Путешествия из Татарстана в Марий Эл.

Автор: Прийменко Татьяна Николаевна М

узыкальный руководитель МБОУ “Лицей 186-“Перспектива ” Дошкольное отделение

Путешествия из Татарстана в Марий Эл.

Дошкольное Отделение МБОУ “Лицей №186- “Перспектива”

Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

«Путешествие из Татарстана в Марий Эл»

Составила: музыкальный руководитель

Прийменко Татьяна Николаевна

Казань, 2014

Программное содержание.

Цель: Обогащать художественные представления национальной культуры. Продолжать знакомить детей с играми и традициями Татарстана и Марий Эл; побуждать детей проявлять творчество, самостоятельно выполнять движения национальных танцев; воспитывать уважение к культуре народов Татарстана и Марий Эл, художественно – эстетический вкус, внимание, память; активизировать словарь.

Задачи:

  1. Расширение представления детей о национальной культуре.

2.Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

  1. Формирование доброжелательного отношения к разным национальностям.
  2. Воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей.

Методы и приемы: словесные, наглядные; приемы: игры, загадки, игра-путешествие, сказочные герои, сюрпризный момент.

Интеграция областей:

Коммуникация, музыка, художественной литература, физическая культура, социализация.

Оборудование:

Музыкальные инструменты – деревянные ложки, колокольчики, бубны, ксилофон, вырезанные кружочки для игры «По кочкам». 

Предварительная работа:

Чтение сказок – «Сереброзубая Пампалче»(марийская народная сказка), «Шүрǝле» Г. Тукая, «Гɵльчǝчǝк».

Беседа о национальных праздниках и национальных блюдах.

                   

Ход развлечения.

Зал празднично украшен. На одной стороне макет деревьев (природа леса), на другой стороне деревенский домик. Звучит весёлая мелодия( по усмотрению музыкального руководителя).

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в мир сказок и приключений.

(Звучит музыка, влетает голубь и вручает телеграмму)

Голубь: Вам срочная телеграмма из волшебного леса.

Ведущая: (читает)

 Куда: Казань. Детский сад № 95.

Кому: Кто любит сказки и приключения.

Ребята, вы любите сказки и приключения?

Дети: Да!

Ведущий: Всё правильно-это нам(читает дальше). Жду вас в гости в волшебный лес. Пампалче.

Ребята, Пампалче – это сереброзубая девушка из марийской сказки. Она жила с папой, который ходил на рыбалку и однажды Водяной владыка хотел его забрать к себе в царство. Но знал, что у рыбака есть дочка и захотел взять её в жёны. Водяной владыка отправил за Пампалче злую ведьму Вувер кува. Когда она увидела Пампалче, которая пряталась в лесу, хотела её поймать и выдать Водяному владыке. Но старшая сестра Пампалче спасла её.

Ребенок: Поедем скорее! А как же мы найдём Пампалче? Мы ещё никогда не бывали там.

Ведущий: Нам нужен хороший проводник. Ведь мы дружим с Гɵльчǝчǝк, а она знает сказочных героев. Сейчас я позвоню ей, она придёт к нам и поможет (ведущая звонит и приглашает Гɵльчǝчǝк на помощь).

Появляется Гɵльчǝчǝк.

Гɵльчǝчǝк: Исǝнмесез!

Ведущая:   Исǝнмесез, Гɵльчǝчǝк! Спасибо, что пришла к нам. Нас ждёт Пампалче. Ты знаешь её?

Гɵльчǝчǝк: Конечно, я её знаю. В моей сказке меня хотела поймать злая ведьма-убыр. Помог мне мой брат. Мы с Пампалче очень подружились. Но дорога в край марийских сказок не простая, много испытаний вас ждёт впереди. Сейчас я вашу силу и ловкость проверю. Джигиты, седлайте коней! 

Танец с кнутиками (В танце преобладают: дробный ход, присядка, пружинистый ход, «ёлочка», «борма» и прыжки цепочкой).

После танца все скачут в волшебный лес. Из леса выходит Шүрǝле.

Шүрǝле: Что за гости в моём лесу? А, дети? Вот с кем хорошо играть в щекотки!

Ребёнок: Сначала в нашу игру поиграй, сможешь кнутик у нас отнять – твоя взяла, а не сможешь – придётся тебе отпустить нас.

Игра  “Отними кнутик”

Дети встают в круг и передают друг другу кнутик под весёлую музыку, а Шүрǝле пытается догнать кнутик и забрать его.

Шүрǝле расстроенный, машет рукой, грозит пальцем и уходит в лес.

Звучит музыка огня…..

Влетает ведьма-Огонь.

Гɵльчǝчǝк: Смотрите, Шүрǝле послал на нас огонь! Он подожжёт лес, как мы дальше пойдём?

Ведьма – Огонь: О какие хорошенькие пожаловали! Куда вы собрались?

Ведущая: Мы в гости к Пампалче идём!

Ведьма-Огонь: А кто вас туда отпустит? Вижу детки уже большие. Но умненькие ли? Отгадайте мои загадки. Я загадаю на русском языке, но ответ жду на моём родном языке – на татарском! 

