Сценарий вечера-памяти в подготовительной к школе группе “ДЕТИ И ВОЙНА”

автор: Полячкова  Наталья Владимировна

воспитатель МБОУ “СОШ № 28” – Дошкольное отделение № 1

Сценарий вечера-памяти в подготовительной к школе группе “ДЕТИ И ВОЙНА”

ДЕТИ И ВОЙНА

Под маршевую песню «Несовместимы дети и война» дети подг.гр. в русских нар. костюмах входят в зал и выстраиваются полукругом

Реб: – В цветы все улицы одеты,

 И песни звонкие слышны.

 Ведь скоро праздник – День Победы,

 Счастливый, светлый день весны!

 

Вед: –  9 мая наша страна будет отмечать великий День Победы. Каждый год как радостный праздник люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят этот знаменательный день, когда наши воины победили врага, помнят и торжественно его отмечают.

 

Песня «День Победы»

 

Вперёд выходят ведущие и дети-чтецы

 

Вед: – 75 лет прошло со дня Великой Победы. 75 лет наш народ живет в мире. Но…

… боль взывает к людям: 

 Давайте, люди, никогда 

 Об этом не забудем. 

 Пусть память верную о ней 

 Хранят, об этой муке, 

 И дети нынешних детей, 

 И наших внуков внуки.

 

Вед: –  Пускай во всем, чем жизнь полна,

 Во всем, что сердцу мило,

 Нам будет памятка дана

 О том, что в мире было.

 Затем, чтоб этого забыть

 Не смели поколенья.

 Затем, чтоб нам счастливей быть,

 А счастье — не в забвенье!

 

Реб: – Звонок шёлк,

 Слова его крылаты…

 Всплеск и всплеск…

 Никто не позабыт!

Слышите?

 Великий сорок пятый

 С прошлым

 И с грядущим

 Говорит.

 

Реб: – Победа!

 Славный сорок пятый!

 Друзья, оглянемся назад!

 Из сорок первого ребята

 Сегодня с нами говорят.

 Мы слышим их.

 Они нам близки

 Своим наследием прямым.

 Они для нас — не обелиски,

 Они — сегодняшние мы.

 

Реб: – Живем мы посреди большой России, 

 Средь городов, лесов, озер, полей, 

 И есть у нас, когда бы нас спросили, 

 Меч для врага, объятья для друзей! 

 Нам Родину завещано любить 

 И сердцем отовсюду к ней тянуться, 

 Не перервать связующую нить — 

 И нам порой так нужно оглянуться… 

 

Вед: –  Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

 

Ведущие и чтецы уходят.

Песня «Дождик».

Дети проходят на стульчики

 

Вед: – Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы… 

 

Танец «Кадриль»

 

Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст.

 

 Реб:  – Год за годом заря над землею вставала, 

Поднималась Россия, забыв о бывалом,

И любовью мальчишек своих баловала, 

Как могла, согревала в сердце своем…

Только вдруг сорок первый ударил огнем, 

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

(ученики надевают пилотки и ремни)

 

Вед: – Завтра рощ испугаются птицы, 

 Завтра птиц не признают леса… 

 Это все только завтра случится, 

 Через 24 часа… 

 

Вед: – Цветок, в росинках весь, к цветку приник, 

 И пограничник протянул к ним руки, 

 А немцы, кончив кофе пить, в тот миг 

 Влезали в танки, закрывая люки… 

 Такою все дышало тишиной, 

 Что вся земля еще спала, казалось… 

 Кто знал, что между миром и войной 

Всего каких-то пять минут осталось…

 

Музыка звучит громче, и включается отсчет времени — это усиленный стук метронома (запись) 

 

Вед: – Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце,   

согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало бед Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий… Из репродукторов донеслась страшная весть …

 

Ю.Б. Левитан заявление о вероломном нападении (громко до конца)

 

«Священная война» (в записи 1к громко, потом можно фоном)

 

Реб: – Тот, самый длинный, день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

 

Реб: –  Мы не слышали взрывов бомб.

Не стояли холодными ночами за хлебом.

Мы не знали, что такое похоронки, но из рассказов взрослых знаем, 

что почти в каждой семье кто-то погиб или пропал без вести, или умер от ран.

 

Вед: – Война своим безжалостным забралом прошлась по жизни миллионов людей: сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней.  Безусловно, что самыми незащищенными в это лихолетье оказались дети. Дети и война – два несовместимых понятия. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом стараясь приблизить победу. 

 

Реб: – И  мы не станем памяти перечить, 

        А вспомним дни далекие, когда

        Упала им на маленькие плечи

        Огромная недетская беда…

             … Была земля и жесткой и метельной,

                 Была судьба у всех людей одна.

                 У них и детства не было отдельно,

                 А были вместе – детство и война… 

 

Реб: – Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, делали  снаряды для фронта; набивали мешки песком для бомбоубежищ и патронами пулеметные ленты; собирали ягоды и грибы для фронта; вязали для фронта варежки, носки; писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким; ходили по госпиталям с концертами и помогали ухаживать за ранеными, Этим дети тоже приближали нашу Победу. 

 

Танец «Матрёшки»

 

Вед: – Любая война – это разруха, боль, слезы. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами.

