автор: Паутова Мария Евгеньевна
Педагог-психолог МБДОУ Семьянский детский сад № 7 “Белоснежка”
Статья “Поступление детей в детский сад”
Поступление детей в детский сад
При поступлении в детский сад родители и воспитатели сталкиваются с проблемами адаптации, во- первых – это разлука с мамой, во-вторых, новая обстановка. Некоторые дети пришедшие в детский сад оказываются не подготовленными и тем самым они остро проявляют свое негативное отношение к детскому саду.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
У ребёнка в семье вырабатывается определённый режим дня, способ кормления, укладывания, он сильно привыкает к этому и у него формируется определённые взаимоотношение с родителями. Проанализировав ситуацию рождения детей в семьях, можно сделать вывод, что в каждой семье не более трех детей и поэтому ребенку поступившему в детский сад тяжело привыкнуть к большому коллективу.
В детском саду у ребенка появляются новые друзья, формируется свой круг общения, но вместе с этим появляются новые требования, к которым необходимо привыкнуть.
Родители должны заблаговременно подготовить себя и ребенка к поступлению в садик. Посоветоваться с работниками сада, почитать необходимую литературу. Лучше приучать малыша к садику постепенно. Мамам и папам важно понимать, каким образом ребенку без последствий адаптироваться к садику. В этом проявляется переход от домашнего уюта к правилам детского сада. Поэтому воспитателям необходимо провести некоторую работу и беседу с родителями детей и рассказать им как важно внимание и общение с малышами в этот важный момент их жизни. Старший воспитатель и психолог могут помочь родителям, рассказав им возрастные особенности ребят и причины, вызывающие стрессовое состояние малышей в адаптационной период.
Воспитатели проводят различные игры и занятия для успешной адаптации. Именно они в первую очередь знакомятся с детьми, а затем знакомят группу между собой, и тем самым дают им возможность лучше узнать друг друга. У воспитателя вырабатывается индивидуальный подход к каждому малышу. Дети не осознают и не понимают каких-либо предложений или призывов, когда обращаются ко всей группе. Им нужен добрый взгляд, ласковые прикосновения, обращаться к ним следует по имени, в некоторых ситуациях даже нужно взять на руки, одним словом то, что говорит о индивидуальном внимании и персональной обращённости взрослого. Воспитателю необходимо создать дружелюбную обстановку для малыша и сформировать позитивное отношение к детскому саду.
Главным условием успешной адаптации детей является слаженная деятельность родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и педагога- психолога.
Ребенок адаптировался, если:
– Запомнил и понял правила детского сада, имеет нужные умения и навыки по уходу за собой, получил необходимы коммуникационные навыки и легко идёт на контакт с другими детьми.
– Комфортно чувствует себя в атмосфере детского сада.
Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно необходимо соблюдать несколько условий:
– Воспринимать ребёнка со всеми особенностями его поведения.
– Отталкиваться только от помощи детей на добровольной основе.
– Активно участвовать в играх с детьми.
– Помнить, что каждый ребенок индивидуален и у каждого свои способности.
– Находиться всегда рядом с детьми, но не выполнять за них какую-либо деятельность.
– Включать родителей в процесс обучения и обращаться к ним, если вдруг понадобится помощью.
– Не диктовать свои правила и требования против воли детей (Например, в игре, дети сами должны придумывать правила).
– Не должно быть слишком много запретов и строгих требований. Это ведёт к пассивности, бездеятельности, тем самым снижается самооценка.
Чтобы понять адаптировался ли ребенок используют такие методы, как: наблюдение, беседа, анкетирование и т. д. Ребёнок адаптируется в первые 2-3 месяца. В это время очень важно уделять ему время. Забирать ребёнка домой пораньше, интересоваться его делами и занятиями в детском саде, что он делал в это время, что нового он узнал, смог ли он подружиться с группой, хвалить его работы в рисовании, которые он приносит домой. Если малыш начал весело рассказывать о садике- значит он освоился.
Можно выделить насколько признаков дезадаптации, ребёнок настойчиво отказывается посещать детский сад. Это может длиться несколько месяцев. Если ребенок изо дня в день говорит, что в садике ему не нравится, либо его кто-то обижает или ругает, то стоит задуматься.
От того, как ребёнок адаптируется к распорядку дня, к новым взрослым людям и другим детям, зависит как малыш будет развиваться и чувствовать себя в детском садике.