческим эпосом

игра

Объединенные Арабские Эмираты – формирование положительного интереса к культурам других государств;

– развитие кругозора

Олимпиада по знанию арабской культуры

Математика и медицина как наследие культуры

Литературная викторина

“Я – путешественник”

конкурс исследовательских проектов
Аргентина – формирование положительного интереса к культурам других государств;

– развитие кругозора

“Солнечная страна”

“Родина Футбола”

«Обычаи и обряды»

«Кто такие аргентинцы»

Футбольный турнир

Изготовление герба и символики для страны

Книжка-малышка «Путешествие в солнечную страну»

 

При составлении данного плана я пыталась разрешить несколько проблем одновременно:

  1. Обеспечить внедрение инновационных методов, в обеспечение внеклассной работы с младшими школьниками;
  2.  Расширить возможности детей с ОВЗ для участия в общественной жизни класса, приобщении их к культурному достоянию и наследию наиболее известных зарубежных стран. Дети, обладающие врожденными ограничениями здоровья и посещающие общеобразовательные учреждения начального образования, как правило, обладают физическими дефектами (ДЦП, частые проблемы со здоровьем), что не особо сказывается на их интеллектуальном развитии. Они способны рассказывать, пересказывать, читать, считать, излагать, аргументировать и анализировать.

Да, их отличает некоторая специфика, но не возможность к обучению в общеобразовательном учреждении. При правильно подобранном задании и применении системно-деятельного подхода любой ребенок способен раскрыться и проявить себя;

  1. Не маловажной для меня стала задача – формирования толерантности среди учащихся начальной школы и их родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мои ребята поняли и осознали, что такие дети также способны к учебе, их особенность не является фактором негативного отношения к ним. В ходе данного комплекса занятий было установлено, что дети и родители пересмотрели отношения к таким детям. А у детей с ОВЗ повысилась самооценка и изменился социальный статус в классе;
  2. Моей итоговой целью было и остается повышение эффективности образовательного процесса, повышение уровня усвоения материала, который находит свое отражение в оценочном эквиваленте. При  внедрении метода оценивания, дети начинают осознавать наличие «классового» мнения, когда получившему ту или иную медаль дается характеристика, не только со стороны учителя, но со стороны одноклассников. Второй аргумент для детей в некоторых случаях выступает как наиболее весомый.
  3. Развитие кругозора учащихся. Дети в процессе комплекса занятий узнают много новой общественно значимой информации: они знакомятся с культурой, направлениями деятельности  и историей. Но самое главное, в этом, что полученные знания детей находят выход в организации театрализованных постановок, турниров, дидактических игр, в которых они могут проявить себя и обозначить дальнейшие перспективы развития формирования учебной деятельности.  В процессе занятий ребята активно используют методы вербального и невербального общения (мимика, жесты), закрепляют синтаксическое строение системы языка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основными средствами воспитания для учащихся начальной школы являются такие как: предметно-практическая и трудовая деятельность, игра, познание и развитие духовной культуры.

Определяют также факторы косвенного и прямого воздействия на личность ребенка.

К первой категории относят: систему образования, государство и культуру.

Ко второй группе – семью, школу, окружение сверстников.

Именно эти факторы обуславливают постановку основных задач перед педагогом:

  1. Способствование развитию организма ребенка;
  2. Развитие индивидуальности учащегося;
  3. Личностное развитие ребенка.

Основа этих качественных характеристик начинается с самого момента рождения ребенка, эффективность ее заложена во взаимодействии, объединении усилий семьи и школы, которая соответствует современным требованиям российского общества и установленным стандартам современного начального образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для СПО / В.А. Сластенин и др.- М., 2011, 2012.
  2. Основы учебно-исследовательской деятельности: Бережнова Е.В., Краевский В.В.10-е изд.
  3. ФЗ об образовании в РФ
  4. Плешаков А. А.  Энциклопедия путешествий. Страны мира : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с. : ил. — ISBN 978-5-09-000000-0. 
  5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция   – М.

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сизганова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.- Орск. ЭБС «IPRbooks»
  2. http : //fgosreestr.ru/
  3. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н.- Электрон. текстовые данные.- Саратов. ЭБС «IPRbooks

 

Педагогический проект.
Пролистать наверх