«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

автор:

Радченко Татьяна Васильевна

Учитель начальных классов ГБУ “КРОЦ”

Борисова Зинаида Владимировна

Воспитатель ГБУ “КРОЦ”

«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «КОСМПЛЕКСНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МАРЬИНО»

Внеклассное мероприятие
«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

                                                                              Подготовили и провели:

                                                                             Учитель: Радченко Т.В.

                                                              Воспитатель: Борисова З.В.

Москва

 «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

Цель: 

Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.

Материал к празднику: 

 

Портрет К.И.Чуковского, выставка книг, выставка детских рисунков, маски и другие атрибуты для инсценировки. Презентация к празднику. Музыка.

Предварительная работа: 

Чтение произведений Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок.

Ход праздника.

В зале звучит аудиозапись «Чудо дерево» в исполнении К.И.Чуковского.
Детям предлагается отгадать, чей голос и чьи стихи они слышат. Ведущий спрашивает о характере произведений К.И.Чуковского.


    Ведущая:  

 

И сегодня темой для праздника будут произведения этого замечательного писателя, которого знают и любят до сих пор.
Более ста лет назад родился человек, который подарил нам очень много радости и веселья. Вам ,ребята, не раз читали : Мойдодыр, Доктор Айболит, Муха – Цокотуха. Можете поверить мне на слово: книжки Корнея Чуковского любили ваши мамы, дедушки и бабушки, а когда вы станете дедушками и бабушками, и вы , и ваши внучата будут с той же радостью читать книги Корнея Ивановича.
    Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется  литературный псевдоним. А настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

.

Предлагается детям вспомнить и прочитать стихи К.И.Чуковского.
Ведущая: Мы отправляемся в путешествие по сказкам Чуковского и вы,  ребята , наверно без труда угадаете эти сказки по иллюстрации.
Игра «Угадай сказку по иллюстрации» (показ слайдов)

Ведущая:  

А сейчас всем присутствующим предлагаю отгадать, из каких книг К.И.Чуковского следующие строчки:

– А кузнечик, а кузнечик
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, за кусток
Под мосток и молчок. (Муха Цокотуха)

– Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую. (Тараканище)

-А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)

– Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
– Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас! (Бармалей)

– Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю
А пузатый от меня
Убежал как от огня. (Мойдодыр)

«Мойдодыр» – Корней Иванович так вспоминал об идеи создания этой сказки:
– Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала младшая дочь. Она ревела в «три ручья», бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совсем неожиданно для себя  тихо ей сказал: «Надо , надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам: стыд и срам! Стыд и срам!» Эти строки вошли в сказку «Мойдодыр».

Отгадываем дальше:

– Скачет сито по полям
А корыто по лугам
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. (Федорино горе)

-Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил…. (Крокодил)

– Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей! (Айболит)

Сказка «Айболит».   – «Как-то вдохновение нахлынуло на меня, рассказывал К.И.Чуковский о том, как появился замысел к сказке «Айболит», – на Кавказе, во время купания в море, я заплыл довольно далеко, и вдруг под воздействием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
– О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»

Динамическая пауза «Я – не, я»

 Ведущий задаёт вопросы, участники отвечают на них с помощью движений: «я» поднять руки вверх; «не я» – не поднимать руки.

 Вопросы ведущего: 

 -Кто любит шоколад?

 -Кто любит мармелад?                        

 -Кто не моет уши?

 -Кто любит виноград?

 -Кто не моет руки?

 -Кто любит мороженое?

 -Кто любит ириски?

 -Кто любит помидоры?

 -Кто жарит мухоморы?

 -Кто любит кино?

 -Кто разбил окно?

 -Кто любит печенье, кто любит варенье?

 -Кто все время врёт?

Ведущая:  

Сейчас хочу вам предложить игру: «Чьи стихи.» Я вам буду читать отрывки из стихотворений, а вы будете отгадывать, кто написал.

1.Ехали медведи                              2.Ветер по морю гуляет
На велосипеде.                                     И кораблик подгоняет.
А за ними кот                                         Он бежит себе в волнах
Задом наперед.                                    На раздутых парусах.
                                                                   
3.Идет бычок, качается                  4. «Ладно, ладно, побегу,
  Вздыхает на ходу.                                  Вашим детям помогу.
  «Ох, доска кончается                            Только где же вы живете?
  Сейчас я упаду.»                                    На горе или в болоте?»

5.И кастрюля на бегу
    Закричала утюгу
  «Я бегу, бегу, бегу,
    Удержаться не могу!»

Ведущая: 

Ребята, вы наверное устали сидеть, так давайте немного подвигаемся.

Проводится физкультминутка:
На зарядку солнышко вызывает нас
Поднимаем руки мы по команде «Раз!» ( дети поднимают руки)
А над нами весело шелестит листва        (двигают кистями рук)
Опускаем руки мы по команде «Два!»    ( руки опускают)
Руки кверху поднимаем
А потом мы опускаем
А потом их разведем      (разводят руки в стороны)
И к себе скорей прижмем. (дети обнимают себя)

Ведущая: 

Вы знаете, что Чуковский для вас не только писал сказки , но и загадки. Его загадки для детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ.

Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел—
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет .( Сосулька)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,- 
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок и яйцо)

Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (Крапива)

А теперь давайте немного поиграем.
Предлагается игра: «Из какой сказки?»
 

1.В сундучке то, что попросил слон для своего сына  из сказки «Телефон». Что это?

  1. В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это?
  2. В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха – Цокотуха».
  3. В сундуке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
  4. В сундуке то, что попросили прислать мартышке из сказки «Телефон»
  5. Еще здесь есть то, что ставил больным зверятам Айболит.


-Вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями, что я для вас приготовила. А вот сейчас предлагаю вам другую игру:

 «Кто есть кто».

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)
Рыжий, усатый великан – (таракан)

 

Вспомним, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.

Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)

Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)

Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)

Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)

Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)

…Если только захочу,
И Луну я проглочу! (крокодил)

Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)

Заходит Бармалей, здоровается со всеми.
Бармалей: Стал я добрей, полюбил я детей.

 

Проводится музыкальная пауза с Бармалеем. (Бармалей убегает, но обещает, что скоро вернется   (Музыка)

 

Ведущая: 

А мы продолжим наше путешествие по сказкам Чуковского.

А кто знает, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)

Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые – 
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)

А потом позвонили цапли
«Пришлите пожалуйста….(капли)

Дин – ди – лень
Дин – ди – лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)

Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого…  (Комара)
Молодцы, хорошо знаете произведения Чуковского.

Сейчас ребята 1 класса  покажут инсценировку сказки «Муха-Цокотуха.»
Внимательно смотрим.

(идет инсценировка)

Подведение итогов.

Ведущая: 

Понравилось вам? ( Ответы детей)
Этот литературный праздник какому писателю был посвящен? (Ответы детей.)
Сказки Чуковского веселые? А есть грустные? (Ответы детей)
Да, у этого писателя нет грустных сказок.
Книги К.И.Чуковского веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей.

Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят.
              Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все , что нас окружает.

Входит Бармалей:

 Напек я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей.

А для Ванечки и для Танечки
И для Сонечки и для Манечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный, ароматный
Удивительно приятный,
Подходите, получите
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!

«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
Пролистать наверх