Автор: Ратобыльская Галина Михайловна
педагог-психолог ГБУ СОН РО “СРЦ для несовершеннолетних Белокалитвинского района”
Рабочая программа “Перезагрузка Любовью”
Рабочая программа педагога- психолога отделения социальной реабилитации «Перезагрузка любовью»
Разработчик программы: ГБУСОН РО «СРЦ Белокалитвинского района»
Участники программы: педагог- психолог Ратобыльская Галина Михайловна.
Категории: Дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации и проходящие реабилитацию в ГБУ СОН РО «СРЦ Белокалитвинского района» в возрасте от 3 до 18 лет. Время пребывания в СРЦ от 3 дней до 6 месяцев. Несовершеннолетние находятся для определения статуса по дальнейшему жизнеустройству.
Актуальность разработки программы социально-психологической реабилитации для несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра обусловлена тем, что дети, попадают в учреждение, как правило, из асоциальных семей. У таких детей, выросших в условиях эмоциональной депривации, возникают множественные социально-психологические проблемы, затрудняется процесс социализации. Работа с несовершеннолетними, которым требуется защита и поддержка, успешная социализация и социальная адаптация, а также социально-педагогическая, социально-психологическая реабилитация являются важнейшим аспектом деятельности специалистов социально-реабилитационных центров.
- Общие положения
1.1 Программа по работе с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (в том числе, в социально – опасном положении) вне социального учреждения «Перезагрузка Любовью» (далее по тексту – программа «Перезагрузка Любовью») является одним из направлений работы отделения социальной реабилитации ГБУСОН РО «СРЦ Белокалитвинского района».
1.2 Программа «Перезагрузка Любовью» реализуется за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУСОН РО «СРЦ Белокалитвинского района».
Основные цели и задачи программы
Цель: психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, содействие их психическому и личностному развитию и восстановление детско-родительских отношений, приводящих к воссоединению семьи.
Рабочая программа педагога-психолога направлена на решение следующих задач:
- Определить проблемные зоны в развитии ребёнка.
- Снизить уровень психического дискомфорта, стабилизировать эмоциональное состояние, гармонизировать аффективно- личностную сферу несовершеннолетних.
- Снижение эмоционального напряжения и обучение приёмам саморегуляции.
- Осуществлять психологическое сопровождение несовершеннолетних в СРЦ;
- Участие в организации адаптационного периода в группе (консультации воспитателей об индивидуальных особенностях детей, сфере общения, проблемных зонах, травматическом опыте, вредных привычках);
- Отработать травматический опыт детей и подростков.
- Развить сенсомоторную координацию (схемы тела, мелкой, крупной моторики).
- Наметить пути преодоления негативных черт характера, помочь справится с вредными привычками.
- Развитие эмоционального и социального интеллекта (развитие коммуникативных навыков, регуляции социальных отношений со сверстниками, взрослыми).
- Адаптировать несовершеннолетнего к обществу, привить положительные качества, оптимистичное отношение к миру, будущему.
- Расширить арсенал жизненных средств, способов воздействия на ситуацию; Сориентировать на выбор позитивных приоритетов, жизненных целей.
- Помочь наладить отношения в семье, социуме. Коррекция и развитие коммуникативной сферы;
- развитие познавательной сферы.
Психологическая диагностика вновь поступающих детей Центра;
предварительная диагностика: беседа, интервью, тест Люшера.
- Исследование семейной ситуации: проективные диагностики: рисуночные тесты семьи, тест – опросник Айзенка, Социограмма, диагностика Рене Жиля и др.
- исследование когнитивной сферы: профориентационые тесты (Г. Холланда Д. Голомштока, карта интересов Климова; тест Йоваши)
- Исследование характерологических, личностных особенностей и поведения несовершеннолетних (тесты Р.Кеттелла (детский и подростковый), опросник Шмишека, ПДО; опросник Г. Айзенка).
- Исследование межличностных отношений в группе ( тест «Иерархическое древо», «Лесенка»).
- Специальная диагностика (Профориентационные исследования, подготовка документации несовершеннолетних к ПМПК)
- Заключительная диагностика (Оформление заключений для учреждений и выдача рекомендаций родителям несовершеннолетних).
