Автор: Прийменко Татьяна Николаевна М
узыкальный руководитель МБОУ “Лицей 186-“Перспектива ” Дошкольное отделение
Путешествия из Татарстана в Марий Эл.
Дошкольное Отделение МБОУ “Лицей №186- “Перспектива”
Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе
«Путешествие из Татарстана в Марий Эл»
Составила: музыкальный руководитель
Прийменко Татьяна Николаевна
Казань, 2014
Программное содержание.
Цель: Обогащать художественные представления национальной культуры. Продолжать знакомить детей с играми и традициями Татарстана и Марий Эл; побуждать детей проявлять творчество, самостоятельно выполнять движения национальных танцев; воспитывать уважение к культуре народов Татарстана и Марий Эл, художественно – эстетический вкус, внимание, память; активизировать словарь.
Задачи:
- Расширение представления детей о национальной культуре.
2.Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
- Формирование доброжелательного отношения к разным национальностям.
- Воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей.
Методы и приемы: словесные, наглядные; приемы: игры, загадки, игра-путешествие, сказочные герои, сюрпризный момент.
Интеграция областей:
Коммуникация, музыка, художественной литература, физическая культура, социализация.
Оборудование:
Музыкальные инструменты – деревянные ложки, колокольчики, бубны, ксилофон, вырезанные кружочки для игры «По кочкам».
Предварительная работа:
Чтение сказок – «Сереброзубая Пампалче»(марийская народная сказка), «Шүрǝле» Г. Тукая, «Гɵльчǝчǝк».
Беседа о национальных праздниках и национальных блюдах.
Ход развлечения.
Зал празднично украшен. На одной стороне макет деревьев (природа леса), на другой стороне деревенский домик. Звучит весёлая мелодия( по усмотрению музыкального руководителя).
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в мир сказок и приключений.
(Звучит музыка, влетает голубь и вручает телеграмму)
Голубь: Вам срочная телеграмма из волшебного леса.
Ведущая: (читает)
Куда: Казань. Детский сад № 95.
Кому: Кто любит сказки и приключения.
Ребята, вы любите сказки и приключения?
Дети: Да!
Ведущий: Всё правильно-это нам(читает дальше). Жду вас в гости в волшебный лес. Пампалче.
Ребята, Пампалче – это сереброзубая девушка из марийской сказки. Она жила с папой, который ходил на рыбалку и однажды Водяной владыка хотел его забрать к себе в царство. Но знал, что у рыбака есть дочка и захотел взять её в жёны. Водяной владыка отправил за Пампалче злую ведьму Вувер кува. Когда она увидела Пампалче, которая пряталась в лесу, хотела её поймать и выдать Водяному владыке. Но старшая сестра Пампалче спасла её.
Ребенок: Поедем скорее! А как же мы найдём Пампалче? Мы ещё никогда не бывали там.
Ведущий: Нам нужен хороший проводник. Ведь мы дружим с Гɵльчǝчǝк, а она знает сказочных героев. Сейчас я позвоню ей, она придёт к нам и поможет (ведущая звонит и приглашает Гɵльчǝчǝк на помощь).
Появляется Гɵльчǝчǝк.
Гɵльчǝчǝк: Исǝнмесез!
Ведущая: Исǝнмесез, Гɵльчǝчǝк! Спасибо, что пришла к нам. Нас ждёт Пампалче. Ты знаешь её?
Гɵльчǝчǝк: Конечно, я её знаю. В моей сказке меня хотела поймать злая ведьма-убыр. Помог мне мой брат. Мы с Пампалче очень подружились. Но дорога в край марийских сказок не простая, много испытаний вас ждёт впереди. Сейчас я вашу силу и ловкость проверю. Джигиты, седлайте коней!
Танец с кнутиками (В танце преобладают: дробный ход, присядка, пружинистый ход, «ёлочка», «борма» и прыжки цепочкой).
После танца все скачут в волшебный лес. Из леса выходит Шүрǝле.
Шүрǝле: Что за гости в моём лесу? А, дети? Вот с кем хорошо играть в щекотки!
Ребёнок: Сначала в нашу игру поиграй, сможешь кнутик у нас отнять – твоя взяла, а не сможешь – придётся тебе отпустить нас.
Игра “Отними кнутик”
Дети встают в круг и передают друг другу кнутик под весёлую музыку, а Шүрǝле пытается догнать кнутик и забрать его.
Шүрǝле расстроенный, машет рукой, грозит пальцем и уходит в лес.
Звучит музыка огня…..
Влетает ведьма-Огонь.
Гɵльчǝчǝк: Смотрите, Шүрǝле послал на нас огонь! Он подожжёт лес, как мы дальше пойдём?
Ведьма – Огонь: О какие хорошенькие пожаловали! Куда вы собрались?
Ведущая: Мы в гости к Пампалче идём!
