Роль межпредметных связей при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Автор: Перевалова Галина Александровна

учитель МБОУ МСОШ с УИОП, п. Мохсоголлох

Роль межпредметных связей при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Роль  межпредметных связей при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Важную роль при организации проектной и исследовательской работы играют межпредметные связи.

Впервые понятие «Межпредметные связи» было введено в школьные программы в 1981 году. Введение этого понятия было направлено на то, чтобы дать единую научную трактовку общих понятий в разных предметах, выработать методы осуществления межпредметных связей и обеспечить систематизацию знаний на межпредметной основе.

    Но в последнее время, в связи с модернизацией  общего среднего  образования, эти связи все больше утрачивают свою значимость. Это имеет объективные причины.  Основная причина заключается в том, что выпущено очень много учебников  по разным предметам и в них либо частично, либо полностью нарушены межпредметные связи.  

   Опыт работы в школе показывает, что на формирование   системы знаний по физике очень сильно влияет математическая подготовка учащихся.  Сведения, полученные на уроках математики, чаще всего используются в качестве опорных знаний. Большую роль играет связь с биологией, химией и информатикой. 

   Учитывая сложившиеся обстоятельства  укреплять межпредметные связи можно не только на уроках, обращаясь к материалу, пройденному по другим предметам, но и  через участие в интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Целью таких мероприятий является  выявление и развитие одаренных школьников, популяризация  фундаментальных наук, развитие интереса к науке и технике. 

  В данной  разработке я хочу проследить, как в конкурсных работах учащихся происходит интеграция естественно-математических предметов и почему это приносит более высокие результаты.

  В современной педагогике используется две очень близкие по содержанию образовательные технологии, связанные с организацией индивидуальной работы с одаренными детьми. Это проектная и исследовательская деятельность учащихся. Они имеют много общего, но отождествлять их не следует.

  Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.  

   Проектная деятельность – это совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы. Непременным условием проектной деятельности является представление о конечном продукте деятельности и реализация продукта.

   С 2006 года мои ученики принимают участие в международном конкурсе «Математика и проектирование».   Сначала я думала, что это не для учителя физики. Ну что я могу предложить ребятам для участия в  математическом конкурсе? Но мои ребята заинтересовались, и мы стали искать подходящие темы для исследования. 

   На I Международный конкурс мы подготовили и представили две работы: «Энергетическая модель солнечной системы» и «Волновая модель микро  и макромира». В этих работах была осуществлена связь между математикой, физикой и астрономией.  В первой работе на основе строения Солнечной системы была вычислена кинетическая энергия каждой планеты и проверен закон сохранения энергии. Во второй работе мы составили волновую модель микро- и макромира на основе   применения   волны де Бройля не только к микромиру, но и формального применения к макромиру.  (Волны де Бройля это волны, связанные с любой движущейся микрочастицей, отражающие их квантовую природу).

  Работы прошли заочный тур, и ученики были приглашены для участия во втором этапе конкурса в Москву.        

    Более уверенно я чувствовала себя при подготовке учеников к участию во II международном конкурсе «Математика и проектирование». Из четырех конкурсных работ отборочный тур прошли три работы.

В  первой работе я смогла организовать исследовательскую деятельность учеников не только с использованием математических, физических и астрономических знаний, но и с использованием компьютерных программ «Enhancer» и «Photoshop». Работа была представлена в номинации: «Геометрические миниатюры»   

     В  двух других работах мы использовали физический эксперимент в условиях школьной лаборатории.    Работы были представлены  в номинации: «Математические модели реальных процессов в природе и обществе».

В этом году в финал III международного конкурса «Математика и проектирование» вышли две работы. Авторы работ были приглашены для участия в очном, заключительном этапе конкурса и летали в Москву.

Бойченко Евгения заняла I место в номинации: «Математические модели реальных процессов в природе и обществе».

Абрамова Ирина заняла III место в номинации: «История математики».

   Итак, подводя итоги своего опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в международном конкурсе «Математика и проектирование», я могу с уверенностью сказать, что в настоящее время очень трудно найти что-нибудь новенькое  в отдельно взятом предмете. В отдельно взятой математике, отдельно взятой физике или отдельно взятой астрономии. Фундаментальные науки изучены предыдущими поколениями основательно и белых пятен там не осталось или почти не осталось. Поэтому я нахожу интересные темы на стыке наук, используя межпредметные связи. При таком подходе творческие работы перестают носить реферативный характер, становятся актуальными и носят элементы новизны. 

 

Роль межпредметных связей при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Пролистать наверх