Война – это голод и холод. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней

Самой страшной была осень 1941 года, когда в блокадном Ленинграде по карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% – муки. Тысячи детей умирали от голода.  

 

Звучит метроном, громко, потом фон

 

Вед: – Маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть:

 

 Реб: – “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая —дядя Леша. Мама— 15 мая”. А дальше — без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. 

 

Вед: – И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. 

 

Вед: – На оккупированной врагом территории дети становились партизанами. Маленькие, не привлекающие внимания, они были связными, разведчиками, подрывниками. Многие отдали свою жизнь за Родину

 

Вед: – Война – это смерть. 22 марта 1943г фашисты сожгли дотла белорусскую деревню Хатынь. В огне заживо сгорело 149 жителей деревни, из них 76 детей. Таких деревень -186!

 

Реб: – Едкий дым всё горло им сжимал.

 Дети, женщины в огне метались,

 И повсюду крик и стон стоял.

 Это люди в пепел превращались.

 Сколько жизней унесла война?!

 Кровью, потом почва пропиталась.

 И звонят, звонят колокола!

 Нет войны! А боль в сердцах осталась.

 

  Вед: – В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек, из них около 2 миллионов детей;

 Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

 

Вед: – Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые полосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны – боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания.

 

Танец «Журавли»

 

Вед: – Еще одна страница темы “Детство и война” – сыны полка… 

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

 

Реб: – Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать…

 

Реб: – Глядит на них Родина, очи суровы:

– Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?

В ответ поднимались отважные руки:

Все: (взялись за руки и подняли вверх):

Готовы на битвы, на годы разлуки, 

Готовы на радость победных огней, 

На голод, на холод могильных камней,

Готовы на все ради завтрашних дней

 

Реб: – Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага – 

 Сыны полков своей страны.

 

Реб: – Идут в строю матросы,

Сверкают якоря.

И мы в своих матросках

Мечтаем про моря.

 

Танец «Яблочко»

 

Вед: – За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. Маленькие герои большой войны. Они сражались за Родину, сражались повсюду. И ни на минуту не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что трудно поверить! Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных девчонок и мальчишек. Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни. 

 

Реб:- Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

 

Реб:- Юные погибшие герои, 

 Юными остались вы для нас. 

 Мы — напоминание живое, 

 Что Отчизна не забыла вас. 

 Жизнь иль смерть — и нету середины. 

 Благодарность вечная вам всем, 

 Маленькие стойкие мужчины, 

 Девочки, достойные поэм. 

 

Вед: – Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

 

Вед: – Предлагаю почтить память всех погибших минутой молчания

 

Минута молчания (метроном)

 

Ю.Б.Левитан о капитуляции фашистской Германии

 

Реб:  – В девятый день ликующего мая,

 Когда легла на землю тишина,

 Промчалась весть от края и до края:

 Мир победил! Окончена война!

 Уже нигде не затемняли света

 В продымленной Европе города.

 Ценою крови куплена Победа,

 Пусть мир запомнит это навсегда!

 

Вед: – От Бреста до Москвы 1000км, от Москвы до Берлина 1600. Дорога войны в 2600км. Дорога, длинною в 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. Миллионы погибших советских людей. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: «тысяча км/час, миллионы тонн сырья…»

Вед:– 26 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое… Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать почти 50 лет.

Вед: –  Более 26 миллионов могил на две с половиной тысячи километров. Это значит, 10 тысяч убитых на километр, 10 человек на каждый метр земли

 Вед.: –  Более 26 миллионов на 1418 дней – это значит более 10тысяч убитых ежедневно, 700 человек в час. 13человек каждую минуту.

 

Песня «День Победы»

 

Вед: –  Война закончилась победой 9 мая 1945 года. И в честь героев, защитников нашей Родины в этот день всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем об этом помнить. 

 

Реб: – Есть праздник один – самый главный

 его нам приносит весна.

 День Победы – торжественный, славный,

 Отмечает его вся страна.

 

Реб: – Пусть гремит салют победы

Этим светом мир согрет.

Поздравляем мы прадедов!

Дню Победы многих лет!

 

Танец «Салют»  (с лентами)

 

Реб: –  «Нет!» – заявляем мы войне,

 Всем злым и черным силам.

 Должна трава зеленой быть,

 А небо синим-синим.

 

Реб: –  Нам нужен разноцветный мир.

 И все мы будем рады,

 Когда исчезнут на земле

 Все пули и снаряды.

 

Вед: – Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом  Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России. Закончим наш сегодняшний вечер памяти песней.

 

Песня «Солнечный круг»

 

—————————————————————————————————–

 

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

 И чью-то жизнь с собою унесли.

Хочу, чтобы раскаты канонады

Не слышали мы больше никогда.

Хочу, чтоб пели и плясали дети,

И мирной наша жизнь была всегда.

 

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю

Но то, что мир наш хочет тишины

Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки

На Вашу долю все это пришлось – 

Тревоги, голод, холод и разлуки

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет

И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

 

Сценарий вечера-памяти в подготовительной к школе группе “ДЕТИ И ВОЙНА”
Пролистать наверх