Образовательный проект “Лес полон чудес!” с детьми группы компенсирующей направленности “Ромашка”

Автор: Охапкина Яна Владимировна

Учитель – логопед МБДОУ “ДС № 46 “Надежда” город Норильск

Образовательный проект “Лес полон чудес!” с детьми группы компенсирующей направленности “Ромашка”

Образовательный проект «Лес полон чудес»

с детьми группы компенсирующей направленности «Ромашка»

Разработала: учитель – логопед Яна Владимировна Охапкина

Тип проекта: познавательно-игровой. 

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: 11 октября – 15 октября 2021 г.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Актуальность проекта: современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Проблема сохранения лесов особо актуальна, поэтому чтобы сохранить леса здоровыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры.

       Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Цель проекта: Создать условия для формирования представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора, правилах поведения в природе.

Задачи: 

Образовательные:

– Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах, грибах, деревьях. 

– Познакомить с правилами поведения в лесу.

– Обогатить словарный запас детей, уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие:

– Развивать связную речь детей.

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением;

Воспитательные:

– Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

– Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Методы: словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый.

Формы работы: беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, поговорка, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, пальчиковые игры, игровые упражнения, задания.

Предполагаемый результат:

Дети будут знать правила поведения в лесу. Сформируются и расширятся знания о ягодах и грибах, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей понимания ценности природы. У детей обогатится словарный запас

Итоговое мероприятие проекта:   

Фотовыставка «По грибы по ягоды», выставка детских работ «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!», 

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: подбор методических, наглядно – дидактических пособий и художественной литературы; изучение методической литературы. Систематизация: альбомов по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Лесные ягоды», стихов, пословиц, скороговорок по теме «Лес».
  2. Основной: Реализация плана проекта
  3. Заключительный: Интегрированное занятие «Пойдем в лес гулять».

 

Перспективный план работы с детьми и родителями

День недели Тема Задачи Содержание деятельности Работа с родителями
Понедельник «Лес – наше богатство» Закреплять умение внимательно слушать; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Формирование доступных обобщающих понятий – Беседа «Лес в жизни человека» 

– Рассмотрение иллюстраций на тему «Деревья, грибы, ягоды».

– Просмотр презентации.

– Наблюдение на прогулке (за кустарниками).

– Развитие мелкой моторики, выкладывание елочки из счетных палочек

– Игра на дыхание «Осенние листья»

– Подвижная игра «У медведя во бору».

– Лепка/Аппликация: коллективная работа «За что мы любим лес»

– Чтение художественной литературы «Что такое лес?» Э.Блайтон

– Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка»

– Слушание «Шумов леса», «Звуки леса»

– Дидактические игры: «С чьей ветки детка»

– Лото «Грибы, ягоды»

– Познакомить родителей с темой проекта                              Оформление наглядной информации: памятка «Правила поведения в лесу», буклет «Сбережем природу вместе».

 

Вторник «В гости к деревьям» Развитие понимания грамматических форм (единственное и множественное число существительных, глаголов, уменьшительные суффиксы существительных, косвенные падежи существительных мужского и женского
рода).
Обучение пониманию простых предложений. Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике. 
– Дидактическая игра: «Сколько грибов, ягод и шишек у белочки»

– Беседа «Правила поведения в лесу»

Рассматривание картин «Лес осенью»
– Игровые упражнения: 

«Один – много»

«Назови ласково»

«Съедобный – не съедобный»

«Какая группа прибавилась»

– Пальчиковая гимнастика

«Деревья»

(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) 

– Рисование: «Ягода-малинка»

– Игры на липучках 

Среда «Таинственный мир леса» Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов, развивать связную речь. Конструирование «Корзинка для грибов»

– Сюжетно – ролевые игры: «По грибы мы в лес пойдем» 

– Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Собери грибы в корзину»

– Игра на дыхание «Как дует ветер»

– Просмотр мультфильма «Под грибом», «Маша и медведь»
– Беседа-обсуждение: «За чем грибы и ягоды в лесу? Что можно приготовить из грибов и ягод»

-Чтение художественной 

литературы: «Под грибом», «Теремок»

– Игровое упражнение

«Поваренок» 

«Жадина»

«Распредели по группам»

Организация бесед с родителями: «Как воспитать любовь к природе»«Как вы гуляете с ребёнком»;
Четверг «Царство ягод и грибов» Закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревья, кустарники, грибы, ягоды, цветы). 

Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. 

