Автор: Прокопьева Маргарита Павловна
учитель начальных классов МОУ ИРМО “Максимовская СОШ”
Урок литературного чтения в 3 классе Тема «Ф.И. Тютчев «Листья»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема «Ф.И. Тютчев «Листья»
Составитель: Прокопьева Маргарита Павловна,
учитель начальных классов
МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
Максимовщина
2019
УМК: Школа России
Тема урока: «Ф.И. Тютчев «Листья»
Тип урока: изучение нового
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения Ф.И. Тютчева «Листья»
Задачи:
образовательные: Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения; совершенствовать умения определять эмоциональный характер текста, выделять опорные слова.
развивающие: Развивать монологическую,диалогическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительное отношение к природе; формировать нравственно – этические ориентиры.
Предметные: совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и выразительность; совершенствовать поисковый способ чтения; сравнивать произведения, написанные на одну тему; сравнивать познавательное и художественное произведения по цели высказывания; выявлять отношение рассказчика к персонажу; пересказывать познавательный текст; обозначать паузы и логическое ударение; заучивать наизусть и выразительно декламировать стихотворное произведение.
Метапредметные: – ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с целью выявления отношения автора-рассказчика к персонажу; сравнивать познавательное и художественное произведения; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
Формы и методы: Метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации, методика продуктивного чтения, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, беседа.
Оборудование: Учебник для 3 класса. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки,); сборники стихов Ф. Тютчева и др., его портрет.
Средства обучения: учебник, карточки, сборники стихов
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и средства | Формируемые УУД |
Орг. момент | Создать условия переключения учащихся на учебную деятельность | – Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу литературную мастерскую.
Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают. Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку, садятся на свои места | Слово учителя | Регулятивные (контроль своей готовности к работе) |
Актуализация знаний учащихся
Целеполагание |
Актуализировать (личностные) изученные способы знаний | —Ребята давайте прочитаем стихотворение Н. Егорова все вместе, в медленном темпе.
Листопад? Листопад! Лес осенний конопат. Налетели конопушки, Стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал: – Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: Все рыжинки оборву, Побросаю их в траву!. — Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? – Верно. -А какое у вас бывает настроение, глядя на падающие листья, осеннее хмурое небо, улетающих на юг птиц. Опишите его с помощью имен прилагательных.
– Может быть нам поможет ответить на этот вопрос и прийти к общему мнению, произведение, написанное более ста лет назад замечательным русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым. |
Дети выразительно читают стихотворение ,показывая настроения, чувства с помощью мимики и жестов
Дети делятся своими впечатлениями – Дни становятся холоднее, птицы улетают на юг, некоторые животные готовятся к спячке, насекомые засыпают, листопад Описывают свое настроение используя прилагательные -Ответы детей, противоречивые размышления |
Фронтальный опрос, беседа, создание проблемной ситуации | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Открытие новых знаний | Формирование знаний по теме урока | Федор Иванович Тютчев – замечательный русский поэт, живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры. Он принадлежал к старинному дворянскому роду.
