автор:
Радченко Татьяна Васильевна
Учитель начальных классов ГБУ “КРОЦ”
Борисова Зинаида Владимировна
Воспитатель ГБУ “КРОЦ”
«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «КОСМПЛЕКСНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МАРЬИНО»
Внеклассное мероприятие
«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
Подготовили и провели:
Учитель: Радченко Т.В.
Воспитатель: Борисова З.В.
Москва
«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
Цель:
Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.
Материал к празднику:
Портрет К.И.Чуковского, выставка книг, выставка детских рисунков, маски и другие атрибуты для инсценировки. Презентация к празднику. Музыка.
Предварительная работа:
Чтение произведений Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок.
Ход праздника.
В зале звучит аудиозапись «Чудо дерево» в исполнении К.И.Чуковского.
Детям предлагается отгадать, чей голос и чьи стихи они слышат. Ведущий спрашивает о характере произведений К.И.Чуковского.
Ведущая:
И сегодня темой для праздника будут произведения этого замечательного писателя, которого знают и любят до сих пор.
Более ста лет назад родился человек, который подарил нам очень много радости и веселья. Вам ,ребята, не раз читали : Мойдодыр, Доктор Айболит, Муха – Цокотуха. Можете поверить мне на слово: книжки Корнея Чуковского любили ваши мамы, дедушки и бабушки, а когда вы станете дедушками и бабушками, и вы , и ваши внучата будут с той же радостью читать книги Корнея Ивановича.
Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.
.
Предлагается детям вспомнить и прочитать стихи К.И.Чуковского.
Ведущая: Мы отправляемся в путешествие по сказкам Чуковского и вы, ребята , наверно без труда угадаете эти сказки по иллюстрации.
Игра «Угадай сказку по иллюстрации» (показ слайдов)
Ведущая:
А сейчас всем присутствующим предлагаю отгадать, из каких книг К.И.Чуковского следующие строчки:
– А кузнечик, а кузнечик
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, за кусток
Под мосток и молчок. (Муха Цокотуха)
– Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую. (Тараканище)
-А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
– Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
– Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас! (Бармалей)
– Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю
А пузатый от меня
Убежал как от огня. (Мойдодыр)
«Мойдодыр» – Корней Иванович так вспоминал об идеи создания этой сказки:
– Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала младшая дочь. Она ревела в «три ручья», бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совсем неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо , надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам: стыд и срам! Стыд и срам!» Эти строки вошли в сказку «Мойдодыр».
Отгадываем дальше:
– Скачет сито по полям
А корыто по лугам
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. (Федорино горе)
-Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил…. (Крокодил)
– Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей! (Айболит)
Сказка «Айболит». – «Как-то вдохновение нахлынуло на меня, рассказывал К.И.Чуковский о том, как появился замысел к сказке «Айболит», – на Кавказе, во время купания в море, я заплыл довольно далеко, и вдруг под воздействием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
– О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»
Динамическая пауза «Я – не, я»
Ведущий задаёт вопросы, участники отвечают на них с помощью движений: «я» –поднять руки вверх; «не я» – не поднимать руки.
Вопросы ведущего:
-Кто любит шоколад?
-Кто любит мармелад?
-Кто не моет уши?
-Кто любит виноград?
-Кто не моет руки?
-Кто любит мороженое?
-Кто любит ириски?
-Кто любит помидоры?
-Кто жарит мухоморы?
-Кто любит кино?
-Кто разбил окно?
-Кто любит печенье, кто любит варенье?
-Кто все время врёт?
Ведущая:
Сейчас хочу вам предложить игру: «Чьи стихи.» Я вам буду читать отрывки из стихотворений, а вы будете отгадывать, кто написал.
1.Ехали медведи 2.Ветер по морю гуляет
На велосипеде. И кораблик подгоняет.
А за ними кот Он бежит себе в волнах
Задом наперед. На раздутых парусах.
3.Идет бычок, качается 4. «Ладно, ладно, побегу,
Вздыхает на ходу. Вашим детям помогу.
«Ох, доска кончается Только где же вы живете?
Сейчас я упаду.» На горе или в болоте?»
5.И кастрюля на бегу
Закричала утюгу
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Ведущая:
Ребята, вы наверное устали сидеть, так давайте немного подвигаемся.
Проводится физкультминутка:
На зарядку солнышко вызывает нас
Поднимаем руки мы по команде «Раз!» ( дети поднимают руки)
А над нами весело шелестит листва (двигают кистями рук)
Опускаем руки мы по команде «Два!» ( руки опускают)
Руки кверху поднимаем
А потом мы опускаем
А потом их разведем (разводят руки в стороны)
И к себе скорей прижмем. (дети обнимают себя)
Ведущая:
Вы знаете, что Чуковский для вас не только писал сказки , но и загадки. Его загадки для детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ.
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел—
Прямо по морю пошел! (Пароход)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет .( Сосулька)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок и яйцо)
Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (Крапива)
А теперь давайте немного поиграем.
Предлагается игра: «Из какой сказки?»
1.В сундучке то, что попросил слон для своего сына из сказки «Телефон». Что это?
- В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это?
- В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха – Цокотуха».
- В сундуке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
- В сундуке то, что попросили прислать мартышке из сказки «Телефон»
- Еще здесь есть то, что ставил больным зверятам Айболит.
-Вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями, что я для вас приготовила. А вот сейчас предлагаю вам другую игру:
«Кто есть кто».
– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)
Рыжий, усатый великан – (таракан)
Вспомним, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.
Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)
Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)
…Если только захочу,
И Луну я проглочу! (крокодил)
Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)
Заходит Бармалей, здоровается со всеми.
Бармалей: Стал я добрей, полюбил я детей.
Проводится музыкальная пауза с Бармалеем. (Бармалей убегает, но обещает, что скоро вернется (Музыка)
Ведущая:
А мы продолжим наше путешествие по сказкам Чуковского.
А кто знает, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)
А потом позвонили цапли
«Пришлите пожалуйста….(капли)
Дин – ди – лень
Дин – ди – лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)
Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого… (Комара)
Молодцы, хорошо знаете произведения Чуковского.
Сейчас ребята 1 класса покажут инсценировку сказки «Муха-Цокотуха.»
Внимательно смотрим.
(идет инсценировка)
Подведение итогов.
Ведущая:
Понравилось вам? ( Ответы детей)
Этот литературный праздник какому писателю был посвящен? (Ответы детей.)
Сказки Чуковского веселые? А есть грустные? (Ответы детей)
Да, у этого писателя нет грустных сказок.
Книги К.И.Чуковского веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей.
Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят.
Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все , что нас окружает.
Входит Бармалей:
Напек я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей.
А для Ванечки и для Танечки
И для Сонечки и для Манечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный, ароматный
Удивительно приятный,
Подходите, получите
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!