«Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Автор: Ошес Кристина Сергеевна

Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска №19

«Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Из опыта работы:

Автор составитель: Ошес К.С.

«Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Игра. Как много означает это слово, особенно в детстве.

Сможете ли вы представить себе ребенка, который бы отказывался играть. Безусловно, нет! Ребенок и игра находятся в неразрывной связи между собой. Выполняя развлекательную функцию, игра одновременно является способом познания окружающего мира. Эта особенность позволила игре стать важнейшим средством воспитания и обучения. 

Разновидностей игр достаточно много. Но сегодня мы поговорим о сюжетно – ролевой. Описать ее можно как искусственное воссоздание условий, которые отражают самые распространенные житейские ситуации. Значение данного вида игр переоценить сложно, ведь это своеобразная школа жизни, благодаря которой легче происходит социализация ребенка. Однако, сюжетно – ролевая игра не возникает сама по себе. Ее развитие возможно под грамотным руководством взрослого. И первый ее этап – развитие сюжетно – отобразительных действий, который приходится на ранний возраст.

Сюжетно-отобразителъная игра предполагает постепенный переход от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними. Иными словами, ребенок начинает обыгрывать доступные его пониманию жизненные сюжеты. Это происходит примерно в возрасте 1,5 – 2 лет. 

Стремление к многократному повторению тех или иных игровых действий является особенностью данного этапа развития сюжетной игры. Так, вытерев куклу после купания, малыши вновь начинают ее мыть.

На третьем году жизни у детей развитие отобразительных игр продолжается и характеризуется расширением спектра игровых действий. Здесь находят отражение не только манипулятивные действия с предметом, но и человек, воспроизводящий действия. Стоит отметить, однако, что ребенок еще не способен выделить действия человека из отображаемой жизненной ситуации. К примеру, малыш изображает в игре и работу шофера, и шум мотора автомобиля. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел — «топ-топ»; упал и хнычет — «ой-ой»; кушает — «ням-ням». Однако комбинируются они в произвольной последовательности.

Следующим этапом развития сюжетной игры является возникновение роли, которую принимает на себя ребенок при выполнении того или иного действия. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельности дети начинают обозначать свои действия другим именем — ролью.

Появление первых ролей начинается в период окончания раннего детства. Однако здесь имеются свои особенности: ребенок нарекает куклу именем действующего лица, что позволяет рассматривать куклу как заместителя человека. Кроме того, ребенок начинает говорить от лица куклы. К примеру, поставив двух кукол лицом друг к другу, Маша вещает за них: «Привет, Катя, я пришла». Как раз здесь и происходит зарождение будущей ролевой речи.

Играя, ребенок заменяет предметы игрушками, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отношений между людьми. К трехлетнему возрасту ребенок еще не берет на себя роль, но в реалии выполняет ее. Фактическое общение со сверстниками отсутствует, ребенок предпочитает играть в одиночестве, однако его действия построены на воображаемом общении и становятся отражением деятельности взрослого. Благодаря возникновению ситуации общения мы можем говорить о начале перехода от сюжетно – отобразительной к сюжетно-ролевой игре.

Третий год жизни характеризуется расцветом сюжетно-отобразительной игры. Если говорить точнее, то на этом возрастном этапе имеются все необходимые предпосылки к расцвету данной игры, обеспечение которого зависит от грамотного руководства педагога.  В чем же оно заключается? Опираясь на личный опыт работы в этом направлении, я могу выделить следующие направления:

  1. Важно обеспечить разнообразие сюжетов жизненных ситуаций, познакомить детей с новыми источниками их создания: по впечатлению, по представлению, по подражанию, по описанию в литературе. 
  2. Для обогащения сюжетов, их детализации, наращивания логической цепочки действий, целесообразно ввести более обобщенные средства выражения сюжета, среди которых можно уделить внимание условным и символическим игрушкам, действиям с воображаемыми предметами и лицами. Важно научить малышей отображению основных эмоций и состояний игровых персонажей. 
  3. Особое внимание следует уделить развитию речевого сопровождения игр — умению обозначать действия словом, осуществлять диалоги с игрушками. То есть способствовать зарождению новой, более сложной формы — сюжетно-ролевой игры.

Итак, к окончанию периода раннего детства можно говорить о следующих предпосылках для перехода к сюжетно – ролевым играм:

  • ребенок вовлекает в игру предметы, способные заместить реальные;
  • происходит усложнение организации действий, возникает логика в отображении жизненных ситуаций;
  • наблюдается обобщение действий и их отдельных предметов;
  • дети начинают сравнивать свои действия с действиями взрослых, называя себя их именами;
  • ребенок начинает стремиться действовать самостоятельно, «как взрослый».

Организация сюжетно-ролевых игр в нашей группе осуществляется в двух направлениях: создание необходимого игрового пространства и непосредственное руководств игровой деятельностью воспитанников.

На практике я  убедились, что интерес детей к повторению игровых действий воспитателя напрямую зависит от яркости, выразительности и привлекательности таковых у педагога. Малышам часто требуется помощь педагога для возникновения замысла игры. Так, чтобы подтолкнуть детей к игре, достаточно сказать: «Катюша, давай поиграем! Я – врач, а ты – больная, пришла ко мне на приём…».

Опыт показывает, что наиболее эффективно развитие сюжетно-ролевых игр происходит в результате непосредственного наблюдения, во время которого дети знакомятся с трудом взрослых: за водителем автомобиля, за действиями младшего воспитателя, дворника итд.

Проверить, насколько воспитанники продвинулись в освоении игровых умений можно позволяет наблюдение за их самостоятельной деятельностью. Так, если самостоятельная игра детей предполагает развертывание цепочки из 2—3 действий с сюжетными игрушками, включает отдельные предметы-заместители, в ходе игры дети называют действия с ними, способны посредством игрушки вызвать ответное игровое действие со стороны сверстника — можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Подводя итоги, отмечу, что сюжетно-ролевая игра по праву считается основой для социального развития малышей. Систематическая работа по ее развитию способна улучшить текущий социальный статус ребёнка. Я считаю, что именно развитие сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте позволит воспитанникам безболезненно адаптироваться к условиям школьной жизни в дальнейшем.

 

 

«Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
Пролистать наверх