В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Листья». Послушайте его и постарайтесь почувствовать настроение листьев. Стихотворение читает учитель — Какие чувства вы испытывали при чтении? — От чьего имени написано стихотворение? – Верно. -Как называется такой прием в литературе
— Приведите примеры, доказывающие это. – Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев. – Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях. – То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь? – Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»? – Перечитайте вторую строфу стихотворения. – Кто это «мы»? – Почему «легкое племя»? Верно, Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. — С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? -Перечитайте третью строфу стихотворения – Теперь прочитайте только глаголы из этого отрывка -Какую картину вы представили себе читая данные слова? — Найдите значение слова «зефиры» в толковом словаре. – В поэзии Зефир означает приятный легкий ветер. -За кем или за чем хотят улететь листья? — Перечитайте четвертую строфу. Какое настроение она создает? — Кого они просят о помощи? – А что, по – вашему значит слово «докучный»? – Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие». Однокоренное слово к нему – докучать, что значит надоедать. (рассказывает ребенок) – Почему ветви названы докучными? – Какие слова повторяются в последней части стихотворения? Найдите это в тексте. – Этот прием поэт использует, чтобы показать силу эмоций, нетерпения. — Как надо читать эти строчки? — Подготовьте выразительное чтение стихотворения, Для начала вспомним каким чувствами нужно читать строки. -Первая строфа -Вторая строфа
-Третья строфа -Четвертая строфа
— Прочитайте выразительно стихотворение, стараясь передать настроение автора. |
– чувства потери, расставания, торжества, ожидания
– от лица листьев – олицетворением – представление предмета в образе живого существа. (Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.) – Чтение первой строфы – Появляются весной, радуют нас летом своей зеленью и свежестью, осенью опадают -Да -Спят под снегом, как под одеялом -Чтение второй строфы стихотворения -«Мы»-это листья -Листья легкие, воздушные, увядающие -Да -Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло. – Читают третью строфу – Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» – Окончание «жизни» листьев – Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.) -Они хотят улететь за теплыми ветрами -Читают четвёртую строфу -Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь. – Ветры -Надоедливые – Потому что, листьям захотелось разнообразия, смены обстановки. – «…Скорее, скорей!…», «Летите, летите!» – Их надо читать громко, умоляя сделать это – Чувство неприязни – Чувство гордости, торжества, радости -Чувство грусти – Мольба, просьба, стремление зачитывают 3-5 обучающихся |
Беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, анализ | Познавательные (построение речевого высказывания в устной форме)
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. |
Физкультминутка | Обеспечение кратковременного активного отдыха в течение урока | Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз) Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы) Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках) Полетели, полетели, И на землю сели. (Присаживаемся на корточки) Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками) И листочки все поднял, Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте) И на землю опустил. (Снова садимся на корточки) |
демонстрация | ||
Закрепление полученных знаний | Организовать и осуществить совместную деятельность учащихся | – Посмотрите, как много книг написано об осени русскими поэтами и писателями. (Выставка)
– Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов. Так приятно наблюдать за тем, как листья на деревьях меняют свой цвет. Листья постоянно показывают нам, насколько может быть богатой природа, как много красок на планете. – Давайте представим, что мы осенние листья и каждый попробует описать своё настроение используя прилагательные и глаголы и записать в тетрадь. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, пусть он после прочтения слов, опишет чувства, которые вызвал у него ваше произведение. –Как вы думаете появилось ли у вашего соседа по парте чувство, как будто он прочитал послание не от вас, а от листьев? |
-Записывают 5-6 слов
-Работа в паре |
Беседа, работа в паре,
фронтальная работа, использование наглядности |
Коммуникативные( слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении) Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |
Рефлексия учебной деятельности | Проанализировать деятельность учащихся в ходе урока | Сегодня на уроке мы познакомились с произведением Ф.И.Тютчева «Листья»
– И теперь мы вернемся с вами к вопросу, который у нас был вначале. Как вы думаете, а может ли быть настроение у листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать? –Но только где? —С каким произведением познакомились на уроке? — Кто автор этого стихотворения? На доске: – сегодня я узнал… – было интересно… – было трудно… Ребята вы молодцы, спасибо вам за урок. Домашнее задание: Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья» |
– Да могут.
– В стихах, в наших рассказах и в фантазии. |
Беседа | Личностные (оценивание усваиваемого содержания)
Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке |
Образовательные технологии (для ВКК)
/методы, приемы обучения и воспитания (для 1КК) |
Обоснование
применения с указанием полученных результатов |
Метод проблемного изложения | В ходе поиска решения проблемы учащиеся преодолели трудности анализа произведения, и самостоятельно достигли здесь высокого уровня. «Подводящий диалог» как путь создания проблемной ситуации был выбран для того чтобы столкнуть разные мнения учеников вопросом. Повышенная активность учащихся способствовала развитию позитивных мотивов и уменьшила необходимость формальной проверки результатов. Учащиеся применили полученные знания в новой ситуациях и одновременно развивали свои умения и творческие способности. |
Беседа, работа в паре,
фронтальная работа. Фронтальный опрос создание проблемной ситуации |