Рабочая программа по биологии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС.

Автор: Понкрашова Алина Игоревна

учитель биологии и химии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Новомихайловская средняя школа”

Рабочая программа по биологии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новомихайловская СШ»

Утверждено приказом

МБОУ«Новомихайловская СШ» от . № 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 5 класс 2021-2022 учебный год

Учитель: Понкрашова Алина Игоревна

2021-2022уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4
  2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
  5. Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
  6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новомихайловская СШ»; с учетом учебного плана МБОУ «Новомихайловская СШ» и календарного учебного графика на текущий учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план отводит на изучение биологии в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
  • Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
  • Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа позволяет добиваться следующих результатов:

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; 
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы, 
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, 
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.   

Предметными результатами обучения биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; 
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; 
  1. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  (35 часов, 1 час в неделю)

Биология как наука (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.  Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. 

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей. 

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы 

Устройство увеличительных приборов
Клеточное строение растений
Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений
Клеточное строение кожицы лука
Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника

 

Многообразие организмов (22 часа)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.  Места обитания растений. 

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.  Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие.  Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы 

Строение зеленых водорослей
Строение мха
Строение папоротника
Строение хвои и шишек хвойных растений
Строение и разнообразие шляпочных грибов

 

Тематический план

№ п/п Разделы, темы  

Количество часов

 

1 Введение. Биология как наука 5
2 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов 8
3 Многообразие живых организмов 22
Итого 35

 

График проведения лабораторных  работ

Тема  лабораторной  работы Период проведения
1. Устройство увеличительных приборов
2. Клеточное строение растений
3. Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений
4. Клеточное строение кожицы лука
5. Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника
6. Строение зеленых водорослей
7. Строение мха
8. Строение папоротника
9. Строение хвои и шишек хвойных растений
10. Строение и разнообразие шляпочных грибов

 

График проведения контрольных работ

Тема контрольной работы Период проведения
1. Биология как наука. Клетка.
2. Многообразие живой природы. 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКА

ТЕМА УРОКА ДАТА ПЛАН. ДАТА ФАКТ. ПРИМЕЧАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА (5 ЧАСОВ)
1 (1) Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живой природе. 03.09
2 (2) Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.  10.09
3 (3) Разнообразие живой природы 17.09
4 (4) Среды обитания живых организмов 24.09
5 (5) Разнообразие живых организмов.  01.10
ГЛАВА 1. КЛЕТКА- ОСНОВА СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ (8 ЧАСОВ)
6 (1) Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов». Инструктаж ТБ 08.10
7 (2) Лабораторная работа №2 «Клеточное строение растений». Инструктаж ТБ. 15.10
8 (3) Химический состав клетки.  22.10
9 (4) Лабораторная работа №3 «Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений». Инструктаж  ТБ 29.10
10 (5) Строение клетки. Лабораторная работа №4 «Клеточное строение кожицы лука». Инструктаж по ТБ 12.11
11 (6) Пластиды. Лабораторная работа №5 «Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника». Инструктаж по ТБ. 19.11
12 (7) Жизнедеятельность клетки. 26.11
13 (8) Контрольная работа №1 ” Биология как наука. Клетка.” 03.12
ГЛАВА 2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (22 ЧАСА)
14 (1) Характеристика царства Бактерии 10.12
15 (2) Роль бактерий в природе и жизни человека 17.12
16 (3) Характеристика царства Растения 24.12
17 (4)  Водоросли 14.01
18 (5) Повторный инструктаж по ТБ. Многообразие водорослей.  21.01
19 (6) Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей». Инструктаж по ТБ. 28.01
20 (7) Роль водорослей в природе и жизни человека 04.02
21 (8) Высшие споровые растения 11.02
22 (9) Моховидные. Лабораторная работа №7 «Строение мха». Инструктаж по ТБ. 18.02
23 (10) Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Лабораторная работа №8 «Строение папоротника». Инструктаж по ТБ. 25.02
24 (11) Голосеменные растения 04.03
25 (12) Разнообразие хвойных растений.  18.03
26 (13) Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений». Инструктаж по ТБ. 25.03
27 (14) Покрытосеменные, или цветковые, растения. 01.04
28 (15) Характеристика царства Животные 08.04
29 (16) Характеристика царства Грибы 15.04
30 (17) Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. 22.04
31 (18) Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов». Инструктаж по ТБ. 29.04
32 (19) Грибы- паразиты растений, животных, человека. 06.05
33 (20) Лишайник – комплексные симбиотические организмы 13.05
34 (21) Итоговая контрольная работа за курс 5 класс «Многообразие живой природы» 20.05
35 (22) Происхождение бактерий, грибов, животных и растений 27.05

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

 

Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.

Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.

Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др

Дополнительная литература для обучающихся

  • Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.
  • Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные./Общ.науч. ред. А.В. Присный. – Белгород: ГУ «Экологический фонд Белгородской области, 2005. – 532 с.: ил.
  • В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.
  • Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.

Интернет-ресурсы.

  • 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  • 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

 

Рабочая программа по биологии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС.
Пролистать наверх