Психологическая диагностика родителей: АСВ- диагностика семейных взаимоотношений, индивидуальная беседа-интервью
Первый модуль программы (для детей) «Образ Я»
I Раздел «Я. Чувства и эмоции»
Дает возможность помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Педагоги и родители помогают ребенку поверить в свои силы.
Призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции-чувства и переживания, а так же эмоциональные состояния других людей. Педагог-психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами, которого являются позы, мимика, жесты, обучает пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог-психолог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывает разное настроение, что свое внутренние отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
II Раздел « Жизнь в мире с собой и другими»
Предполагает обучение детей этически ценным формам и конструктивным способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать. Педагог-психолог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Второй модуль программы (для родителей)
Перезагрузка родителей « Люби меня, как я тебя»
Этот модуль программы предназначен для родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью помочь им стать более эффективными и счастливыми в своей семье, улучшить детско-родительские, родительско-детские и супружеские отношения, научиться более спокойно реагировать на «внешние» раздражители, позволить себе иначе взглянуть на себя, своих близких, на семейные взаимоотношения.
Став участниками программы, родители учатся лучше понимать своего ребенка, супруга, самого себя; начинают понимать причины различных эмоциональных состояний себя, ребенка, супруга(и) и других людей своего окружения.
Основные задачи этого модуля:
- Психодиагностика и психокоррекция родительско-детских отношений.
- Психологическая коррекция проблемных особенностей личности (агрессивного поведения, тревожности, неуверенного поведения, страхов, тревожности и т.п.).
- Развитие родительских способностей.
- Развитие супружеских способностей.
- Формирование модели успешного родителя с учетом индивидуальных возможностей и способностей личности.
- Психотерапия семейных кризисов.
- Профилактика семейных кризисов.
- Психотерапия возрастных кризисов.
- Профилактика возрастных кризисов.
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
- Развитие навыков эффективного общения развитие уверенности и лидерских способностей.
- Формирование этикетного поведения.
- Развитие навыков предотвращения конфликтных ситуаций.
Модуль включает в себя следующие тематические разделы:
-
- 1 раздел. «Родительская эффективность»
- Какой Я РОДИТЕЛЬ.
- Самопознание родительских способностей.
- Создание образа ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ.
- Повышение родительской эффективности.
2 раздел. «Детки бывают разными»
- Эффективные взаимоотношения с детьми.
- Навыки взаимодействия с тревожными детьми.
- Навыки взаимодействия с агрессивными и гиперактивными детьми.
- Взаимодействие с аутичными детьми.
3 раздел. «Семь Я».
- «Мой стиль родительства»
- «Играем вместе»
4 раздел. «Супружеская эффективность».
- Развитие навыков эффективного супружеского общения
- «Семейная история»
- Понятие семейных кризисов
- Психотерапия семейных кризисов
5 раздел «Игротерапия общения с детьми»
- Психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений.
- Базовые потребности ребенка.
- Психотерапия детско-родительских отношений.
6 раздел. « Работа с семейной историей».
- Диагностика семейной истории
- Психокоррекция семейной истории
- Создание модели «Идеальной семьи»
Занятия имеют постоянный характер. Группы встреч проводятся один раз в две недели.
Формы работы по программе: индивидуальная и групповая
Методы:
Индивидуальная работа:
- Тестирование, беседа;
- Информирование по результатам диагностик;
- Консультации по существующим проблемам.
- Коррекционная работа по индивидуальной программе.
- Системно- родовая терапия
- Психотерапевтические упражнения по методу символдрамы
Групповая:
- Беседы.
- Психотехнические упражнения;
- Тренинги ;
- Арт-терапевтические мастерские.
Групповые коррекционные занятия ориентированы на следующие поведенческие сферы:
- оптимизации процесса адаптации;
- по снижению уровня агрессивности;
- формирование адекватного поведения;
- на определение вредных привычек.
- воспитанию отрицательного отношения к вредным привычкам;
- на сплочение группы, развитие чувства принадлежности к группе,
- снижение тревожности, агрессивности;
- на развитие коммуникативных навыков;
- обучение умению определять свои чувства и чувства других людей, развитие толерантности.