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать образное мышление, память, творческие способности. 

Воспитывать бережное отношение к природе, её растительности.

– Дидактическая игра: «Раз грибок, два грибок-вот и целый кузовок»

– Беседа «Грибное царство, ягодное государство»

– Игры с фонариком 

 «С чем пирожок»,

«Что съел Хома», «Что варится в кастрюле».

– Сюжетно – ролевая игра «Поход»

– Пальчиковая игра:

Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

– Рисование: «Гриб – боровик»

Организация выставки детских работ: «Царство ягод и грибов».

– Интерактивные игры

Пятница «Здравствуй лес, дремучий лес – полный сказок и чудес!» Закрепить и конкретизировать представления о лесе (правила поведения в лесу). Воспитывать бережное отношение к природе. – Интегрированное занятие «Пойдем в лес гулять» Тематическая фотовыставка «По грибы, по ягоды»


Интегрированное занятие

«Лес полон чудес»

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень.

Вас в лес сегодня приглашаю.

И новых встреч вам обещаю.

-Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова:

«Здравствуй, здравствуй чудо – лес, полный сказок и чудес!

Открывайте глазки, смотрите. Осенний лес (картина «Лес» -слайды)

-Самая радостная и красивая осень в лесу. В нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.

Запетляла, закружила.

Ниточка – тропинка.

Справа – елка, слева – елка.

Березка и осинка. (Дети садятся на ковер в круг)

Прослушивание записи «Звуки леса»

Мимическая гимнастика

В лесу бегает злой волк – нахмурим бровки.

Вдруг не стало волка – поднять бровки.

Это мишка косолапый прогнал волка –подмигнуть правым глазом.

Дыхательная гимнастика.

Звуки (листочки желтые)

Ветер тихий – листики спокойно лежат.

Легкий ветерок – поднять вверх, тихо покачивают.

Сильный ветер – быстрее качают листочками.

Идем по листочкам: шур-шур-шур, шуршит листва.

Листики, листочки. Падают на кочки.

А под кочкой спят ежи. Листик, листик не шурши.

Танец с листочками

Логопед: Вот мы пришли на лесную полянку. Давайте повторим правила поведения в лесу.

  1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

  1. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

  1. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

  1. Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут! Правильно?

  1. В лесу всем птицам помогай

И птичьих гнезд не разоряй

Растут на радость всем птенцы,

Природы звонкие певцы! Правильно?

 

Молодцы! Все вспомнили. 

Игра «Съедобный – несъедобный» – развитие речевого слуха, внимание детей.

– Я буду показывать гриб. Если он съедобный – хлопайте в ладоши, несъедобный – топайте ногами. Молодцы, все справились!

Посмотрите кто сидит на пенечке, кто это? Это же белочка!

Упражнение «Помоги белочке»

Белочка насобирала грибы на зиму. Ей попался один гриб, и она не знает, съедобный он или несъедобный. Этот гриб хитрый. Давайте посмотрим, чего же не хватает у него? (у мухомора нет белых горошин).

Дети наклеивают горошки на мухоморы за столами. Молодцы! Справились с этим заданием.

А сейчас для белочки мы споем с вами песенку.

Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».

Ведущий говорит «Дерево», игроки встают на цыпочки, тянуться руками вверх (показывая высоту дерева).  Ведущий говорит «Куст», игроки в полуприседе, руки на поясе (изображают куст).  Ведущий говорит «Трава», игроки в полном приседе, руки на коленях (изображают траву). Ведущий с игроками выполняют действия синхронно.  После того как игроки запоминают обозначения дерева, куста, травы, ведущий начинает их путать. Говорит «Дерево», а сам показывает исходное положение «травы»: в полном приседе, руки на коленях.

После игры дети садятся на ковер.

Итог занятия.

-Ребята, о чем мы говорили на занятии?

Осень принесла нам грибов урожай. 

Соли, маринуй и в сметане их жарь. 

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой.

И в блюдо мясное добавь их немножко.

На нитку побольше грибов нанижи, для зимних запасов ты их засуши. 

Богатством своим с тобой делится лес. Спасибо за радость осенних чудес!

Рефлексия: Ребята, если вам сегодня интересно было путешествовать по осеннему лесу, то наклейте солнышко, а если грустно, то тучку.

– Спасибо всем за занятие. Вы сегодня все молодцы, хорошо все работали.

 

Образовательный проект “Лес полон чудес!” с детьми группы компенсирующей направленности “Ромашка”
Пролистать наверх