Автор: Охапкина Яна Владимировна
Учитель – логопед МБДОУ “ДС № 46 “Надежда” город Норильск
Образовательный проект “Лес полон чудес!” с детьми группы компенсирующей направленности “Ромашка”
Образовательный проект «Лес полон чудес»
с детьми группы компенсирующей направленности «Ромашка»
Разработала: учитель – логопед Яна Владимировна Охапкина
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 11 октября – 15 октября 2021 г.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Проблема сохранения лесов особо актуальна, поэтому чтобы сохранить леса здоровыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры.
Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Цель проекта: Создать условия для формирования представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора, правилах поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
– Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах, грибах, деревьях.
– Познакомить с правилами поведения в лесу.
– Обогатить словарный запас детей, уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие:
– Развивать связную речь детей.
– Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением;
Воспитательные:
– Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
– Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Методы: словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый.
Формы работы: беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, поговорка, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, пальчиковые игры, игровые упражнения, задания.
Предполагаемый результат:
Дети будут знать правила поведения в лесу. Сформируются и расширятся знания о ягодах и грибах, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей понимания ценности природы. У детей обогатится словарный запас
Итоговое мероприятие проекта:
Фотовыставка «По грибы по ягоды», выставка детских работ «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»,
Этапы проекта:
- Подготовительный: подбор методических, наглядно – дидактических пособий и художественной литературы; изучение методической литературы. Систематизация: альбомов по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Лесные ягоды», стихов, пословиц, скороговорок по теме «Лес».
- Основной: Реализация плана проекта
- Заключительный: Интегрированное занятие «Пойдем в лес гулять».
Перспективный план работы с детьми и родителями
День недели | Тема | Задачи | Содержание деятельности | Работа с родителями |
Понедельник | «Лес – наше богатство» | Закреплять умение внимательно слушать; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Формирование доступных обобщающих понятий | – Беседа «Лес в жизни человека»
– Рассмотрение иллюстраций на тему «Деревья, грибы, ягоды». – Просмотр презентации. – Наблюдение на прогулке (за кустарниками). – Развитие мелкой моторики, выкладывание елочки из счетных палочек – Игра на дыхание «Осенние листья» – Подвижная игра «У медведя во бору». – Лепка/Аппликация: коллективная работа «За что мы любим лес» – Чтение художественной литературы «Что такое лес?» Э.Блайтон – Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка» – Слушание «Шумов леса», «Звуки леса» – Дидактические игры: «С чьей ветки детка» – Лото «Грибы, ягоды» |
– Познакомить родителей с темой проекта Оформление наглядной информации: памятка «Правила поведения в лесу», буклет «Сбережем природу вместе».
|
Вторник | «В гости к деревьям» | Развитие понимания грамматических форм (единственное и множественное число существительных, глаголов, уменьшительные суффиксы существительных, косвенные падежи существительных мужского и женского рода). Обучение пониманию простых предложений. Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике. |
– Дидактическая игра: «Сколько грибов, ягод и шишек у белочки»
– Беседа «Правила поведения в лесу» Рассматривание картин «Лес осенью» «Один – много» «Назови ласково» «Съедобный – не съедобный» «Какая группа прибавилась» – Пальчиковая гимнастика «Деревья» (открывают ладони и растопыривают пальцы) – Рисование: «Ягода-малинка» – Игры на липучках |
|
Среда | «Таинственный мир леса» | Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов, развивать связную речь. | – Конструирование «Корзинка для грибов»
– Сюжетно – ролевые игры: «По грибы мы в лес пойдем» – Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Собери грибы в корзину» – Игра на дыхание «Как дует ветер» – Просмотр мультфильма «Под грибом», «Маша и медведь» -Чтение художественной литературы: «Под грибом», «Теремок» – Игровое упражнение «Поваренок» «Жадина» «Распредели по группам» |
Организация бесед с родителями: «Как воспитать любовь к природе», «Как вы гуляете с ребёнком»; |
Четверг | «Царство ягод и грибов» | Закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревья, кустарники, грибы, ягоды, цветы).
Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать образное мышление, память, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к природе, её растительности. |
– Дидактическая игра: «Раз грибок, два грибок-вот и целый кузовок»
– Беседа «Грибное царство, ягодное государство» – Игры с фонариком «С чем пирожок», «Что съел Хома», «Что варится в кастрюле». – Сюжетно – ролевая игра «Поход» – Пальчиковая игра: Липа цветом зацвела, – Рисование: «Гриб – боровик» – Организация выставки детских работ: «Царство ягод и грибов». – Интерактивные игры |
|
Пятница | «Здравствуй лес, дремучий лес – полный сказок и чудес!» | Закрепить и конкретизировать представления о лесе (правила поведения в лесу). Воспитывать бережное отношение к природе. | – Интегрированное занятие «Пойдем в лес гулять» | Тематическая фотовыставка «По грибы, по ягоды» |
Интегрированное занятие
«Лес полон чудес»
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Наступил новый день.
Заниматься нам не лень.
Вас в лес сегодня приглашаю.
И новых встреч вам обещаю.
-Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова:
«Здравствуй, здравствуй чудо – лес, полный сказок и чудес!
Открывайте глазки, смотрите. Осенний лес (картина «Лес» -слайды)
-Самая радостная и красивая осень в лесу. В нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.
Запетляла, закружила.
Ниточка – тропинка.
Справа – елка, слева – елка.
Березка и осинка. (Дети садятся на ковер в круг)
Прослушивание записи «Звуки леса»
Мимическая гимнастика
В лесу бегает злой волк – нахмурим бровки.
Вдруг не стало волка – поднять бровки.
Это мишка косолапый прогнал волка –подмигнуть правым глазом.
Дыхательная гимнастика.
Звуки (листочки желтые)
Ветер тихий – листики спокойно лежат.
Легкий ветерок – поднять вверх, тихо покачивают.
Сильный ветер – быстрее качают листочками.
Идем по листочкам: шур-шур-шур, шуршит листва.
Листики, листочки. Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи. Листик, листик не шурши.
Танец с листочками
Логопед: Вот мы пришли на лесную полянку. Давайте повторим правила поведения в лесу.
- На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
- Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
- Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
- Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! Правильно?
- В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы! Правильно?
Молодцы! Все вспомнили.
Игра «Съедобный – несъедобный» – развитие речевого слуха, внимание детей.
– Я буду показывать гриб. Если он съедобный – хлопайте в ладоши, несъедобный – топайте ногами. Молодцы, все справились!
Посмотрите кто сидит на пенечке, кто это? Это же белочка!
Упражнение «Помоги белочке»
Белочка насобирала грибы на зиму. Ей попался один гриб, и она не знает, съедобный он или несъедобный. Этот гриб хитрый. Давайте посмотрим, чего же не хватает у него? (у мухомора нет белых горошин).
Дети наклеивают горошки на мухоморы за столами. Молодцы! Справились с этим заданием.
А сейчас для белочки мы споем с вами песенку.
Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».
Ведущий говорит «Дерево», игроки встают на цыпочки, тянуться руками вверх (показывая высоту дерева). Ведущий говорит «Куст», игроки в полуприседе, руки на поясе (изображают куст). Ведущий говорит «Трава», игроки в полном приседе, руки на коленях (изображают траву). Ведущий с игроками выполняют действия синхронно. После того как игроки запоминают обозначения дерева, куста, травы, ведущий начинает их путать. Говорит «Дерево», а сам показывает исходное положение «травы»: в полном приседе, руки на коленях.
После игры дети садятся на ковер.
Итог занятия.
-Ребята, о чем мы говорили на занятии?
Осень принесла нам грибов урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь.
Свари суп грибной, приготовь их с картошкой.
И в блюдо мясное добавь их немножко.
На нитку побольше грибов нанижи, для зимних запасов ты их засуши.
Богатством своим с тобой делится лес. Спасибо за радость осенних чудес!
Рефлексия: Ребята, если вам сегодня интересно было путешествовать по осеннему лесу, то наклейте солнышко, а если грустно, то тучку.
– Спасибо всем за занятие. Вы сегодня все молодцы, хорошо все работали.