“Развитие речи детей раннего возраста посредством использованием малых форм фольклора”

Автор: Ошес Кристина Сергеевна

Воспитатель МАДОУ № 19 город Мурманск

“Развитие речи детей раннего возраста посредством использованием малых форм фольклора”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА № 19

Конспект мастер – класса для педагогов

Развитие речи детей раннего возраста посредством использованием малых форм фольклора

Подготовила воспитатель:

Ошес Кристина Сергеевна

г. Мурманск

2021 г.

Цель: создание условий для обмена опытом с коллегами по вопросу развития  речи воспитанников посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс  элементов народной педагогики.

Задачи:

– расширить представление коллег о вариантах использования малых фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми раннего возраста;

– способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике малых фольклорных форм;

– способствовать сплочению коллектива педагогов.

Оборудование: листы с напечатанным текстом колыбельной, потешек на разные режимные моменты, предметы, подходящие под режимные моменты потешек, шкала для рефлексии, карандаши.

Участники мастер-класса: администрация и воспитатели ДОО.

 

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Я рада приветствовать вас в стенах этого зала. Мы встретились, чтобы обсудить один из насущных вопросов современного дошкольного образования – развитие речи наших воспитанников. 

Дошкольная образовательная организация играет самую ответственную роль в системе общего образования. Важнейшим новообразованием периода дошкольного детства является овладение родным языком. Именно этот период считается сензитивным к усвоению речи. Первостепенной задачей педагогов ДОО является создание условий, в которых дети могли бы развивать собственную речь непринужденно и с удовольствием.

В последнее время, наряду с поиском современных образовательных технологий, активизируется интерес к фольклористике, провоцируя тем самым возрождение лучших образцов народной педагогики. 

В действительности фольклор считается одним из действенных и ярких средств воспитания. Великий педагог К.Д.Ушинский настоятельно говорил о том, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Таким требованиям и отвечают произведения устного народного творчества со всем своим жанровым многообразием: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие формы. 

Малые фольклорные формы – это поистине яркий и выразительный материал, несущий в себе важный познавательный и эмоциональный ресурс, столь необходимый для речевого развития детей раннего возраста.

Практическая часть

Рассмотрим возможности применения средств народной педагогики в воспитательно – образовательном процессе ДОО. 

Начнем с самого утра. Утро можно начать с приветствия, и не только друг друга, но и солнышка, заглядывающего в окошко. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, встать в круг и поприветствовать друг друга!

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром,

С ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Очень нравятся детям и потягушки.

(педагоги выполняют)

Потягуни – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянимся – потянимся,
Маленькими не останемся.

(присаживаются)

Дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами под такую малую фольклорную форму, как потешки. Они вносят в жизнь ребенка яркие краски, делают ее интереснее, прогоняют скуку, однообразие и монотонность. При этом у ребенка активно развиваются психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Совмещение художественного слова с движением оказывает положительное влияние на координацию и ловкость.

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, вытянуть жребий и продемонстрировать друг другу потешки для разных режимных моментов. Рассказывая потешки, используйте наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. 

(педагоги тянут жребий и читают потешки, показывая наглядно, что нужно делать)

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других. Так, при многократном повторении теста игры, непринужденно, у детей развивается речь, расширяется активный словарный запас.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Зайка шел».

Возьмитесь за руки, идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» – останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Нелегка задача воспитателей – уложить малышей спать. Ведь нет рядом родной мамы… Но стоит лишь включить колыбельную, так знакомую с самого детства, что глазки сами собой закрываются и приходит сладкий сон.

(раздать участникам слова колыбельной)

Давайте споем своим воспитанникам колыбельные.

(участники поют)

Таким образом, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал, умелое использование которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. 

Оцените по пятибальной шкале, насколько был интересен сегодняшний материал.

Оцените процент нового полезного материала для себя.

Поделитесь своими педагогическими находками в плане использования фольклористики в работе по развитию речевых навыков своих воспитанников.

(обратная связь с коллегами)

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!!!

На этом наша встреча подошла к концу. 

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

 

  1. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г. 
  2. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г. 
  3. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7 
  4. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7 
  5. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12 
  6. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г. 
  7. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

 

“Развитие речи детей раннего возраста посредством использованием малых форм фольклора”
Пролистать наверх