План-конспект занятия в подготовительной группе №4 ” Гномики” на тему: “Барыня-сударыня”.

Автор: Потапова Наталья Геннадиевна

воспитатель ГДОУ ЛНР “Ясеновский ясли-сад комбинированного вида “Изюминка”

План-конспект занятия в подготовительной группе №4 ” Гномики” на тему: “Барыня-сударыня”.

План-конспект занятия в подготовительной группе  по лепке

Тема: «Барыня-сударыня».

Цель: приобщение детей к истории и социокультурным ценностям нашего народа, к отечественным традициям на примере истории дымковского промысла.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями лепки из теста; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание;
  2. Учить детей лепить дымковскую барыню, выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
    3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;
  3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить; любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству.

Материал и оборудование: дымковские игрушки для демонстрации, картинки, образцы узоров дымковской росписи, экспонаты музейного уголка, соленое тесто,влажные салфетки, кисточки, мука, доски,схемы этапов выполнения работы,гуашь,стаканчики с водой,магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дым идёт из труб столбом-

Точно в дымке всё кругом

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали.

– Ребята, я приглашаю вас на выставку народной игрушки. 

– Какие игрушки лепят в Дымкове?

-Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. О. Левицкий.

2.Теоретическая часть. (Вводная беседа)

– Какие игрушки лепят в Дымкове?

-Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России. С высокого берега реки Вятка, на нас смотрит город Вятка, откуда видна заречная слобода Дымково. Почему, спросите вы меня, Дымково, да потому, что вся слобода будто в дымке – зимой, когда топят печи, летом, когда туман. Здесь в далёкую старину, на весенний праздник Свистопляски, и зародилась дымковская игрушка. Этот праздник посвящался солнцу, все участники свистели в глиняные свистульки, вызывали весеннее солнце. Свистом оглашалась вся округа. Шуми народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист дымковской свистульки.

Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летнее время заготавливали глину, смешивали с просеянным песком, толкли вручную, замешивали тесто. Затем лепили торс фигурок, а к нему примазывали шарики – головки, ручки, соединяли их жидкой глиной. Готовые фигурки просушивали и обжигали в печи. Ближе к весне белили их мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, и красили яичными красками. 

Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом – это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. На первый взгляд, это просто геометрические фигуры, но каждое изображение несло свой смысл. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Круг с пересекаемыми полосками – знак солнца, лунный знак – пересечение линий с точками внутри. Точки в круге, или чередующиеся точки с кругом – знаки семян.

Знак плодородия – ромб. Небо с облаками – прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождливое, с каплями. Мать сыра земля и зёрна в неё – две линии, а внутри волнообразная линия с точками внутри в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки – ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки.

– Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи?

– А хотите слепить барыню?

Тогда давайте рассмотрим ее.(голова — круглой формы, туловище (сарафан) — конус, руки — крендельком, а потом идут украшения).

-А сейчас я предлагаю вам превратиться в Дымковских мастеров и будем лепить Дымковских барышень.

-Что нам нужно для работы?

Ответы детей.

-А мы с вами сегодня будем лепить из соленого теста. Тесто

у нас волшебное, в руках оно превращается в интересные фигурки.

А теперь внимательно рассмотрим схему лепки Дымковской игрушки (барышни).

Итак, давайте разделим кусок нашего теста на 2 части (пополам). Из одной части сделаем конус, это будет сарафан, а другую половину теста делим на 3 части — из одной делаем голову, из другой — руки, из третьей части делаем украшения

 – С чего начнем лепить барышню? (С деления теста).

 – Что будем сначала лепить?(Сарафан-туловище).

— Молодцы, ребята! Я вижу, что вы готовы лепить Дымковскую барышню. 

Физкультминутка
Стояла изба в деревушке,
(Дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).

В ней жили смешные старушки.
(“Носики”. Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).

Белье зашивали метелками
(Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут из стороны в сторону).

Полы подметали иголками,
(Двумя руками “шьют” вооб-ражаемыми иголками).

Солили волнушки в подушке
(“Солят” пальцами обеих рук. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).

И шли подремать на кадушке.

(Вытягивают руки вперед и соединяют их пальчик с пальчиком).

Им снилась изба вдеревушке,
(Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).

В ней жили смешные старушки.
(“Носики”. Держат пальцами концы во-ображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).

Белье зашивали иголками,
(Левая рука сжата в кулак, в правой держат иголочку, “шьют”).

Полы подметали метелками,
(Машут кистями обеих рук влево-вправо).

Солили волнушки в кадушке
(Солят пальчиками: вытягивают руки вперед, соединяя пальцы).

И шли подремать на подушки
(Потягиваются. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).

3.Практическая часть.

 — А сейчас, ребята, приступайте к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. Обратите внимание!

(на плакатах – образцы и приемы лепки). Выбирайте, каких барынь вы хотите слепить.

Самостоятельная работа детей.

4.Итог занятия.

-Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

– Все ли игрушки ладные?

– Чья работа больше все нравится? Почему?

Молодцы, все старались создать новые красивые скульптуры. Занятие окончено.
Дымковская барышня 
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько красивых, веселых игрушек получилось!

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия в подготовительной группе №4 ” Гномики” на тему: “Барыня-сударыня”.
Пролистать наверх