Загадки:

  1. Мчится без оглядки

Лишь сверкают лапки!

Мчится что есть духу

Хвост короче уха!

Живо угадай-ка

Кто же это? 

(куян)

  1. Кто зимой в берлоге спит?

От его рёва лес дрожит.

Кто умеет так реветь?

Ну, конечно же… 

(аю)

 

  1. Мягкие лапки,

А в лапках- цап- царапки

(песи)

Молодцы, угадали! Вы мне понравились! Не отпущу – жару напущу!

Ребёнок: Я знаю, как победить огонь! Ведьме надо станцевать танец про дружбу!

Танец “Друзей” («Дружба» сл. Любаша, муз. В. Осошин)

Ведьма – Огонь: Как вы меня обрадовали! Такой танец тёплый, как мои языки пламени!  Доброго пути! (прощается и уходит).

Гɵльчǝчǝк: Путь свободен, скорее в дорогу! Но перед нами болото и нам надо перейти по кочкам!

(Под музыку на усмотрение музыкального руководителя проводится игра ” По кочкам”. На встречу выходит Пампалче.)

Пампалче: Здравствуйте, гости дорогие! Я давно хотела подружиться с вами.

Ребенок: Мы получили письмо от тебя.

Пампалче: Дорогие гости! Я вас пригласила на наш праздник Пеледыш пайрем, а в переводе – праздник цветов. Его празднуют, когда заканчивается весенний сев и в землю брошены последние зёрна!

Гɵльчǝчǝк: Ребята, а у нас тоже отмечается такой праздник! Как он называется?

Дети: Сабантуй! 

Пампалче: Как интересно! Давайте вместе играть, петь, танцевать, веселиться! Я научу вас марийским играм!

Ведущая: А мы тебе наши татарские игры покажем. Гɵльчǝчǝк, какая на тебе красивая шаль надета. А наши девочки знают танец с шалью. Предлагает девочкам  вместе с Гɵльчǝчǝк исполнить татарский танец.

Танец с шалью(под татарскую народную музыку «Шǝл бǝйлǝдем»).

Памппалче: Какие вы молодцы! Какой красивый танец!  А у меня есть красивое колечко (показывает кольцо). Я вас хочу научить играть в марийскую игру  «Колечко». 

Правила игры: Дети встают в круг, руки сложены в ладони за спиной. Первый игрок прячет колечко в руках одного из игроков из круга. Второй игрок за три попытки должен найти колечко, если не нашёл – должен спеть или станцевать. После этого, второй игрок прячет колечко, а у кого находилось колечко – должен найти его.

Гɵльчǝчǝк: Там где я живу очень большой птичий двор. Я каждый день наблюдаю за курочками и петушками. Петушки очень игривые и задиристые. Наблюдая за ними я придумала игру, которой научу вас. 

Татарская  игра  «Бой петухов». Два ребенка встают на одну ногу, руки за спиной и стараются, толкая друг друга плечом,  поставить соперника на обе ноги.

Ведущая: Ребята, как весело на нашем празднике,  а где же наши музыкальные инструменты?  

(Дети играют под татарскую народную музыку по выбору музыкального руководителя)

Пампалче: Спасибо вам, ребята, за игры, за танцы! Ребята, вы знаете, как называется татарское национальное блюдо?

Дети: Чак- чак!

Пампалче: Молодцы! Гɵльчǝчǝк меня угощала. Очень мне понравился чак- чак! А я вас хочу угостить марийским национальным блюдом. Называется «Паренге перемеч( ватрушки с картошкой)».

Гɵльчǝчǝк: Спасибо тебе, Пампалче за угощение! Но нам с ребятами пора вернуться в наш детский сад! Ребята, мы пригласим к нам на праздник Сабантуй Пампалче?

Дети: Да, мы будем ждать тебя в гостях!

Ведушая: Ребята, вместе с нашими сказочными героями  поиграем в игру «Ручеёк» (Звучит татарская народная музыка «Зǝңгǝр күл»).

Гɵльчǝчǝк и Пампалче играют вместе с детьми и уходят незаметно из зала.

Ведущая: Ребята, ручейки нас снова перенесли в детский сад, а наших сказочных героев в свою сказочную страну. Но они нам оставили небольшое послание (достаёт конверт). Почитаем, что же они нам написали?

«Дорогие ребята! Нам очень понравилось с вами побывать на сказочном празднике! Читайте сказки и берегите традиции своего народа, праздники, родной язык и свою родину!»

Ведущая: А теперь я предлагаю поиграть в хоровод!

Хоровод “Күрсǝт ǝле, дускаем”.

Ведущая: Ребята, понравилось вам сказочное путешествие из Татарстана в Марий Эл? Что вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии?  (ответы детей)

Ведущая: А сейчас пойдём в нашу группу и будем угощаться ватрушками с картошкой.

Дети выходят под музыку из зала. 

Путешествия из Татарстана в Марий Эл.
Пролистать наверх