Автор: Петрова Татьяна Альбертовна
учитель – логопед МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 56”
Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в работе учителя – логопеда на основе традиций народов Томской области.
Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в работе учителя – логопеда на основе традиций народов Томской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр раннего развития – детский сад № 56»
Петрова Татьяна Альбертовна,
учитель – логопед
Повышение уровня осведомленности детей и их родителей в области этнокультуры несет высокую актуальность для современной системы образования. Многие ученые и педагоги, рассматривающие вопросы этнокультурного воспитания, такие как В. С. Заслуженюк, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Г. Тайчинов, К.Д. Ушинский, говорят о том, что приобщение детей к ценностям культур народов России следует начинать с дошкольного возраста. Особенно актуально это в условиях многонационального государства.
Актуальность проблемы обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национального культурного наследия, обеспечения этнической устойчивости социума в условиях межкультурной интеграции народов России [3].
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Данная тема была включена в реализацию общесадовского проекта по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Во время работы изучены следующие лексические темы: «Наша Родина – Россия», «Наш город», «Национальности Томской области», «Быт русского народа», «Быт татарского народа», «Быт украинского народа», «Фольклор русского (татарского, украинского, чувашского) народа», «Игры народов Томской области», «Ремесла народов Томской области» и т.д.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, расширение пассивного и активного словаря, закрепление произношения путем проговаривания скороговорок и чистоговорок разных национальностей, населяющих Томскую область.
Задачи:
Образовательные:
– изучить народные традиции родного края посредством ознакомления с традициями народов, проживающих на территории Томской области (русские, татары, немцы, украинцы, цыгане);
– найти эффективные и интересные методы для работы с детьми на логопункте;
– повысить мотивацию у детей к занятиям с учителем – логопедом.
Воспитательные:
– сформировать эмоционально-положительное отношение детей к мероприятиям образовательной деятельности;
– воспитывать любовь к традициям родного края, гуманистические ценности, толерантное отношение к людям других национальностей.
Развивающие:
– развивать возможности использования полученных знаний в повседневной жизни;
– формировать навыки социальной, познавательной и творческой активности.
Формы и методы работы:
– непосредственная образовательная деятельность на логопункте;
– работа с родителями, раскрывающие важность развития речи ребёнка;
– разработка конспектов различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений); положений проведения фестивалей, конкурсов, выставок с задействием детей с ТНР, имеющих статус с ОВЗ;
– изготовление демонстрационного и раздаточного материала по развитию речи по теме этнокультуры, а так же буклетов, лэпбуков, дидактических и развивающих игр;
Основные этапы реализации проекта и прогнозируемые результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные этапы проекта и прогнозируемые результаты
Этапы | Содержание | Предполагаемый результат |
1.Подготовительный
(сентябрь 2019г.) |
|
|
2.Основной
(октябрь 2019 – май 2020г.) |
|
|
3.Заключительный
(июнь 2020г.) |
|
|
В ходе реализации проекта нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты реализации проекта
Участники | Функции | |
1 | Дети |
|
2 | Родители |
|
3 | Воспитатели |
|
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Если начинать знакомить детей с родным краем с дошкольного возраста, его традициями и достопримечательностями, то ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры [5].
Список использованных источников:
- Волков, Н. Г. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Н. Г. Волков. – Москва : Академия, 1999. – 168 с.
- Ильченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 20 – 22.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2007. – 416 с.
- Этновоспитание в дошкольных образовательных организация : методическое пособие / под ред. М.К. Павлова, Е.В. Ланина. – Москва : Юрайт, 2012. – 405 с.
- Этнология : учебное пособие / под ред. Е. В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – Москва : Академический Проект, 2005. – 624 с.
- Байгулова Н.В. Организация межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях этнопедагогического подхода средствами кейс-метода / Н.В. Байгулова, О.В. Шварева, Г.М. Губачева // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28089 (Дата обращения: 05.12.2018г.).