Автор: Понкрашова Алина Игоревна
учитель биологии и химии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Новомихайловская средняя школа”
Рабочая программа по биологии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новомихайловская СШ»
Утверждено приказом
МБОУ«Новомихайловская СШ» от . №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 5 класс 2021-2022 учебный год
Учитель: Понкрашова Алина Игоревна
2021-2022уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
- Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
- Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новомихайловская СШ»; с учетом учебного плана МБОУ «Новомихайловская СШ» и календарного учебного графика на текущий учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
- Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
- Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (35 часов, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов |
Клеточное строение растений |
Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений |
Клеточное строение кожицы лука |
Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника |
Многообразие организмов (22 часа)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей |
Строение мха |
Строение папоротника |
Строение хвои и шишек хвойных растений |
Строение и разнообразие шляпочных грибов |
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы |
Количество часов
|
1 | Введение. Биология как наука | 5 |
2 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 8 |
3 | Многообразие живых организмов | 22 |
Итого | 35 |
График проведения лабораторных работ
№ | Тема лабораторной работы | Период проведения |
1. | Устройство увеличительных приборов | |
2. | Клеточное строение растений | |
3. | Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений | |
4. | Клеточное строение кожицы лука | |
5. | Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника | |
6. | Строение зеленых водорослей | |
7. | Строение мха | |
8. | Строение папоротника | |
9. | Строение хвои и шишек хвойных растений | |
10. | Строение и разнообразие шляпочных грибов |
График проведения контрольных работ
№ | Тема контрольной работы | Период проведения |
1. | Биология как наука. Клетка. | |
2. | Многообразие живой природы. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
УРОКА |
ТЕМА УРОКА | ДАТА ПЛАН. | ДАТА ФАКТ. | ПРИМЕЧАНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА (5 ЧАСОВ) | ||||
1 (1) | Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живой природе. | 03.09 | ||
2 (2) | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | 10.09 | ||
3 (3) | Разнообразие живой природы | 17.09 | ||
4 (4) | Среды обитания живых организмов | 24.09 | ||
5 (5) | Разнообразие живых организмов. | 01.10 | ||
ГЛАВА 1. КЛЕТКА- ОСНОВА СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ (8 ЧАСОВ) | ||||
6 (1) | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов». Инструктаж ТБ | 08.10 | ||
7 (2) | Лабораторная работа №2 «Клеточное строение растений». Инструктаж ТБ. | 15.10 | ||
8 (3) | Химический состав клетки. | 22.10 | ||
9 (4) | Лабораторная работа №3 «Обнаружение воды, минеральных и органических веществ в клетках растений». Инструктаж ТБ | 29.10 | ||
10 (5) | Строение клетки. Лабораторная работа №4 «Клеточное строение кожицы лука». Инструктаж по ТБ | 12.11 | ||
11 (6) | Пластиды. Лабораторная работа №5 «Пластиды в клетках листа элодеи и плодов томатов, рябины и шиповника». Инструктаж по ТБ. | 19.11 | ||
12 (7) | Жизнедеятельность клетки. | 26.11 | ||
13 (8) | Контрольная работа №1 ” Биология как наука. Клетка.” | 03.12 | ||
ГЛАВА 2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (22 ЧАСА) | ||||
14 (1) | Характеристика царства Бактерии | 10.12 | ||
15 (2) | Роль бактерий в природе и жизни человека | 17.12 | ||
16 (3) | Характеристика царства Растения | 24.12 | ||
17 (4) | Водоросли | 14.01 | ||
18 (5) | Повторный инструктаж по ТБ. Многообразие водорослей. | 21.01 | ||
19 (6) | Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей». Инструктаж по ТБ. | 28.01 | ||
20 (7) | Роль водорослей в природе и жизни человека | 04.02 | ||
21 (8) | Высшие споровые растения | 11.02 | ||
22 (9) | Моховидные. Лабораторная работа №7 «Строение мха». Инструктаж по ТБ. | 18.02 | ||
23 (10) | Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Лабораторная работа №8 «Строение папоротника». Инструктаж по ТБ. | 25.02 | ||
24 (11) | Голосеменные растения | 04.03 | ||
25 (12) | Разнообразие хвойных растений. | 18.03 | ||
26 (13) | Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений». Инструктаж по ТБ. | 25.03 | ||
27 (14) | Покрытосеменные, или цветковые, растения. | 01.04 | ||
28 (15) | Характеристика царства Животные | 08.04 | ||
29 (16) | Характеристика царства Грибы | 15.04 | ||
30 (17) | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. | 22.04 | ||
31 (18) | Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов». Инструктаж по ТБ. | 29.04 | ||
32 (19) | Грибы- паразиты растений, животных, человека. | 06.05 | ||
33 (20) | Лишайник – комплексные симбиотические организмы | 13.05 | ||
34 (21) | Итоговая контрольная работа за курс 5 класс «Многообразие живой природы» | 20.05 | ||
35 (22) | Происхождение бактерий, грибов, животных и растений | 27.05 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.
Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.
Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др
Дополнительная литература для обучающихся
- Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.
- Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные./Общ.науч. ред. А.В. Присный. – Белгород: ГУ «Экологический фонд Белгородской области, 2005. – 532 с.: ил.
- В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.
- Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.
Интернет-ресурсы.
- 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru