Конспект логопедического занятия на тему «Речь. Предложение. Слово».

Автор: Охтина Ирина Александровна

учитель – логопед МБОУ “Дядьковская СШ”

Конспект логопедического занятия на тему «Речь. Предложение. Слово».

Конспект логопедического занятия  1-ого класса на тему «Речь. Предложение. Слово».

Цель: закрепить знание учащихся по теме.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить знание учащихся по теме.

Развивающие:

Развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов.

Развивать умение отвечать полным предложением.

Развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.

Активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию.

Развивать мелкую моторику.

Оборудование: тетрадь для каждого ребенка, карандаш, ручка, картинка девочка Таня и мальчик Толя, точки на каждого, распечатанный текст, цифры для каждого ребенка, картинки для каждого.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, мальчик -Толя и девочка-Таня. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем заниматься. Давайте мы с вами выполним задание. Закончи предложение словами, которые называют предмет (по картинкам, вывешенным на доске):

Мама купила новый____(диван)

Нитку нужно вдеть в_______(иглу)

Лида взяла в библиотеке интересную_____(книгу)

Папа покрасил забор _____(кисточкой)

Членение рассказа на предложения.

 Ребята, я вам буду сейчас читать текст, а вы внимательно его послушайте. (Рассказ читается без пауз).

Наступила зима. Деревья были укрыты белым снегом.

Почти каждый день шел снег. Птицы давно улетели на юг.

На улице было очень тихо.

Логопед: Ребята вам понравился рассказ? Вам все было понятно? Я хорошо его читала?

Дети: Да. Нет. Нет.

Логопед: а что было неправильно? Что я делала не так?

Дети: Не было пауз.

Логопед: Правильно ребята. А сейчас слушайте внимательно еще раз и в конце каждого предложения поднимите точку (они у вас лежат на столах). Понятно задание?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, а как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться?

Дети: Будет пауза и голос понизится.

Логопед: Хорошо. Слушайте внимательно и поднимайте точку в конце каждого предложения.

(Логопед читает еще раз, а дети выполняют задание.)

Логопед: Ребята вы молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе?

Дети: Нет.

Логопед: Тогда я еще раз вам прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и скажите цифру.

Логопед снова читает рассказ детям. Дети говорят цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

Логопед: Что мы слушали сейчас с вами?

Дети: Мы слушали рассказ.

Логопед:А о чем был этот рассказ?

Дети: О Зиме.

Логопед: Правильно. Молодцы. А из чего состоит рассказ?

Дети: Рассказ состоит из предложений.

Логопед: Как стоят предложения в рассказе?

Дети: Предложения в рассказе стоят по порядку.

Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

Логопед: Хорошо. Молодцы. Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем. Послушайте загадку от девочки Тани.

Раскрыла снежные объятья.
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)

Дети: Зима.

Логопед: Правильно ребята. А сейчас послушайте еще раз и запомните первое предложение. (Логопед читает загадку)

Логопед: Кто запомнил?

Дети:Раскрыла снежные объятья

Логопед: Правильно.А сейчас давайте начертим с вами схему к этому предложению.В тетрадочках (Схему дети чертят в тетрадях).

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: Три.

Логопед: Какой первое слово в предложении?

Дети: Раскрыла.

Логопед: а последнее слово какое?

Дети: Объятья.

Логопед:а второе слово?

Дети: Снежные.

Логопед: Правильно. (Дети с логопедом записывают схему загадки в тетради).

Физминутка

Логопед:а теперь немного отдохнем. Встали все. Игра «Если слово- хлопнем, если предложение –топнем».

День. Пошёл снег. Месяц. Зима.

Мы идем гулять.

Светит ярко солнышко.

Ёлка. Снеговик. Какая хорошая погода.

Снежинка.

Санки. Скоро новый год.

 

Логопед: Молодцы. А как вы определили, где слово, а где предложение?

Дети:в предложении много слов.

 

Основная часть

Дидактическая игра «Это предложение?».

Логопед: Послушайте внимательно и скажите, что Таня и Толя перепутали. Можно ли то, что они написали назвать предложением?

 

Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Петя, купить, шар, красный, мама.

 

Логопед: Оно красиво звучит? А сделайте так, чтобы оно красиво звучало. А почему, то что написали Таня и Толя, нельзя назвать предложением?

Дети: Там слова не связаны по смыслу, не по порядку.

Логопед: Давайте с вами выполним задание. Вспомни 5 имен девочек и 5 имен мальчиков с буквой И. Но записывать мы будем зашифровано, букву И будем писать, а все гласные будем рисовать – квадратиком, а согласные-треугольником.

Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки.

Логопед: Ребята составьте по своей картинке предложение и запишите в виде схемы в тетрадь.

Логопед: Молодцы ребята, а сейчас нарисуйте зимнюю картину в задание учебника.

Итог занятия. Релаксация.

– Чем мы занимались?

– Что вам понравилось на занятии?

– Кто к нам приходил?

– Какое у вас настроение?

Конспект логопедического занятия на тему «Речь. Предложение. Слово».
Пролистать наверх