ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Перебоева Ольга Александровна

преподаватель МБУДО “ДШИ р.п. Тельма”

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ТЕЛЬМА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

                                                                              ВЫПОЛНИЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 ПЕРЕБОЕВА О.А.

Р.П. ТЕЛЬМА 2021Г

Использование игровых форм работы с учащимися на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Музыкально-теоретические дисциплины вносят весомый вклад в воспитание музыканта, формирование у учащихся музыкального вкуса, всестороннее развитие слуха. 

Область музыкального образования, на первый взгляд простая. Но на самом деле таит в себе множество сложностей и подводных камней. Музыкальное образование заключается не только в получении навыков игры на музыкальных инструментах, но и в получении необходимых знаний по теории. Как правило, именно с теорией большинство учеников испытывают сложности. Это зачастую влечет за собой нежелание посещать уроки теории – сольфеджио, а иногда и самой музыкальной школы. Поэтому очень важно, чтобы педагог, преподающий сольфеджио в младших классах музыкальной школы (школы искусств), максимально облегчил восприятие теоретического материала, сделал свои уроки интересными и увлекательными.

Специфика музыкального воспитания в группах детей младшего школьного возраста определяется возрастными особенностями. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.

Игры делают теорию более доступной и увлекательной. 

Использование игр, шумовых оркестров и танцев на сольфеджио в начальных классах не является традиционными формами работы. Все это включаются довольно редко. Однако по сравнению с традиционно-закостенелыми формами, игры дают лучший результат: сухая теория превращается в захватывающее действо – соответственно, теория, подкрепленная практикой, усваивается намного легче и лучше.

Игра способствует не только быстрому запоминанию теоретического материала, но и развитию коммуникативных навыков, поскольку участники процесса обязательно взаимодействуют между собой, а также повышает интерес к познанию, мотивацию. 

Различные виды деятельности, используемые на уроках музыкально-теоретических дисциплин, формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Создаётся благоприятная атмосфера на уроке, помогая детям научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении  общих задач.

Совместное музицирование прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле.

Применение на уроках музыкально-теоретических дисциплин небольших музыкальных физкультминуток, исполнение песен с движениями в характере музыки, придумывание вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием развивают чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса.

Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания. 

Например, при знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, можно проводить  на уроках такие игры, как: «Весёлая песенка», «Что шумит, кто звучит?», «Шумит, поёт, играет». В этих играх используются карточки с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. Когда предметы определены, игроки с карточками в руках могут спеть весёлую песенку в соответствии с тем или иным изображением по «цепочке».

 На уроках помогают инновационные креативные технологии В.В Емельянова, Карла Орфа, А. Стрельниковой, И.Г. Козловой.

    Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. В этом виде деятельности желательно использовать пение с движением, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, игру на шумовых инструментах. Большую пользу принесут методические приёмы, способные развивать умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. К ним относятся:

  • пение по очереди, передавая «волшебную палочку»;
  • игра «Забывалочка – выручалочка»;
  • пение «цепочкой»;
  • пение в небольших ансамблях, с солистами;
  • творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке», «Продолжи песенку и т.д.»).

Песенные задания нужно выполнять в парах, малых группах и индивидуально. 

Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. 

Для развития артикуляционного аппарата у детей на уроках целесообразно использовать различные упражнения, например:

 «Злая кошка». Мимикой и жестами показать поведение «злой» кошки озвучивая её поведение соответствующими звуками К, Г, Ж, Ш. Каждый звук надо произнести не менее 4 раз. При этом хорошо сочетать звуки с движениями пальцев рук. Можно сжимать и разжимать пальчики на руках имитируя «коготки у кошки».

«Узнай песню по ритму». Учитель (или ученик) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. Учащиеся по ритму определяют, какая  песня задумана.

«Узнай песню по гармонической последовательности». Учитель играет гармоническую последовательность знакомой учащимся песни, а дети определяют ее.

«Ритмический аккомпанемент». Класс делится на 2 группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащает новой «краской».

Огромную помощь в речевом развитии детей играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. 

Дидактическая, художественно-творческая, развивающая игра на материале музыкального искусства, может служить не только средством формирования навыков эстетического восприятия действительности, но и дисциплинировать ребенка, воспитывать у него чувство солидарности, коллективизма. Иными словами, игра учит ребенка находить оптимальные пути взаимодействия с окружающими – как своими сверстниками, так и взрослыми.

 

Заключение

 

 Преподаватель музыкально-теоретичесикх дисциплин должен сделать все, что в его силах, чтобы дети не потеряли интереса к музыке и музицированию. Он может сделать свой предмет более привлекательным и интересным с помощью включения различных форм работы. Тем более, что в современном мире существует множество литературы, пособий и возможностей для их реализации.

Применение игровых форм на уроках теоретического цикла делает уроки познавательными, разнообразными. Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует положительное отношение к предмету.

 

Приложение

Игра «Фортепиано». Дети встают так, чтобы им удобно было приседать. Каждый ребенок (или пара учеников) получают название нотки, которой они как-бы являются. Затем учитель называет все ноты в разном порядке, постепенно увеличивая темп. Таким образом детям всё быстрее нужно соображать когда их очередь приседать. Данную игру хорошо использовать и как физкультминутку.

Игра «Поймай ноту». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

«Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

«Мозговая атака или штурм». Используется с целью активизации имеющихся знаний на этапе формулирования темы урока или целей, задач урока. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. Далее – обмен информацией, выделение из множества предложение наиболее подходящих. Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям

не сообщается). В процессе дискуссии предлагаются различные названия тем. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится.

Мозговой штурм, или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). 

«Корзина». При объяснении нового материала используются готовые карточки-термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для определенной темы. Карточки-термины могут быть любого содержания, например «Словарь эмоционального характера».

«Синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала:

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы)

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Приемы обратной связи. ПОПС. Это интерактивный приём, направленный на рефлексию. Прием позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод) – …поэтому…

«Ключевые термины». Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины или сформулировать тему урока. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

Кейс-метод – способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

Правила организации групповой работы:

Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говорить спокойно и ясно;

говорить только по делу;

не говорить всем сразу;

реагировать жестами и знаками;

возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

обращаться друг к другу по имени.

 

Игра «Газетный оркестр»

Цель игры – развитие слухового внимания, стремление к оказанию тактильной и психологической поддержки партнёров по группе, способность к эмпатии и рефлексии в общении. Игра направленна на профилактику утомляемости, настрой на положительные эмоции, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта. Помогает в развитии эмоционального контакта.

Условия игры:

В игре участвуют все желающие. Раздаём каждому по газете, или бумажному листку. Делим всех на оркестровые группы, это: «рвачки, свистячки, мячки». Под звучание музыки «рвачки» рвут бумагу, после этой группы вступает группа «свистячки», которые свистят с помощью газетного материала. За ними вступает группа «мячки», эта группа мнёт газету. Далее солирует кастаньета, после него бубенчик. И опять по очереди: рвачки, свистячки, мячки. Заканчиваем все вместе.

 

Конкурсы, концерты, фестивали тоже отлично формируют и развивают коммуникативные навыки. Помимо того, что дети знакомятся и обмениваются информацией на подобных выездных мероприятиях, они учатся общаться со зрителем в процессе своего выступления.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего развития навыков общения, раскрытия коммуникативных способностей каждого ребёнка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Долбина Т.Г. Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся средствами музыкального искусства/ Долбина Т.Г. 
  2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М.: 2007.
  3. Кульбицкая О.О. Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки/ Кульбицкая О.О.
  4. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. 1963. № 11. с. 98-103.
  5.  Потапова Н.А. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности/ Потапова Н.А. 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Пролистать наверх