Оформление документации на детей, находящихся в СРЦ:
- Документирование протоколов исследований.
- Составление характеристик на несовершеннолетних детей.
- Составление программ реабилитации.
- Оформление результатов мониторинга.
- Оформление результатов тестирования для организаций (судов, медицинских, экспертных учреждений).
- Составление рекомендаций для родителей.
Сопровождение педагогом-психологом детей в государственные учреждения (Суды, медицинские и экспертные учреждения, органы опеки и попечительства) с целью информирования специалистов о психологических особенностях воспитанников;
- Для оказания психологической поддержки и снятия психо – эмоционального напряжения несовершеннолетнего.
- Подготовка ребенка для встречи с приемными родителями.
- формы психокоррекционной работы с несовершеннолетними воспитанниками:
Индивидуальная и групповая:
Разработка программы:
По запросу руководителей ГБУ СОН СРЦ психологом Ратобыльской Г.М. были проанализированы наиболее актуальные, часто встречающиеся проблемы. Выявленные проблемы: педагогическая запущенность, отсутствие позитивных жизненных и профессиональных целей. Отсутствие стандартов и документации в применении диагностических методов и реабилитационных программ.
После того, как проблемы были обсуждены с руководителями СРЦ, психолог начал разработку следующих тем:
- Психодиагностика в учреждениях СРЦ. Стандартизация методов.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к программе «Перезагрузка любовью»для дошкольников.
№
п/п |
Название тем | Возраст
детей |
Кол-во теорет.
часов |
Кол-во
практ. часов |
Всего часов | ||
1 раздел: «образ» Я», эмоции» | |||||||
1. | Вводное занятие. Обсуждение групповых правил. | 3-4г. | 15мин | 15мин | 1 | ||
5-6л. | 15мин | 15мин | |||||
2. | «Кто я , какой я?» | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
3. | Радость – эмоциональное состояние | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
4. | Удивление- эмоциональное состояние | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
5. | Страх- эмоциональное состояние | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
6. | Гнев – эмоциональное состояние | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
7. | Интерес- эмоциональное состояние | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
8. | Наши эмоции | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
9. | Мой ласковый и нежный зверь | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
10 | Общение с животным. Медведь | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
11. | Общение с животным. Волк. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
12. | Путешествие в сказку. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
13. | Автопортрет. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
Теремок. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | |||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
2 . раздел .Жизнь в мире с собой и другими | |||||||
14. | С кем я живу. Мое окружение. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
15. | Моя семья. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
16. | Правила домашнего этикета. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
14. | «Как поддерживать больного друга» | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
15. | Дружба творит чудеса | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
16. | Игрушки. Навыки доброжелательного общения. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
17. | Сказочная страна. Навыки доброжелательного общения. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
18. | Что делать, если…Проработка проблемных ситуаций. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
19. | Что делать, если…Проработка проблемных ситуаций. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
20. | Наши чувства и действия. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
21. | Лягушки-путешественницы. | 3-4г. | 10мин | 15мин | 0,45 | ||
5-6л. | 10мин | 15мин | |||||
Всего за полугодие | 15,75 часов | ||||||
всего за год | 31,5часов |
Занятия проводятся 1 раз в неделю с возрастными подгруппами дошкольников 3-4 лет и 5-6 лет отдельно.
Учебно-тематический план программы «Перезагрузка Любовью» для младших школьников отделения социальной реабилитации.
№
п/п |
Название тем | Кол-во теорет.
