Программа по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере!»

автор: Петунская Варвара Валерьевна

воспитатель Норильск, МАДОУ ДС№2 “Умка”

Программа по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере!»

 

 

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ 

«МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ!»

Варвара Валерьевна Петунская, 

МАДОУ «ДС № 2 «Умка»

воспитатель высшей квалификационной категории

«Современное образование, не учитывающее существующие

этническое самосознание и своеобразие, не может быть полноценным.»

Г.Н. Волков

 

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Даже в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации акцент в воспитательной работе детского сада делается на развитие чувства патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ).

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям.

Знакомство с культурой рядом живущего народа расширяет кругозор личности, способствует формированию знаний о национальной культуре, духовно и нравственно обогащает человека. Ребенок является творцом и субъектом культуры, поэтому педагогу важно еще в детстве заложить предпосылки для формирования представлений о родном крае, воспитания творческой личности, гражданина и патриота своей страны.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. 

Учитывая актуальность и значимость этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста, нами была разработана авторская программа «Мы живем на Севере!», которая соответствует требованиям ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам национальной культуры, в контексте патриотического, этнического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Цели программы:

  • Создание системы работы по этнокультурному воспитанию детей.
  • Достижение нового уровня качества этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.

Задачи:

  • Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к своей Родине и своей стране, родному краю и городу.
    • Познакомить детей с историей, культурой и традициями народов Таймыра.
    • Развивать кругозор детей на основе этнографического материала, исторического материала, доступного пониманию дошкольников.
  • Развивать патриотические и гражданские качества через осознание собственной значимости и сопричастности культурно-историческим и общественным событиям жизни своей страны, других народов.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям, культуре.

Ценность данной программы заключается в разработке системы работы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию деятельности для повышения этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, а также повышения компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.

Участниками реализации программы являются:

  • дети старшего дошкольного возраста;
  • родители (законные представители) воспитанников;
  • педагогический коллектив МАДОУ «ДС № 2 «Умка»;
  • Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»;
  • КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г. Норильска;
  • КГБУК «Таймырский Дом народного творчества» г. Дудинка.

Приступая к реализации проекта, мы провели большую подготовительную работу. В первую очередь преобразовали развивающую предметно-пространственную среду: в зимнем саду детского сада оформили мини-центр «Таймыра краше и прекрасней в мире нет», в групповых помещениях «Центры ознакомления с Севером».

Следует отметить, что реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии, как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.

Поэтому, следующим этапом нашей работы явилась разработка методического и практического инструментария по этнокультурному образованию, а именно: 

  • тематическое перспективное планирование, которое содержит различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную и творческую;
  • авторские конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с малой родиной, растительным и животным миром Крайнего Севера;
  • картотеки: подвижные игры народов Севера, дидактические игры и игровые упражнения («Животные Севера», «Красная книга Таймыра», «Кто на Севере живет» и т.д.);
  • подборка художественной литературы (пословицы, стихи, сказки, рассказы народов Севера);
  • фотоальбомы: «Таймыр – наш дом родной», «Природа Крайнего Севера» и др., 
  • авторские проморолики и мультимедийные презентации («Жизнь и быт коренных народов Севера», «Флора и фауна Таймыра», «Путешествие по Таймыру», «Профессии края», «Знакомство с жизнью оленеводов» и др.);
  • лепбуки («Хейро встречаем – Зиму провожаем!», «Коренные народы Севера» и др.);
  • консультационный материал для родителей и педагогов.

Таким образом, при реализации программы используются разнообразные формы работы с применением регионального компонента: образовательная деятельность, чтение литературных произведений, продуктивная и игровая деятельность и т.д.

В работе с детьми мы используем следующие принципы:

  • «от простого к сложному»;
  • доступность знаний (они не должны быть чересчур сложны для ребенка);
  • системность (знания должны быть логически связаны друг с другом);
  • эмоциональная окрашенность занятий;
  • интеграция всех видов детской деятельности;
  • наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В 2019 году в рамках реализации программы был проведен большой фестиваль «Этнический калейдоскоп», на котором ребята из реабилитационного центра «Виктория» показали дошкольникам музыкальную театрализованную композицию по мотивам сказок коренных народов Таймыра, а специалист из Таймырского дома народного творчества провела мастер-класс «Игры на музыкальных инструментах народов Таймыра». 

Как показывает практика, взаимодействие с сотрудниками социальных «институтов детства» значительно повышает эффективность работы по развитию художественно-эстетических и познавательно-экологических представлений с учетом регионального компонента.

В ходе фестиваля воспитанники детского сада «Умка» презентовали коренные народы Севера, демонстрируя их в песнях, танцах, играх и сказках.

Совсем недавно Таймырский муниципальный район отметил свое 90-летие. Мы не могли оставаться в стороне и тоже активно включились в работу по празднованию этой даты. Однако ситуация с распространением коронавирусной инфекции внесла свои коррективы и нам пришлось перестроить формат своей работы. Мы приняли решение провести онлайн-фестиваль, посвященный нашему Таймыру. 

Творческой группой педагогов детского сада были сняты четыре  видеофильма на темы: 

  • «Животные Таймыра» (совместно с Норильским музеем);
  • «Чум» (совместно с «Таймырский Дом народного творчества»);
  • «Одежда народов Таймыра»;
  • «Путешествие по Дудинке».

Итоговым мероприятием стал клубный час «Я с малых лет люблю Таймыр», на котором дошкольники полностью погрузились в таинственный и удивительный мир Таймыра. Посещая станции, наши ребята играли в этноигры, слушали песни, водили хороводы, изготавливали обереги и прошли обряд посвящения в таймырцы. И дети, и взрослые получили массу положительных эмоций от праздника.  

Для повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах, касающихся этнокультурного воспитания и образования дошкольников, используем разнообразные формы сотрудничества: родительские встречи, семинары-практикумы, мастер-классы, Дни открытых дверей, совместные мероприятия. Ежегодно вместе с детьми и родителями мы принимаем активное участие в городских мероприятиях: фестиваль «Большой Аргиш», фестиваль «Северная ягода», праздник «Хейро». 

Таким образом, реализация программы «Мы живем на Севере!» показала, что формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети – люди нового поколения – зависит от нас, взрослых. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, но при организации работы важен системный интегрированный подход с привлечением всех субъектов образовательного процесса, а также сотрудников социокультурных центров города.

Закончить свое сообщение хочется словами из китайской мудрости: «Всякая птица знает, где делать свое жилище. Зная, где ее жилище, она показывает, что знает свое назначение. Неужели человек, умнейшее из всех существ, не может знать того же, что и птица?». 

Будущее за людьми, которые знают свои корни, берегут настоящее и строят свое будущее, учась у природы!

 

Литература:

  1. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра / Попова М.И. Хрестоматия. – Красноярск, 2005.
  2. Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. – СПб.: Дрофа, 2007.
  3. Штильмарк Ф.Р. Свидание с Таймыром / Ф. Штильмарк – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1979. 

 

Программа по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Мы живем на Севере!»
Пролистать наверх