Ведьма-Огонь: А кто вас туда отпустит? Вижу детки уже большие. Но умненькие ли? Отгадайте мои загадки. Я загадаю на русском языке, но ответ жду на моём родном языке – на татарском!
Загадки:
- Мчится без оглядки
Лишь сверкают лапки!
Мчится что есть духу
Хвост короче уха!
Живо угадай-ка
Кто же это?
(куян)
- Кто зимой в берлоге спит?
От его рёва лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну, конечно же…
(аю)
- Мягкие лапки,
А в лапках- цап- царапки
(песи)
Молодцы, угадали! Вы мне понравились! Не отпущу – жару напущу!
Ребёнок: Я знаю, как победить огонь! Ведьме надо станцевать танец про дружбу!
Танец “Друзей” («Дружба» сл. Любаша, муз. В. Осошин)
Ведьма – Огонь: Как вы меня обрадовали! Такой танец тёплый, как мои языки пламени! Доброго пути! (прощается и уходит).
Гɵльчǝчǝк: Путь свободен, скорее в дорогу! Но перед нами болото и нам надо перейти по кочкам!
(Под музыку на усмотрение музыкального руководителя проводится игра ” По кочкам”. На встречу выходит Пампалче.)
Пампалче: Здравствуйте, гости дорогие! Я давно хотела подружиться с вами.
Ребенок: Мы получили письмо от тебя.
Пампалче: Дорогие гости! Я вас пригласила на наш праздник Пеледыш пайрем, а в переводе – праздник цветов. Его празднуют, когда заканчивается весенний сев и в землю брошены последние зёрна!
Гɵльчǝчǝк: Ребята, а у нас тоже отмечается такой праздник! Как он называется?
Дети: Сабантуй!
Пампалче: Как интересно! Давайте вместе играть, петь, танцевать, веселиться! Я научу вас марийским играм!
Ведущая: А мы тебе наши татарские игры покажем. Гɵльчǝчǝк, какая на тебе красивая шаль надета. А наши девочки знают танец с шалью. Предлагает девочкам вместе с Гɵльчǝчǝк исполнить татарский танец.
Танец с шалью(под татарскую народную музыку «Шǝл бǝйлǝдем»).
Памппалче: Какие вы молодцы! Какой красивый танец! А у меня есть красивое колечко (показывает кольцо). Я вас хочу научить играть в марийскую игру «Колечко».
Правила игры: Дети встают в круг, руки сложены в ладони за спиной. Первый игрок прячет колечко в руках одного из игроков из круга. Второй игрок за три попытки должен найти колечко, если не нашёл – должен спеть или станцевать. После этого, второй игрок прячет колечко, а у кого находилось колечко – должен найти его.
Гɵльчǝчǝк: Там где я живу очень большой птичий двор. Я каждый день наблюдаю за курочками и петушками. Петушки очень игривые и задиристые. Наблюдая за ними я придумала игру, которой научу вас.
Татарская игра «Бой петухов». Два ребенка встают на одну ногу, руки за спиной и стараются, толкая друг друга плечом, поставить соперника на обе ноги.
Ведущая: Ребята, как весело на нашем празднике, а где же наши музыкальные инструменты?
(Дети играют под татарскую народную музыку по выбору музыкального руководителя)
Пампалче: Спасибо вам, ребята, за игры, за танцы! Ребята, вы знаете, как называется татарское национальное блюдо?
Дети: Чак- чак!
Пампалче: Молодцы! Гɵльчǝчǝк меня угощала. Очень мне понравился чак- чак! А я вас хочу угостить марийским национальным блюдом. Называется «Паренге перемеч( ватрушки с картошкой)».
Гɵльчǝчǝк: Спасибо тебе, Пампалче за угощение! Но нам с ребятами пора вернуться в наш детский сад! Ребята, мы пригласим к нам на праздник Сабантуй Пампалче?
Дети: Да, мы будем ждать тебя в гостях!
Ведушая: Ребята, вместе с нашими сказочными героями поиграем в игру «Ручеёк» (Звучит татарская народная музыка «Зǝңгǝр күл»).
Гɵльчǝчǝк и Пампалче играют вместе с детьми и уходят незаметно из зала.
Ведущая: Ребята, ручейки нас снова перенесли в детский сад, а наших сказочных героев в свою сказочную страну. Но они нам оставили небольшое послание (достаёт конверт). Почитаем, что же они нам написали?
«Дорогие ребята! Нам очень понравилось с вами побывать на сказочном празднике! Читайте сказки и берегите традиции своего народа, праздники, родной язык и свою родину!»
Ведущая: А теперь я предлагаю поиграть в хоровод!
Хоровод “Күрсǝт ǝле, дускаем”.
Ведущая: Ребята, понравилось вам сказочное путешествие из Татарстана в Марий Эл? Что вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
Ведущая: А сейчас пойдём в нашу группу и будем угощаться ватрушками с картошкой.
Дети выходят под музыку из зала.