часов |
Кол-во
практ. часов |
Всего часов | |||
1 раздел: «образ» Я», эмоции» | |||||||
1. | Кто Я? Какой Я? | 20мин | 40мин | 1час | |||
2. | Я и мое тело. | 20мин | 40мин | 1час | |||
3. | Мое настроение. | 20мин | 40мин | 1час | |||
4. | Наши эмоции. | 20мин | 40мин | 1час | |||
5. | Вред и польза эмоций. | 20мин | 40мин | 1час | |||
6. | О букве «Я». Самооценка | 20мин | 40мин | 1час | |||
7. | Самооценка. Самопрезентация. | 20мин | 40мин | 1час | |||
8. | Самооценка. Принятие себя. | 20мин | 40мин | 1час | |||
Я и другие | |||||||
9 | С кем я живу? | 20мин | 40мин | 1час | |||
10. | «Моя семья». | 20мин | 40мин | 1час | |||
11. | Преодоление трудностей | 20мин | 40мин | 1час | |||
12. | Доброта в нашей жизни | 20мин | 40мин | 1час | |||
13. | Учимся говорить о проступке | 20мин | 40мин | 1час | |||
14. | Почему трудно признать свою вину? | 20мин | 40мин | 1час | |||
15. | Детские жалобы. | 20мин | 40мин | 1час | |||
16. | Всегда ли мы поступаем правильно? | 20мин | 40мин | 1час | |||
17. | Можно ли справиться со злом? | 20мин | 40мин | 1час | |||
18. | Учимся справляться с чувством протеста. | 20мин | 40мин | 1час | |||
19. | Учимся справляться с чувством обиды. | 20мин | 40мин | 1час | |||
20. | Мама-надёжный защитник. | 20мин | 40мин | 1час | |||
21. | Что делать, если…? Проработка проблемных ситуаций. | 20мин | 40мин | 1час | |||
22. | Итоговое занятие. | 20мин | 40мин | 1час | |||
Всего часов. | 7,3 часов | 14,6 часов | 22 часа | ||||
Всего в год часов | 44часа |
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план программы «Перезагрузка Любовью» для подростков (11-17 лет) отделения социальной реабилитации.
№
п/п |
Название тем | Кол-во теорет.
Минут |
Кол-во
практ. минут |
Общее количество |
Раздел 1. Образ Я | ||||
1. | Знакомство с группой, групповыми правилами. | 30мин | 60мин | 1,30 |
2. | Сплочение и доверие. | 30мин | 60мин | 1,30 |
3. | Общение и умение слушать | 30мин | 60мин | 1,30 |
4. | Знакомство с самим собой | 30мин | 60мин | 1,30 |
5. | Кто Я? Какой я? | 30мин | 60мин | 1,30 |
6. | Зачем нужны эмоции? | 30мин | 60мин | 1,30 |
7. | Мои желания, чувства | 30мин | 60мин | 1,30 |
8. | Самооценка. Диагностика. | 30мин | 60мин | 1,30 |
9. | Здравствуй Я, мой единственный. | 30мин | 60мин | 1,30 |
10. | Я- глазами родных. Я- глазами других | 30мин | 60мин | 1,30 |
11. | Мой выбор. | 30мин | 60мин | 1,30 |
12. | Я взрослый? Ответственность. | 30мин | 60мин | 1,30 |
13. | Мои проблемы. | 30мин | 60мин | 1,30 |
14. | Мое будущее. | 30мин | 60мин | 1,30 |
Раздел 2. Жизнь в мире с собой и другими | ||||
15. | Все мы разные | 30мин | 60мин | 1,30 |
16. | Моя и твоя уникальность | 30мин | 60мин | 1,30 |
17. | Когда тебе плохо | 30мин | 60мин | 1,30 |
18. | Мои права и права других людей. | 30мин | 60мин | 1,30 |
19. | Умение сказать «НЕТ» | 30мин | 60мин | 1,30 |
20. | Преступление и наказание | 30мин | 60мин | 1,30 |
21. | Агрессия-что это? | 30мин | 60мин | 1,30 |
22. | Осознание своей агрессии и своих возможностей | 30мин | 60мин | 1,30 |
23. | Осознание своей агрессии и своих возможностей. Как победить дракона? | 30мин | 60мин | 1,30 |
24. | Нейтрализация агрессивного поведения подростков. | 30мин | 60мин | 1,30 |
25. | Общение и умение слушать. | 30мин | 60мин | 1,30 |
26. | Учимся взаимопониманию. | 30мин | 60мин | 1,30 |
27. | Мы против наркотиков! | 30мин | 60мин | 1,30 |
Всего часов в полугодие | 40,5 часов |